Особенности возникновения и развития социологии в азиатской (восточной) социокультурной традиции


В современной российской социологии, в западной социокультурной традиции обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходило и происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах – Китае, Индии, Японии, Вьетнаме, Корее, Пакистане, Индонезии и др. Это – результат экспансии в XIX-XX вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования ее идей и образа жизни на территории нашей страны большую часть текущего столетия.

Между тем история зарождения и эволюции социологического мышления, выраставшего на Востоке также преимущественно из мифологических, религиозных и философских учений, опыта социальной жизни и культурного развития, взаимодействия человека с обществом и природой, также очень богата, многогранна, во многом уникальна. В российских, как и в европейских, американских учебниках по социологии этого материала нет не потому, что он в принципе отсутствует. Его почти нет в силу многолетнего игнорирования роли восточной социальной мысли и преувеличенного значения опыта западной социокультурной традиции, ориентированной преимущественно на технократически-универсалистское развитие, прогрессистское видение истории общества и человека, мировой культуры в целом.

Переосмысление сложившейся в XX в. в социологии ситуации происходит в Европе и Северной Америке на основе достижений социальной мысли приверженцев Французской школы социологов, отечественной философии, истории культурологии, прежде всего, конечно, Н.Я. Данилевского (1822-1885) как автора концепции "культурно-исторических типов" народов. На пороге XXI столетия стала очевидной ошибочность видеть историю и современные достижения социологии только в контексте европейской, западной социокультурной традиции. В этом нас убеждают, по крайней мере, следующие сведения о вкладе и своеобразии развития социологического мышления на Востоке как отдельных религиозно-философских, философско-этических учений, так и их представителей.

Прежде всего нельзя не сказать о брахманизме – одной из древних религий Востока, возникшей в Индии как развитие ведической 74>>> религиозной мысли и практики в период становления раннего рабовладения. Брахманизм опирается на священную литературу, куда входят Веды и обширные к ним комментарии (Упанишады, брахманы, арньяки). В этой литературе дается религиозно-философское обоснование делению общества на варны, особые слои, а также учения о переселении душ.

Важнейшими добродетелями, нормами индивидуальной и общественной жизни брахманизм считал беспрекословное подчинение брахманам, проповедникам (учителям) брахманизма – "святым отцам", обожествление царской власти государя, выполнение "дхармы своей варны" 75>>>, соблюдение предписываемых той или иной варне (слою, общине) обрядов, правил поведения, норм жизни.

Соблюдение этих правил, согласно ведическим текстам, создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а, в конечном счете, к слиянию с высшим абсолютом – богом-творцом Брахмой, так как все живые существа являются его частицами. Нарушение таких требований ведет к несчастливым перерождениям, утрате жизненных сил человека, ухудшению его положения, влияния в обществе.

В этом древневосточном религиозно-философском, социально-этическом учении, со всей очевидностью, обнаруживают себя уже достаточно развитые представления о человеке и социуме, единстве и различиях общественного и природного, духовного и материального. Социальная мысль здесь еще вплетена в общее религиозно-философское мышление, но она уже явно обнаруживает социологические элементы. В ней сосуществуют идеи взаимообусловленности судеб человека и общества, социальной дифференциации населения, его прав и обязанностей, соподчинения в практике социальной жизни.

Еще более характерно в этом смысле возникновение и развитие на Востоке буддизма – одной из мировых религий, зародившейся также в Индии (середина I тысячелетия до н.э.) и распространившейся в последствии в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также на Дальнем Востоке. Из множества религиозных течений, возникших на основе брахманизма и отошедших от него, при энергичной поддержке светской власти (императора Асиоки) в Индии сложились основы буддийской организации духовно-религиозного развития, соответствующего этико-социального мышления.

Буддизм выступил против религии и философии, этико-социальных представлений брахманизма. Он провозгласил возможность спасения не только избранным, просветленным, но доступной для всех (кроме рабов). Это духовно-религиозное равенство, провозглашенное буддизмом, создало для него широкую социальную базу для распространения, стало очень привлекательным среди бедных слоев населения в большинстве азиатских стран.

Вместе с тем, социальная философия и политика буддийской церкви не предлагала какие-либо общественные преобразования и сводилась к проблематике личного "спасения", непротивления злу, нравственному самосовершенствованию. Главной целью человека буддизм считает выход из фатального круга, цепи перерождений (смертей-рождений), в которой статус живого существа при каждом следующем рождении определяется соотношением положительной и отрицательной активности в предыдущем существовании – кармой. Спасение при этом мыслится как погружение в нирвану – то состояние Будды, которое характеризуется как абсолютный покой, освобождение от страстей и желаний, от сопутствующих им страданий.

