Информационные объекты класса – изображение
Подавляющий объем информации об окружающем нас мире (более 95%) поставляет нашему мозгу зрение. К сожалению, или к счастью, но эффективность усвоения этого типа информации нашим мозгом, т.е. логическая обработка с последующим запоминанием и использованием, крайне мала – менее одного процента.
Материальным носителем «зрительной информации» являются электромагнитные волны (фотоны) из достаточно узкого диапазона частот, именуемого – видимым спектром света. Фотоны порождаются или отражаются материальными предметами. Т.е. «зрительная информация», на уровне носителя, принципиально трехмерна (пространство) и динамична (фактор времени t).
Физическое устройство глаза. Светочувствительная поверхность, состоящая из сложно-упорядоченной системы специальных клеток (палочки и колбочки), на которую фокусируются световые волны. Принцип фокусировки – однолинзовый (хрусталик глаза), поэтому на сетчатке отображается «перевернутое изображение реальности». Поглащая квант света светочувствительная клетка генерирует электрохимический импульс, который напрямую поступает в головной мозг, а сама клетка обязательно проходит «этап восстановления работоспособности» (сотые доли секунды). По сути (по своей физиологической организации), сетчатка глаза – это разновидность нейронных клеток мозга, т.е. глаза и мозг это единый орган, со всеми вытекающими проблемами изучения их «информационной деятельности» (см. первую главу).
Важно запомнить: «зрительная информация» поступает в наш мозг в форме «плоских картинок», которые мы будем называть – изображения. То, что видимый нами мир объемен и динамичен, наш мозг как-то додумывает сам: как-то обрабатывая поток двумерных изображений (попутно обеспечивая работой иллюзионистов и шулеров). Остальные наши органы чувств (слух, осязание, обоняние) поставляют в наш мозг информацию в форме одномерных потоков.
Макро классификация информационных объектов – изображений:
1. Текстовые изображения – строго упорядоченная (линейная) последовательность из символов (букв алфавита известного языка из класса естественных), разделенная, для удобства восприятия человеком, на строки или столбцы.
2. Чертежное (схемно-техническое) изображение, отличается принципиальной двухмерной организацией, т.е. отсутствием четко выраженной последовательности чтения (записи) отдельных фрагментов (составляющих деталей) изображения.
3. Иллюстрационное изображение – передает информацию через художественные образы, посредством формы и цвета.
4. Анимационное изображение – добавляет эффект динамики (имитации движения) и эффекты объемности изображения.
5. Виртуальная реальность – добавляет фактор управляемости обзором изображения, т.е. вводится возможность осмотра предметов с разных точек и в разных направлениях.
Аппаратное обеспечение ЭВМ, реализующее ввод/вывод изображений, имитирует сетчатку глаза.
Опр. Растр (raster) – базовый элемент растрового изображения, т.е. цветовая точка (пятно) стандартного размера на плоскости изображения.
Опр. Пиксель (pixel) – синоним понятия растр, обычно применяется для изображения на экране монитора.
Опр. Растровое изображение – совокупность цветовых точек, упорядоченных в форме прямоугольной таблицы.
Опр.Цветовое решение изображения – максимальное число различаемых цветов (оттенков) присутствующих в изображении.
Размеры (изображения, экрана) определяются количеством цветовых точек в одной строке - Nx и количеством строк - Ny. Строки принято номеровать целыми числами iy = 0, 1, 2, … (Ny-1) сверху вниз. Столбцы (номера точек в строке) также номеруются начиная с нуля ix=0, 1, 2, 3,…(Nx-1) и слева направо. Номера строк и столбцов (ix, iy) образуют координатную сетку, однозначно адресуя каждую цветовую точку:
0 1 2 3 . . . . ix . . . . Nx-1 Ось X
0
1
.
.
iy
.
Ny-1
ОсьY
Опр. Палитровая кодировка цвета: из аппаратно реализуемой совокупности цветов выбирается некое подмножество цветов или оттенков – палитра. Выбранным цветам палитры присваиваются целочисленные номера
ic= 0, 1, 2, … (Nc-1). Обычно, номер 0 – соответствует черному цвету (точнее полному отсутствию цвета), а Nc-1 задает белый цвет. Nc - количество цветов палитры (обычно 16, 24 или 256).
Опр. RGB кодировка цвета основана на физиологическом свойстве человеческого глаза - имитировать цвета видимого спектра посредством непропорционального смешения всего трех основных цветов: R(red) - красный, G(green) –зеленый, B(blue) – голубой.
Область изменения яркости (интенсивности) каждого из базовых цветов разделяется на 256 равномерных интервалов, которым присваиваются соответствующие номера, опять же начиная с нуля. Для имитации любого цвета из видимой области достаточно указать три целых числа, которые задают интенсивности его красной, зеленой и голубой составляющих:
Имитируемый цвет спектра | R | G | B |
Ярко красный | 255 | 0 | 0 |
Ярко зеленый | 0 | 255 | 0 |
Желтый | 233 | 205 | 46 |
Фиолетовый | 239 | 52 | 225 |
Опр. Разрешимость (Nx, Ny) и цветовое решение Nc определяют тип графического режима экрана:
EGA = 480/360/16
VGA = 640/480/16
SVGA= 800/600/256
и т.д.
Следует напомнить: один и тот же аппарат-монитор может работать, по желанию пользователя, в одном из нескольких, доступных ему режимов.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 263;