Индивидуальная психология А.Адлера.


Альфред Адлер, как и Карл Юнг, был учеником З. Фрейда к также разошелся со своим учителем» построив свою собственную психоаналитическую концепцию. Он покинул Венское психоаналитическое общество в 1911 году, отказавшись от поста его президента (с ним ушло еще 9 членов общества), и основал собственную организацию - Ассоциацию Индивидуальной Психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Очень много работал в области образования, в особенности в области обучения самих учителей.

 

Основные идеи

Основные принципы Адлера - холизм (принцип целостности), воплотившийся в идее единства индивидуального стиля жизни, стремление индивида к власти и агрессия, социальный интерес или общественное чувство, направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой (мотив власти и агрессии) [7]. В то же время человеку врождены так называемые кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не удовлетворены, то личность не может быть счастлива. Сюда относятся такие чувства как любовь, дружба, доверие, альтруизм, желание сделать вклад в человечество, чувство близости, родства и т.д. Эти идеи в значительной степени противоречат классическому психоанализу и во многом способствовали возникновению гуманистической психологии.

В то же время ключевым понятием для него является «комплекс неполноценности» (или как сейчас уточняется [6] - «комплекс недостаточности»), он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических размеров в и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается детей часто болеющих, имеющих те или иные физические недостатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего недостатка.

Комплекс неполноценности может возникнуть как в результате наличия реального физического недостатка, так и в случае недостатка внимания и любви, неспособности добиться таких же успехов как другие дети, в случае частых болезней, бедности, насилия, угрозы смерти и вследствие избалованности в родительской семье.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к "цели победы", Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии u борьбы за власть. Однако, агрессию он понимал не как стремление к уничтожению противника, но скорее как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти скорее как мотив лежащий в основе стремления к превосходству и самосовершенствованию, то есть побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность. (Вспомним пример Александра Суворова, росшего болезненным и хилым мальчиком, или пример Демосфена, набиравшего камешки в рот, чтобы бороться со своим косноязычием.) Как считал Адлер, в самом комплексе неполноценности нет ничего страшного, более того, именно ему мы обязаны всеми улучшениями в жизни человечества.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает в себя общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то она развивается в конструктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни.

Однако некоторые люди борются за личное превосходство любой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать и подавлять их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство такого рода - это невротическое извращение, результат очень сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Замечено, что большинство тиранов были низкорослыми мужчинами, кроме того анализ детства Сталина и Гитлера выявил многочисленные факторы, способствующие развитию комплекса неполноценности.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, не безопасности, неуверенности и слабости в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту профессию в детстве как средство справиться с ощущением не безопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется значительное расхождение и даже противоречие между сознательным. и бессознательными жизненными целями, последние играют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

Каждый индивидуум выбирает свой жизненный стиль, то есть уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущееся независимыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей индивидуума, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолировано, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны.

 

Пример.

Если человек устремлен к цели власти над другими людьми ради самого факта власти, основным средством достижения этого считая борьбу с людьми, то он будет развивать в себе специфические черты личности: амбициозность, подозрительность, умение интриговать, способность предавать друзей, легко менять убеждения, если надо, ловко пользоваться моментом, давать ложные обещания, производить нужное впечатление и т.д.

Если же он хочет сделать свой вклад в жизнь общества и власть для него лишь инструмент для освобождения людей, достижения справедливости, развития и благополучия общества, то он будет формировать в себе другие черты: принципиальность, верность идеям, надежную дружбу с единомышленниками, честность и прямоту, способность убеждать, доброту и т.д.

 

Отсюда понятно, что основой целостности личности по А.Адлеру является стиль жизни, из которого проистекают все остальные ее особенности. Вот почему его школа называется «индивидуальная психология», а ведущим принципом является холизм. В этом смысле А.Адлер был пожалуй первым и наиболее последовательным «системщиком» в психологии.

Можно указать на три основных стиля жизни индивидуума:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

Примером может служить успешная профессиональная карьера, связанная со служением людям. Представим себе замечательного хирурга, который спасает жизнь сотням людей. Это огромная власть, власть над жизнью и смертью. Это превосходство над другими, но превосходство, которое не унижает, а восхищает. В то же время это реализация добрых социальных чувств как со стороны самого врача к людям, так и со стороны людей к нему.

2. Гиперкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты или способности.