Нравственным идеалом буддизма выступает "ахимса" – абсолютное непричинение вреда окружающему. Философская проблематика буддизма сводится к анализу психики, психических сил человека в связи с обоснованием путей "спасения", а религиозная практика – к их осуществлению.

В I-II вв. до н.э. буддизм разделился на два основных направления – хинаяну и махаяну. Хинаяна нацеливает верующих, духовное развитие человека, его силы на индивидуально-монастырский путь спасения, путь самоспасения через самопознание и личное нравственно-религиозное самосовершенствование.

Широкое распространение, особенно в Китае, получили различные школы второго направления буддизма – махаяны, предлагающей возможность "спасения в миру" с помощью буддийских божеств (будд, бодхисаттв). Махаяна содержит очень характерный для нее тезис, положения о тождестве "проявленного" ("сансара") и "непроявленного" ("нирвана") бытия, что составляет основу учения о необходимости положительной активности человека в общественной жизни как его деятельного служения, а также учения о бодхисаттвах – потенциальных буддах, отказывающихся от нирваны ради помощи другим людям, стремящимся к ее достижению.

Такого рода представления также содержали очевидно выраженную социологическую компоненту, ориентируя людей на определенное их взаимодействие друг с другом, отношение к среде обитания, к себе самим, обществу и государству, их институтам. При этом буддизм традиционно противостоял в Китае, как и на Востоке в целом, конфуцианству и даосизму.

Даосизм – традиционная китайская религия и одно из главных направлений философской мысли, возникшее еще в IV-III вв. до н.э. Принципы и основное содержание этого учения изложены в книге "Дао де цзин", авторство которой приписывается полулегендарному мыслителю древности Лао-цзы. Главное, исходное понятие в нем "дао", означающее сущность и первопричину мира, источник его многообразия и жизнестойкости, "матерь всех вещей". Понятие "дао" означает и некий естественный "путь", по которому должен следовать окружающий человека мир и все люди.

В религиозной интерпретации даосизма естественные процессы в природе и обществе получают мистическое истолкование, определяется божественный пантеон, возглавляемый Троицей – Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы (творец духа) и Пань Чу (творец мира). При этом религиозная организация строится по иерархическому принципу, где важную роль играют жрецы и монахи.

В V в. н.э. даосизм становится в Китае государственной религией, где четко регламентированы основы вероучения, догматы религиозно-социальной жизни, ее взаимодействия со светской жизнью общества и государства. При этом в рамках даосизма возникает много сект, течений, отличающихся самостоятельной интерпретацией и теологических, и общественных проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих.

Для даосизма характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, других мистических представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравственного самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достижения долголетия, которая включает особую диету, систему физических упражнений и др. В то же время они занимались обычно изгнанием "злых духов", гаданиями и т.п.

Совершенно очевидно, что и это направление религиозно-философского, бытового массового сознания содержало и содержит элементы социального знания, определенного социологического мышления. Без осмысления этого явления в социокультурной жизни стран Востока невозможно понимание культуры социальной жизни азиатских обществ, специфики становления здесь социологического мышления.

Этот вывод подтверждается и анализом конфуцианства, особенно значимого для Китая. Основоположником конфуцианства считается древнекитайский философ, педагог Кун-цзы (Кун-чжунни) (551-479 гг. до н.э.). В центре его философско-этического учения находились проблемы человека, его умственного, духовного развития, места и роли в обществе, в мире.

Конфуций полагал, что судьба человека, как и все в мире, определяется Небом, а значит деление людей на "благородных" и "низких", "вышестоящих" и "нижестоящих" не является постоянным, оно изменчиво. При этом "государь всегда должен быть государем, подданый – подданным, отец – отцом, сын – сыном". Последнее, несомненно, отражало стремление сохранить стабильность, устойчивость развития общества, жизни человека и социума, сохранять существующий порядок общественной жизни.

Однако, характерно и то, что Конфуций разработал концепцию идеального человека (Цзюнь-цзы), благородного мужа, которым становятся не благодаря происхождению или общественному положению, а в результате достижений высоких нравственных качеств: гуманности, справедливости, верности, искренности, сыновней почтительности. Идеи Конфуция сыграли определенную роль в развитии социального мышления, культуры Китая, оказали серьезное влияние на соседние страны, мировое социально-нравственной развитие.

