Двигательная активность


Движение для ребенка — это универсальное проявление жиз­недеятельности. На различные раздражения младенец реагирует прежде всего движением (например, сосательные движения мла­денцев при раздражении губ и щек, общая двигательная актив­ность при узнавании лица матери, знакомой игрушки и т.д.). Вме­сте с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, вестибулярного аппарата постоянно поступают нервные импульсы, которые вызывают колебания тонического напряже­ния мышц и туловища, проявляющиеся непрерывными мелкими движениями, поддерживающими определенную позу и осанку. Осо­бое место и последующие возрастные периоды занимают более сложные движения, отражающие деятельность людей, связанную с их трудом и общением. К ним относятся обучение трудовым навыкам, овладение тончайшими координациями речи и письма, которые происходят под контролем двигательных зон коры боль­шого мозга.

Тонус мышц. Возрастающая роль коры головного мозга в регу­ляции движений, созревание мозжечка, полосатого тела и дру­гих структур ЦНС на первом году жизни способствуют уменьше­нию общего тонического напряжения мышц. На 2-м месяце рас­пределение тонуса между мышечными группами меняется, формируется тонус мышц-разгибателей, у детей 3—-6 месяцев — нормотония с равновесием тонуса мышц-антагонистов. Гипер­тония мышц в первые месяцы жизни обусловлена незрелостью ЦНС, преобладанием процессов возбуждения над торможением и влиянием импульсов, исходящих от красного ядра и бледного шара.

По мере онтогенетического созревания структур плаща голов­ного мозга, т.е. образований, филогенетически более новых и занимающих более высокую ступень иерархии, происходит транс­формация мышечного тонуса. Принцип иерархического функци­онирования (более молодые структуры, надстраиваясь над филогенетически более древними, подавляют активность структур, ле­жащих ниже.

 

В возрасте одного года тонус мышц вновь возрастает в связи с созреванием неокортекса префронтальных отделов лобных долей. Отделы коры большого мозга перед двигательным анализатором относятся к экстрапирамидной системе, обеспечивающей син­хронизацию мышечного тонуса и произвольных движений.

В возрасте 5 — 6 лет и в пубертатный период мышечный тонус вновь снижается, становится более зависимым от вегетативных влияний, состояния психики и тренированности.

Физиологический механизм регуляции мышечного тонуса за­ключается в следующем. В мышечном веретене в ответ на растя­жение мышц-антагонистов возникают потенциалы действия. По афферентным волокнам импульсы распространяются на тониче­ские фазовые нейроны спинного мозга — сегментарный аппарат. Более тонкая регуляция мышечного тонуса осуществляется струк­турами головного мозга различных уровней: ствола, мозжечка, базальных ганглиев и различных отделов коры головного мозга, соединенных проводящими путями (рубро-спинальным, оливо-мосто-мозжечковым, ретикуло-спинальным и др.).

Ряд рефлексов в грудном возрасте формируется вновь; они яв­ляются тоническими. К ним относятся: 1) туловищно-выпрямительный рефлекс — возникает при соприкосновении стоп ребенка с опорой, при этом наблюдается выпрямление головы; форми­руется с конца 1-го месяца; 2) рефлексы Ландау — ребенок в положении на животе поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе, формируется к 4-му месяцу.

Формирование двигательных навыков.

Созревание ЦНС на первом году жизни способствует форми­рованию активности мышц в определенную динамическую систе­му, начиная с первых хватательных движений руки по направле­нию к видимому предмету и кончая сложными локомоторными движениями: ползанием, вставанием, ходьбой.

Период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на несколько четко очерченных этапов, каждый из которых занимает нескольких месяцев и ведет к появлению определенных двигательных навыков, характерных именно для этого возраста.

 

Период от 2-годо 5-гомесяца жизни. С 2-месячного возраста начинается развитие движений рук в направлении видимого пред­мета. При встрече руки с предметом происходит его захватывание.

 


6-7 мес 8 мес 10 мес

 

Рис. 1 Этапы развития двигательных навыков у ребенка грудного возраста.