Это не означает, что всякое феноменальное развитие таланта является гиперкомпенсацией, талант может развиваться и по пути нормальной компенсации. Гиперкомпенсация в понимании Адлера, является обратной стороной определенной ущербности, которая остается несмотря на сверхразвитие способностей, страдают прежде всего нормальные межличностные связи человека с другими людьми. В таком случае талант может развиваться как способ оправдать свою неполноценность, по принципу: «А за то...»

Также гиперкомпенсация может приводить к усиленному развитию какой-то одной черты личности: властолюбия, скупости, подозрительности, лживости, авантюристичности и т.д. Подмечено, что великие властители и полководцы, часто бывают низкого роста, например, Наполеон, Кутузов, Суворов (в детстве был болезненным мальчиком), маршал Жуков и др. Такие тираны как Гитлер и Сталин в детстве были очень унижаемы, кроме того они были низкорослыми мужчинами. Все ближайшее окружение Сталина было низкорослым, а самым маленьким был кровавый нарком Ежов.

3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации нормальными способамии вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу [7].

В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не идет по пути социальных достижений и ведет жизнь в фантазиях, которые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к любым естественным обязанностям: он не может заниматься домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, следовать логике, хранить верность, работать, признавать чужие права и т.д. Все перечисленное он ощущает как невыносимое принуждение. Логика, эстетика, правила языка, любовь, забота о ближнем, сотрудничество, доверие и т.д. - против них направлено поведение стремящегося к изоляции властолюбивого невротика.

Вся его активность упирается в малый круг семьи, где он по сути дела является тираном на основании своей «болезни», и все, что он «делает» - это отстаивает свои привилегии с помощью страхов, навязчивых состояний, обмороков, депрессии и даже психозов. Тем не менее такое поведение нельзя рассматривать как симуляцию, поскольку это происходит бессознательно.

 

Пример.

Женщина 35 лет, занимавшая достаточно престижную должность, вынуждена была оставить работу, чтобы заботится о своей дочери 8 лет (бабушка, которая занималась этим ранее заболела). Через два месяца женщина заболела сама, только уже психически (диагноз - острое психотическое заболевание). После нескольких месяцев лекарственной терапии ее состояние значительно улучшилось, но полного выздоровления не наблюдалось. Она производила впечатление сутулой старушки с колючим и мрачным взглядом, она не могла заниматься ни какими домашними делами, постоянно конфликтовала с дочерью, почти полностью прекратила сексуальные отношения с мужем, жаловалась, что ничего не помнит из того, что читает, занималась постоянными самообвинениями, что мучает свою семью, но ничего не может поделать, по словам мужа ранее у нее наблюдались бредовые идеи. Семья пригласила меня для консультаций.

В ходе терапевтических бесед выяснилось, что в детстве она чувствовала недостаток любви и заботы о себе (она росла с отчимом), очень завидовала подруге, которая получала много любви в семье и у которой «все было». Тогда она как бы «сжалась в кулак» и решила, что всего сама для себя добьется, что она и делала всю остальную жизнь, на работе она была «борцом за справедливость». Она действительно добилась того, чего хотела, но когда вынуждена была «сесть» дома - заболела.

В ходе 9-ти терапевтических встреч я помог ей осознать, что ее заболевание явилось следствием комплекса неполноценности и жажды реванша, что ее самообвинения только усиливают ее состояние. В результате проведенной терапии - она смогла заниматься домашними делами, восстановилась память, она возобновила сексуальные отношения с мужем, отношения с дочерью значительно улучшились, выражение глаз стало мягким, сутулость прошла, весь облик обрел нормальную женственность.

В одну из встреч, имевшую кульминационное значение, она пожаловалась, что первые три дня после предыдущего сеанса она чувствовала себя хорошо, а потом «болезнь снова настигла» ее. Психолог напомнил ей, что в ходе предыдущих встреч они уже поняли, что «болезнь» - это какая-то часть личности самой клиентки. Затем я поставил стул перед клиенткой и предложил ей представить, что «болезнь» находится на нем.

«Если болезнь Вас настигает, то это зачем-то нужно. Наверное, она Вас от чего-то защищает?» - сказал он.

«Я Вас не понимаю, - возмущенно ответила клиентка, - да она все отняла у меня!»

«Хорошо. Пусть все то, что она отняла находится с этой стороны стула, теперь я отодвигаю стул и все это хлынуло к Вам потоком... Что это такое?»

«О! Это любовь...Любовь моих близких, моего мужа, моей дочери, моих друзей. Это то, что для меня дороже всего! Этого всего она меня лишила...»

