Использование наглядных учебных методических комплектов на уроке.
Все наглядные пособия должны иметь точное учебно-воспитательное назначение. Неправильное пользование наглядными пособиями может привести к отрицательным результатам. Поэтому к их показу следует тщательно готовиться: уточнить задачи и содержание наблюдения, заблаговременно подобрать пособия к теме, продумать их экспозицию и время показа на уроке. Все наглядные пособия, которые вывешены на доске, должны работать на уроке.
Методы наглядного обучения используются на уроке во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
2.1.Методы наглядного обучения и соответствующие им виды наглядных пособий:
-Метод иллюстраций (плакаты, таблицы, картины, зарисовки на доске и т.д.)
-Метод демонстраций (демонстрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна, кинофильмов, слайдов, видеофильмов, CD, компакт-дисков и т.д.)
-Метод наблюдений (в ходе экскурсий, пленэра, рис. с натуры и т.д.)
В зависимости от формы обучения и вида изобразительной деятельности используются и наглядные пособия.
2.2.Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукции, открытки, иллюстрации и др.), комплекты и наборы которых должны быть систематизированы по годам обучения, тематике, творчеству выдающихся художников.
Основные принципы отбора произведений изобразительного искусства:
-художественно-эстетическая ценность и качество изображения,
-соответствие программе предмета «Изобразительное искусство»,
-единство эстетического восприятия и художественной практики школьников.
Наиболее важным является подбор примеров рассмотрения основных правил, приемов и средств композиции, особенности колористического решения картины.
Особая роль отводится показу видеофильмов и кинофильмов. Учебное кино способно оказывать неоценимую услугу в обучении рисунку. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. В кабинете должна быть кино-видеотека. Методика показа фильмов разнообразна: фрагменты, продолжительные просмотры. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся очень велико.
2.3.На уроках декоративного рисования в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: фотографии музейных экспонатов, иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, кружева, народные игрушки, роспись — хохломская, городецкая, жостовская) и т. п.
2.4.Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Необходимо, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Она должна быть не только красивой, но и помогать раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи, характерные особенности строения формы. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.
В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее возникают в сознании разнообразные ассоциации и связи.
Особенно активно должна применяться наглядность при знакомстве детей с основными положениями наблюдательной (наглядной) перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке — это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке показывает, на каком уровне находились глаза художника, когда он рисовал с натуры. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут — и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме.
Также надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением, например, вида на железнодорожные пути или пейзажа, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основными законами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры: Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета.
Литература
1. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999
Тема 8 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Роль и значение педагогического рисунка в начальных классах, его виды. Особенности педагогического рисунка в 5-8 классах. Рисунок на классной доске и технические приемы его выполнения. Функции педагогического рисунка.
Педагогический рисунок – это рисунок, выполненный учителем в целях иллюстрирования и дополнения устного объяснения учебного материала. Педагогический рисунок является одним из главных средств наглядного обучения в школе. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком на уроках изобразительного искусства, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения.
К педагогическому рисунку относятся:
- рисование мелом на классной доске, планшете, листе бумаги;
- поясняющая зарисовка учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листке;
- выправление работы ученика рукой педагога.
В зависимости от назначения педагогические рисунки делятся на следующие виды: рисунок-инструкция; рисунок - графическая запись; рисунок - мультипликация; рисунок – иллюзия.
Традиционным элементом в учительской работе является рисунок на классной доске. Это прекрасный метод наглядного обучения, который помогает понять увиденное, являясь азбукой графической грамоты, влияет на правильность суждений ребенка об окружающем мире, на его умственное развитие. Ценность педагогического рисунка надоске заключается в следующем:
- на глазах ребенка изучаемый объект появляется по частям, сливаясь в понятное целое, после показа ребенку уже не так трудно выделить в предмете главное, характерное;
- грамотный рисунок учителя на доске служит образцом для изобразительной деятельности детей, развивая их графическое мышление;
- выполнение рисунка на доске доступно каждому учителю при сравнительно небольшой тренировке руки и глаза.
Различают следующие типы рисунков:
-линейный, выполненный непрерывной линией, имеющий везде одинаковую толщину, без светотени;
-штриховой, выполненный штрихами, разнообразными как по длине, так и по силе нажима;
- линейный с применением цветных мелков или аппликацией;
- тоновой рисунок.
Главной задачей учителя рисующего на доске является обеспечение одновременности рассказывания и рисования. Для того, чтобы педагогический рисунок мог дать наивысшие результаты, необходимо выполнять следующие несложные правила:
- привлечь внимание всех детей к изображению в начале показа;
- опираться на знания детей об изображаемом объекте;
- рисовать, размышляя вслух;
- опросить детей с целью проверки, насколько понятен и усвоен учащимися учебный материал;
- убедить детей с первых рисунков в своем умении рисовать.
Функции педагогического рисунка:
- иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;
- демонстрация методической последовательности работы над изображением;
- показ одной из стадий выполнения рисунка;
- разъяснение сущности строения изображаемых объектов;
- показ принципов композиционного решения рисунков;
- демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании;
- объяснение трудностей и особенностей выполнения рисунков на ту или иную тему.
Техника рисования на классной доске предъявляет свои требования и к рисовальным принадлежностям: для рисования лучше пользоваться мягким мелом; цвет доски должен быть черным или темно-зеленым, рисовать следует только на чистой доске. Более удачно в педагогическом рисунке изображение на бумаге. Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой.
Созданные в процессе урока изображения на классной доске не могут стать самостоятельными произведениями искусства, так как основное их назначение - быть подсобным материалом при беседе, объяснении задания. Однако нельзя забывать, что эти рисунки должны быть выполнены на достаточно высоком художественном уровне. Это определяется главной задачей уроков изобразительного искусства - развивать творческое воображение и изобразительные навыки школьников.
Литература
1.Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студ ХГФ. – 1998. – 311 с.
2.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999
3.Терентьев А.В. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. – М., 1981
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 330;