Таким образом, специфика древних религиозно-философских учений во многом определяла и определяет контекст формирования и развития социологического знания, становление социологии как науки, культуры социального развития. Это в значительной степени обусловило особенности расцвета тихоокеанского региона, смещение сюда центров на только экономического, но и культурного развития 76>>> , что признается и западными исследователями.

В этой связи вовсе не случаен и бум в развитии и современной социологии стран Азии, прежде всего Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая, Гонконга. В особенности, конечно, показателен опыт Японии, составляющий при всем ее взаимовлиянии с Западом, уникальный пример сохранения социокультурной идентичности, оригинального пути развития социального знания вообще и социологии в особенности.

Об этом свидетельствуют не только специальные труды российских авторов, исследующих современное социальное знание Японии (Н.Р. Макиеляна, Е.А. Новичковой, Ю.Б. Козловского, Е.Г. Штайлер и др.), но и немногие пока переводные труды японских социологов (Вакио Хояси, Норио Тамара, Йохжи Ямомото и др.). Среди них заслуживают внимания как теоретические разработки, так и прикладные исследования, технологические, социоинженерные проекты.

Так, в философско-социологическом плане современную японскую социологическую мысль волнует проблема личностного развития в новом социокультурном контексте, взаимодействие традиций и новаций, взаимодействие универсальных ценностей современного мира и национальных традиций, национально-культурной идентичности. Японских социологов-исследователей интересует проблема вестернизации азиатских обществ, основы сохранения их национально-культурных корней.

В прикладном плане современные японские социологи активно разрабатывают проблемы современного управления предприятиями и фирмами, вопросы оптимизации социального контроля, управления персоналом, изучение общественного мнения, динамики социальных ориентаций, жизненных планов японцев, представителей различных слоев японского общества. Они – активные участники разработки стратегии и тактики развития фирм, их трудовых коллективов, жизненных стратегий деятельности работников персонала.

В японской социологии вполне определенно обозначены отраслевой, среднеуровневый контекст, развития социального знания и образовательной деятельности. Здесь вполне определенно характеризуются работы, созданные в русле социологии культуры и образования, социологии управления и общественного мнения, экономической социологии и социологии социальной сферы, этносоциологии и социологии коммуникаций, социологии семьи и социологии политики.

В области социального развития общественной мысли, культурной эволюции азиатские страны переживают на рубеже XX-XXI вв. масштабный подъем. И это признается на Западе. Так, например, директор Лос-анжелесского фестиваля Питер Селларс, придерживающийся авангардистских взглядов, подчеркивает: "Я думаю, что тихоокеанский регион в течение ближайших двести лет станет очень важной силой в культуре, подобно тому как европейское искусство переживало потрясающий период гегемонии, который сейчас подходит к концу" 77>>>.

Для социального развития азиатских стран, их общественного интеллекта характерна ориентация на непрерывное образование, образовательное общество. Япония в этом плане – современный классический пример. Здесь 94% учащихся остаются в учебных заведениях после достижения совершеннолетия (в США – 86%). Как реальность стоит задача всеобщего высшего образования, позволяющего человеку в новом веке жить достойной жизнью, развивать свои жизненные силы, сохранять их и восстанавливать в кризисных ситуациях.

При этом основой национального образования определяется не только вхождение в единое информационное пространство современного мира, но и освоение фундаментальных ценностей национальной культуры. Все это, конечно, в полной мере актуально для современной России.

<<<74 Ведическая религия (ведизм)– религиозное верование в древней Индии Iтысячелетия до н.э., получившее письменное закрепление в 4 книгах (сборниках молитв, заклинаний, формул жертвенного поведения и др.)– Ведах (Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе).
<<<75 Предназначения каждого представителя общины, данного слоя (класса) в обществе.
<<<76 Несбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 1990-е годы. Мегатенденции. Год 2000/ Пер. с англ. М., 1992.
<<<77 Там же. С. 208.