 

К концу 2-го месяца жизни у ребенка в положении на животе проявляется способность к рефлекторному тоническому сокраще­нию шейной мускулатуры и удерживанию головки. Окончательно формирование способности удерживать головку завершается к 3-му месяцу жизни. В дальнейшем в положении на животе ребенок все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища, дольше со­храняя принятое положение.

В возрасте 3 месяцев начинаются осваивание навыка ползания и использование его до начала ходьбы.

В 4 —5 месяцев развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно. Все перечисленные двига­тельные навыки продолжают совершенствоваться и в последующие месяцы грудного периода развития.

Период от 5-го до 9-го месяца. С 5-месячного возраста ребенок при поддержке взрослых учится переступать. Положение ног при переступании отличается от такового при ходьбе.

В 6—7 месяцев ребенок начинает садиться, встает на четве­реньки — готовится к принятию вертикального положения.

В возрасте 7—8 месяцев ребенок может вставать, стоять и опус­каться, придерживаясь руками за предметы, но ходить еще не способен. Однако он перемещается довольно активно и в 8 меся­цев свободно проползает большое расстояние, может спускаться или вползать по наклонной плоскости. Ползание развивает и ук­репляет мускулатуру и способствует развитию координации дви­жения.

 

Период от 9-го до 12-го месяца. Характеризуется двумя главными событиями.

Во-первых, координируется деятельность верхних конечностей. К 10-му месяцу движения рук становятся точными, плавными. Отмечается предварительное приспособление пальцев руки к форме объекта, который ребенок намеревается схватить. Возможны хва­тательные движения вслепую за счет предварительного нацелива­ния на предмет. Появляются различия в действиях правой и левой руки, которые после первого года жизни приобретают устойчи­вый характер. Этому способствует корригирующее влияние взрос­лых (игры, обучение). В 11 месяцев дети пьют из чашки, удержи­вая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, нанизывают кольца на стержень.

Во-вторых, в этот период ребенок делает первые попытки са­мостоятельной ходьбы. К концу первого и началу второго года он начинает ходить при поддержке. Началом самостоятельной ходь­бы считается день, когда ребенок без посторонней помощи про­шел несколько шагов. Однако следует отметить, что у ребенка из-за относительно большой тяжести верхней части тела и особенно головы центр тяжести расположен выше, чем у взрослого, что является причиной нестабильности вертикального положения.

 

Поддержание вертикальной позы требует сложной нервно-мышечной координации, которая у ребенка в возрасте 1 год несовер­шенна. Сохранение вертикального положения тела есть непре­рывная борьба с падением, т.е. перераспределение тонуса среди различных мышечных групп, способных сохранить тело в верти­кальном положении.

В основе физиологических механизмов произвольных движе­ний лежат условно-рефлекторные связи моторной зоны коры боль­ших полушарий. Образование новых двигательных навыков часто происходит методом проб и ошибок. Особое значение имеет при­обретение новых двигательных навыков путем подражания. При формировании новых движений существенную роль играет взаи­модействие зрительного и двигательного анализаторов.

 

Более поздние возрастные периоды. На первом году жизни со­вершенствуется процесс ходьбы. В раннем онтогенезе быстрые дви­жения, в которых имеются элементы переключения (изменение скорости, направления движения с помощью включения в актив­ность разных групп мышц), представляют большую сложность. Ребенок много времени уделяет овладению навыками смены бы­строго движения на медленное при сокращении одной и той же мышцы. Простые быстрые движения он осваивает значительно быстрее.

Быстрота двигательных реакций на ранних этапах онтогенеза находится в зависимости от степени функционального развития нервных центров и периферических нервов, что и обусловливает скорость проведения импульсов.

На втором году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. Именно в этом возрасте обнаруживаются элементы «по­лета» («прыжки» в длину). Время «полета» постоянно наращива­ется, так как с возрастом во время бега увеличивается длина шагов.

На третьем году жизни ребенок начинает подпрыгивать на ме­сте. Ведущим становится теменно-премоторный уровень орга­низации произвольных движений. Для новых движений он остается ведущим уровнем во все последующие периоды онтогенеза.