«Понятно. - Психолог ставит стул на место. - Значит «болезнь защищает Вас от любви...»

Агрессивно: «Я не понимаю Вашей логики. Она у меня все отняла!»

«Но мы же договорились, что это часть Вашей личности... Значит Вам это зачем-то нужно...»

«Вы какую-то ерунду говорите, мне это не нужно. Она меня измучила, все отняла.»

«Ладно. Не вспомните ли Вы был ли в Вашей жизни случай, когда бы Вы отказались от любви?»

«Да, в 9-ом классе был один мальчик. Он так меня любил...Как собачонка за мной бегал, готов был в окошко по моему слову выпрыгнуть. А я его пинала...»

«Что Вам давало то, что Вы его «пинали»?»

«Возможность помучить...Ну, власть...»

«Значит Вы отказывались от любви ради власти...»

«Боже мой! (хватается за голову). Действительно я же всеми ими властвую, они вокруг меня носятся...Неужели я отказалась от их любви ради власти?! Что же делать?!»

«Отдавайте всю власть, которую Вы в себе ощущаете в себе, назад этой болезни (показывает на стул), пока не избавитесь от нее полностью.»

Клиентка несколько минут сосредоточенно работает, мысленно расставаясь с властью (процесс необходим для растождествления с осознанным нежелательным качеством) при этом заметно, как расслабляется ее тело, глаза начинают светиться мягким светом. Наконец она говорит, что «болезнь» на стуле растаяла, власть ей больше не нужна. Она подтверждает, что чувствует как любовь, которую она утратила ранее возвращается к ней.

«Как Вы чувствуете себя в целом?»

«Я уже много лет так хорошо себя не чувствовала...»

Работа продолжалась на последующих сеансах, но анализируя данный ее этап, можно понять, что клиентка с помощью болезни властвовала над малым кругом семьи и, что власть и любовь - вещи несовместимые.

Что еще важно - после 9 сеансов восстановились все нормальные психические функции, а это еще раз подтверждает, что у клиентки не было никаких нарушений работы мозга, все симптомы были следствием внутрипсихического конфликта, ее ухода в болезнь.

 

Еще одной составляющей теории А.Адлера является концепция о роли порядка рождения ребенка в семье. Например, первенец, до появления второго ребенка, в семье получает безграничную любовь и заботу от родителей. Рождение же второго ребенка означает для него как бы «лишение трона» и он склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Но прошлого не вернуть и поэтому он обычно идет по пути социальных достижений, стремится к власти и лидерству. Первенцы обычно достигают более существенных социальных успехов, чем вторые дети и обладают более высоким интеллектом, что подтверждается статистическими данными.

На своем терапевтическом опыте я убедился, как тяжело переживает рождение брата старшая сестра. Мне известно несколько случаев развития невроза на этой почве. Видимо это связано с тем, что ей труднее компенсировать потерю «трона» на пути социальных достижений и она чувствует, что все равно будет хуже мальчика, поскольку для родителей мальчик более ценен (как ей кажется).

 

Пример.

Как уже говорилось бывает, что старшая сестра развивает в себе настоящий невроз на почве ревности к младшему брату. В то же время одна студентка заявила, что у нее с братом прекрасные отношения. Сначала я сказал, что видимо у них очень мудрая мама, сумевшая наладить их отношения. Она подтвердила это. Но потом я обратил внимание на то, что эта студентка обладает совершенно недюжинным интеллектом, учится одновременно сразу на двух курсах института, имея собственную семью и ребенка, занимается довольно сложными проблемами психологии, требующими хорошего знания математики и аппаратуры, и одновременно обучается нетрадиционному методу лечения (рейки). То есть она идет по пути социальных достижений, как обычно делает первенец и прекрасно компенсирована в этом смысле.

 

В то же время старшего брата сестра обычно очень любит, воспринимает как покровителя и не конкурирует с ним, часто ревнует к его невесте.

Единственный ребенок никогда не борется за свое центральное положение в семье с братьями и сестрами, поэтому у него могут быть проблемы в общении со сверстниками, он ожидает от окружающих защиты и заботы. Часто у него возникает сильное соперничество с отцом.

 

Пример.

Однажды на семинаре женщина спросила меня о причинах поведения взрослого сына в семье своих друзей. Ему уже 40 лет, он постоянно и в присутствии других говорит отцу, что он лучше его, доказывает это. Я спросил, не единственный ли он сын в семье? Она подтвердила, что это действительно так.