 

Контрольно-обучающие вопросы и задания

  1. Назовите те концепции обществознания, начало которым положил антропоморфизм. Нарисуйте схему, отражающую последовательность смены этих концепций. Охарактеризуйте каждую из них.
  2. Проследите последовательность смены теорий, основанных на отождествлении общества и государства. Установите содержание каждой из них.
  3. Выделите две противоречащие друг другу тенденции в учениях об обществе древнегреческих философов и выясните проявления этих тенденций в последующем обществознании.
  4. Дайте общую характеристику обществоведческих идей периода средневековья.
  5. Объясните, в чем проявилась эпоха Возрождения в обществознании.
  6. Охарактеризуйте эволюцию концепций естественных прав человека.
  7. Зафиксируйте общее и отличительное в разных вариантах теории общественного договора.
  8. Раскройте причины существования в обществознании утопических теорий и их развития в XVII-XVIII вв.
  9. Выпишите общие идеи непосредственных предшественников социологии.
  10. Зафиксируйте (письменно) общие идеи основоположников социологии.
  11. Установите общность и различия положений основоположников социологии и их предшественников в европейской социокультурной традиции.
  12. Приведите аргументы "за" и "против" признания основоположником социологии: а) Аристотеля, б) Д. Вико, в) Ш. Монтескье, г) Сен-Симона, д) О. Конта, е) Г. Спенсера, ж) К. Маркса, з) Ж. Кетле, и) Э. Дюркгейма.
  13. Подумайте и решите, почему теория исторического материализма К. Маркса является социологической. Чем она отличается от других общесоциологических теорий?
  14. В чем заключена суть подходов к изучению общества, называющихся: а) организмическими, б) системными, в) структурными, г) функционалистскими, д) диалектическими? Какие из названных подходов: 1) предложены основоположниками социологии, 2) использованы классиками европейской социологии, 3) применялись и развиты русскими дореволюционными социологами?
  15. Выделите общие идеи классиков европейской социологии XIX в. и охарактеризуйте отличия их теорий.
  16. Почему в социологии нет одной общепризнанной теории, объясняющей общественную жизнь, развитие жизненных сил человека и общества?
  17. С какими из следующих определений социологии Вы согласны? Социология – наука, изучающая:

а) все общество как целостную систему;

б) только одну сферу общества – социальную;

в) большие группы людей, образующие общество – этносы, классы, страны, регионы, все человечество;

г) малые группы людей (семьи, организации, трудовые коллективы);

д) всякие группы людей, в т.ч. половозрастные, профессиональные и др.;

е) поведение людей в обществе.

  1. В чем Вы видите особенности развития социологии в азиатских странах?
  2. Что общего и в чем заключено отличие между теоретической и эмпирической социологией? Сравните свой ответ на данный вопрос с тем, который дан в четвертом параграфе следующей главы.
  3. Раскройте содержание формулы "русская социологическая традиция", охарактеризуйте традиционные начала современной российской социологии.

 

Рекомендуемая литература

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с англ. М., 1993.
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Пер. с англ. М., 1998.
  3. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1999.
  4. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Ч. 1 и 2. Пг., 1921.
  5. Вакио Хаяси. Особенности национального характера японцев // Япония о себе и о мире. М., 1994. №3. С. 26-32.
  6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
  7. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего: Статьи по неклассической социологии. Барнаул, 2001.
  8. Григорьев С.И., Суббето А.И. Основы неклассической социологии. М., 2000.
  9. Гумилев Л. География этноса в исторический период. Л., 1990.
  10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  11. Жизненные силы человека: социальная метатеория или виталистская социологическая парадигма? / Под ред. С.И. Григорьева и Л.Д. Деминой. Барнаул, 2000.
  12. История буржуазной социологии XIХ – начала ХХ века. М., 1979.
  13. История социологии / Под ред. А.Н. Елсукова. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 1997.
  14. Китайские социальные утопии / Под ред. Л. Делюсина и Л. Борох. М., 1987.
  15. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.
  16. Кукушкина Е.И. Русская социология XIХ – начала ХХ вв. М., 1993.
  17. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры: XVII-XVIII вв. М., 1990.
  18. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.
  19. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы. Красноярск, 1997.
  20. Несбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 1990-е годы. Мегатенденции. Год 2000 / Пер. с англ. М., 1992.
  21. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма: Критический анализ теоретико-методологических концепций. М., 1977.
  22. Первобытное общество. Основные проблемы развития / Под ред. А.И. Першиц. М., 1975.
  23. Позитивизм и наука: Критический очерк. М., 1975.
  24. Родоначальники позитивизма. СПб., 1912. Вып. 1-4.
  25. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1920.
  26. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М., 1986.
  27. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

 

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 249;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.