 

В возрасте 3 — 5 лет появляется игровая деятельность, что способствует развитию высшей нервной деятельности, трениров­ке памяти. Ребенок учится рисовать, играть на музыкальных инст­рументах. В 4 — 5 лет ему доступны разнообразные и сложные дви­жения: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акро­батические упражнения. Кроме того, он осваивает и более точные движения, связанные с развитием мелких мышц кисти.

Большинство детей при ходьбе держат стопы параллельно (у взрослых людей они обычно развернуты кнаружи под углом 35°). В дошкольном возрасте они незначительно развернуты кнаружи примерно у 23 % детей. Постепенно число детей, ставящих стопы под углом, увеличивается. Следует отметить, что у маленьких де­тей значительно чаще, чем у взрослых, стопы повернуты внутрь. Развертывание стоп кнаружи с возрастом обеспечивает большую площадь опоры, что диктуется изменением соотношения частей тела, а следовательно, и центра тяжести.

В возрасте 6 лет завершается один из узловых этапов в развитии двигательного анализатора: улучшается анализ тактильно-кине­стетических сигналов и усиливается концентрация нервных про­цессов. Однако координационные способности растущего организ­ма еще длительное время несовершенны.

В последующие возрастные периоды заметно увеличиваются точ­ность и меткость движений. Наиболее высокий темп динамики точности и частоты воспроизводимых движений наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсив­ным созреванием кинестетического анализатора, формировани­ем систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводя­щих путей и функциональных связей между двигательными и ас­социативными областями коры больших полушарий головного мозга.

Скорость однократного движения (указательного пальца, кис­ти руки, предплечья, плеча, шеи, туловища, бедра, голени, сто­пы) значительно возрастает к 13 —14 годам, приближаясь к вели­чинам у взрослых. В дальнейшем темп увеличения скорости дви­жения замедляется и к 16—17 годам даже несколько снижается. Затем в большинстве групп мышц скорость однократного движе­ния вновь увеличивается и достигает наибольшей величины к 20— 30 годам.

Совершенство двигательной функции обусловлено объемом и силой произвольных движений, скоростью и точностью выполнения двигательных актов, их синхронностью и экономичностью. Это достигается, с одной стороны, темпом созревания централь­ных и периферических звеньев двигательного аппарата, а с дру­гой — путем обучения и тренировки.

Знание особенностей становления и развития двигательной функции позволяет педагогу рассчитывать нагрузки для ребенка и выдвигать определенные требования в зависимости от возрастной физиологии, а тренерам — строить и совершенствовать систему воспитания движений. Известно, что в определенных видах спорта (гимнастика, фигурное катание), а также в музыке и балете педа­гоги стараются отобрать детей в более раннем возрасте, так как сложные по моторике упражнения сами приводят к усложнению связей нейронных систем мозга, когда на построение двигатель­ной функции «привлекаются» как можно больше нейронов и их связей с увеличением и усложнением синаптического аппарата и нейронных сетей в целом. С другой стороны, нельзя требовать невозможного. Особенно это касается детей с несовершенным двигательным анализатором в силу его повреждения или недо­развития.

Отмечено, что в популяции совершенно нормальных в интел­лектуальном отношении детей имеются индивидуумы с несовер­шенной двигательной функцией. Такие дети неловки, у них нару­шены тонкая координация движений и выносливость. Этот фено­мен обусловлен гетерохронией, т.е. неравномерностью созревания различных систем и отделов мозга. В таких случаях необходима упорная и терпеливая работа по воспитанию движений.

В ряде случаев при повреждении двигательного аппарата уп­ражнения по воспитанию движений, а также массаж и другие лечебные мероприятия неэффективны.

Как же помочь детям с сохранным интеллектом, но с грубыми двигательными нарушениями? В данных ситуациях технический прогресс может значительно облегчить задачу педагога-дефектолога, позволяя решить ее иначе (например, с помощью компью­тера).

 



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 412;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.