 

Второму ребенку приходится «побивать рекорды» старшего, он как будто мчится на всех парах. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Он может ставить себе непомерно высокие цели, что повышает вероятность неудач. Часто он ищет другие пути, чем старший ребенок, поскольку на пути избранном первым ребенком он не в силах с ним соревноваться. Но его также может больше интересовать эмоциональная близость, чем социальный успех.

Последний ребенок никогда не испытывает «лишения трона» и часто является «малышом» и «баловнем» семьи. Но у него практически не ничего своего, он вынужден пользоваться вещами других членов семьи. Это может приводить к определенным невротическим проблемам. У него возникает высокая мотивация превзойти старших детей. Он часто становится самым быстрым пловцом, самым лучшим музыкантом. Адлер говорил о «борющемся младшем ребенке» как о возможном будущем революционере.

 

Терапия

Задача терапии по А.Адлеру - в полном смысле этого слова: вернуть человека в человечество. Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о присущих каждому человеку «кооперативных» чувствах нежности, доверия, любви, о чувстве общности, родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов социального чувства является развитие кооперативного поведения, которое реализуется в трех основных формах, это: работа, в той степени, в какой она нужна людям, дружба и любовь. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другимимы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация - основные черты здорового индивидуума.

Адлер выделяет три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни клиента, помощь ему в понимании самого себя, усиление его социального интереса. Он подчеркивал, что невротик как правило борется с терапевтом на каждом шаге пути, поскольку выздороветь - для него означает получить поражение, отказаться от того превосходства, которое дает болезнь, доказать же терапевту, что тот не может его вылечить - значит достичь превосходства над ним.

Чтобы определить жизненный стиль клиента, надо понять его главные жизненные цели и тот способ, которым он стремится к их достижению. Поскольку главные жизненные цели задаются еще в детстве, то Адлер часто просил клиента рассказать свои самые ранние воспоминания и наиболее выдающиеся события его детства (анализ ранних воспоминаний - отличительный метод Адлерианской терапии). Поскольку жизненный стиль невротика развивается из негативных условий детства, терапевт должен установить не имели ли места органическая неполноценность, избалованность или отверженность в детстве.

 

Пример.

Одна из моих учениц с помощью анализа ранних воспоминаний А. Адлера исследовала стиль жизни наркоманов в сравнении со стилем жизни здоровых людей. Она показала, что обобщенный стиль жизни наркомана может быть выражен в гедонистическом стремлении к достижению удовольствия (это цель жизни), при чем не существует никаких моральных запретов при достижении этой цели. Никаких других позитивных целей они не имеют и чувствуют себя изолированными существами во враждебном мире. Этот стиль жизни проистекает из определенных условий детства, прежде всего из ранней изоляции.

 

Лишь после этого терапевт может приступать к своей главной задаче - помочь клиенту понять свой жизненный стиль, свой фундаментальный подход к жизни. Когда самопонимание достигнуто, человек может исправить свой неадекватный и неадаптивный стиль жизни.

Психотерапия по Адлеру - это кооперативное усилие терапевта и клиента, отношения, в которых поддержка терапевта помогает клиенту развить способность к кооперации и общественное чувство. Адлер указывал, что в процессе терапии психотерапевт должен создавать атмосферу заботы, поддержки и чувство кооперации, которые клиент недополучил от своих родителей. Прежде всего в самом клиенте должны развиваться кооперативные чувства, с помощью которых можно преодолеть свою истинную или мнимую неполноценность.

 

 

Вопросы для контроля

1. Какие основные идеипривнес Адлер в психоаналитическую

теорию?

2. Как вы понимаете термин "комплекс неполноценности"?

3. Какими способами может выражаться в жизни человека стремление к превосходству?

4. Какие черты по Адлеру характерны для психологически здорового индивидуума?

5. В чем состоят по Адлеру черты личности невротика (уход в болезнь)?

6. Опишите основные особенности терапии по Адлеру.

 

 

Литературные источники:

1. Адлер А. О нервическом характере. -С.-Пб., М., 1997.

2. Адлер А. Понять природу человека. -С.-Пб., 1997.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. -М., 1995.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998.

5. Адлер А. Наука жить. - Киев, 1997.

6. Сидоренко Е. Терапия м тренинг по А.Адлеру. - С.-Пб., 2000.

7. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. - М., 1996.

8. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. - С.-П., 1997.

 

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 338;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.037 сек.