Великие географические открытия и их последствия


Особое место в процессе зарождения рыночных отношений занимали Великие географические открытия (конец ХV–ХVII век), благодаря которым удалось установить новые торговые пути, вовлечь в мировой хозяйственный оборот огромные ресурсы других стран и континентов.

Можно назвать несколько факторов, непосредственно послуживших толчком для Великих географических открытий. Прежде всего это были трудности, с которыми столкнулись европейские страны в торговле с Востоком. В ХIII–ХV веках все кратчайшие торговые пути туда были перекрыты: турки захватили Балканы и Ближний Восток, арабы — Северную Африку, Русь находилась под гнетом монголо-татарского ига. И если арабские купцы все-таки соглашались выступать в качестве торговых посредников, правда при этом взвинчивая цены на восточные товары в 8–10 раз, то на турецкой территории торговые караваны просто подвергались грабежу и разбою. Венецианские и генуэзские купцы пытались самостоятельно торговать с Востоком, но это еще больше повышало цены.

Европейские потребители восточных товаров в лице монархов и их окружения, крупных феодалов, богатых горожан уже привыкли к заморской продукции и не могли смириться с сокращением ее объемов. Поэтому западноевропейские купцы стали искать пути (и прежде всего морские) в Индию, которая была символом всех восточных стран и их богатств.

Другой причиной Великих географических открытий стала острая нехватка в Западной Европе денежных металлов — золота и серебра. Торговля с Востоком, куда перекачивалось золото, требовала постоянного пополнения денежных запасов, а имеющиеся рудники в Испании и Германии уже изрядно истощились. Термин «жажда золота» означал нехватку драгоценных металлов не только в качестве средства накопления богатств нарождающейся буржуазии, но и в качестве средства обращения.

Немаловажным фактором, способствовавшим Великим географическим открытиям, было формирование в Европе сильных абсолютистских монархий, которым требовались огромные средства для поддержания пышного двора, наемной армии и которые могли снарядить крупные морские экспедиции[39]. Деньги на эти походы кроме государства давало и купечество, надеявшееся в скором времени освоить новые торговые пути и рынки. Католическая церковь тоже благословляла такие завоевания, желая получить дополнительные земли, немалые доходы, а также новых верующих.

Неизбежный для данного периода процесс дробления феодальных поместий приводил к появлению в европейских странах многочисленных авантюристов, стремившихся любой ценой захватить богатство и земли на далеких континентах. Так, испанские и португальские дворяне-идальго, презиравшие все виды деятельности, кроме военной, были готовы ради этого к любым походам. Вслед за дворянами в рискованные и опасные экспедиции устремлялись крестьяне, мечтавшие избавиться от личной зависимости и нищеты.

Не следует забывать, что к ХV веку в Европе имелись и научно-технические предпосылки, сделавшие возможными дальние морские экспедиции. В этот период появились принципиально новые корабли: венецианские нефы грузоподъемностью до 900–1000 т, генуэзские караки (до 1500 т) и др. Но главным достоинством новых кораблей была их парусная оснастка, которая была несравненно эффективнее, чем у небольших судов, ходивших по Средиземному морю.

Лучшим кораблем тех лет считалась каравелла с тремя мачтами, пригодная для плавания в океанах. Благодаря гораздо большему количеству и удачному расположению парусов каравеллы были значительно устойчивее при штормах, обладали более высокой скоростью, могли идти нужным курсом при любом направлении ветра. Их трюмы вмещали большие запасы продовольствия и воды, необходимые для длительного плавания.

В это время на кораблях стали использоваться новые навигационные приборы (компас, астролябия), которые позволяли ориентироваться в открытом море. Были разработаны подробные лоции различных водных бассейнов, появились корабельные рули, якоря и пр. Стали изготавливаться вполне достоверные карты (так называемые портоланы), где были обозначены контуры побережий и находящиеся там порты.

Но пожалуй, самым главным фактором была победа новых взглядов на форму Земли. Геоцентрическую теорию Птолемея, господствовавшую в течение многих веков, заменила античная идея о том, что Земля имеет форму шара. Также получила распространение гипотеза флорентийского астронома Паоло Тосканелли о возможности доплыть до Индии, если отправиться в западном направлении. Первым в мире эту идею взялся осуществить генуэзец Христофор Колумб, служивший испанской короне. Он отправился на поиски Индии через Атлантический океан, в результате чего в 1492 году была открыта Америка[40].

Следует подчеркнуть, что основной целью Великих географических открытий являлись не столько научно-познавательные устремления европейцев, сколько их экономические потребности, т.е. желание найти кратчайшие и безопасные пути в Индию (и вообще на Восток), а также геополитические задачи захвата новых земель и создания там колоний. В ходе этих открытий произошло перемещение торговых путей на Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Первыми странами, захватившими заморские земли, были Испания и Португалия, которые уже в 1494 году договорились о разделе мира. Все территории, которые оказались к западу от меридиана, проходившего через середину Атлантического океана, были объявлены испанскими, а к востоку — португальскими. И в течение ХVI века сформировались колониальные империи этих стран.

Португальская экспансия, распространившаяся на острова Атлантического океана, Юго-Восточную Африку, острова Индийского океана (прежде всего Цейлон), Индию, Малаккский полуостров, Китай, проходила по методу «точечной» колонизации. Это означало, что португальцы основывали на побережьях тех или иных стран военно-торговые точки — фактории, где велась торговля с туземцами и откуда вывозились товары в Европу. Такая система объяснялась тем, что Португалия — небольшая страна и ей не хватало средств и людей для проведения сплошной колонизации.

Но к 1580 году сама Португалия была захвачена испанским королем Филиппом II, и все португальские колонии перешли к Испании. Через 60 лет, в 1640 году, Португалия освободилась от испанского владычества, но вернуть свои азиатские владения уже не смогла. К 1661 году португальскими оставались лишь несколько небольших прибрежных колоний в Индии и Китае (Гоа, Макао и др.).

Закрепление Испании в Центральной и Южной Америке в основном завершилось к середине ХVI века, когда конкистадоры сравнительно быстро захватили огромные территории в Мексике, Перу и других странах с расположенными там очагами древних цивилизаций (ацтеков, инков, майя и др.). Завоеватели были беспощадны к индейцам, еще не знавшим огнестрельного оружия. Они захватывали и уничтожали местных правителей, грабили несметные богатства храмов и дворцов, за бесценок скупали пряности, ткани, жемчуг, сахар, ценные породы дерева и др. Все это везли в Европу, где продавали в разных странах. Доходность от этих операции составляла 300–400%, а порой и все 800%.

Колонизация испанцами американских земель проводилась путем использования принудительного труда огромных масс местного населения, которое сгоняли на рудники, плантации сахарного тростника и табака. Если индейцы не соглашались там работать, их просто уничтожали целыми селениями. Например, на острове Ямайка за первую половину ХVI века погибло более 50 тыс. местных жителей. В Перу и Чили во второй половине XVI века количество индейцев сократилось в пять раз — с 1,5 млн до 300 тыс. человек. Такая политика привела к тому, что через несколько десятилетий в Америке стала ощущаться резкая нехватка рабочих рук и колонизаторы стали привозить рабов из Африки. Чернокожие африканцы были более выносливыми, и они стали основной рабочей силой в испанских колониях.

Работорговля оказалась весьма прибыльным делом: в Африке рабов можно было купить очень дешево, спаивая племенных вождей и одаривая их безделушками, а в Америке продать в 20–30 раз дороже. Порой рабов в Африке и вовсе не покупали, а захватывали силой, погружали на корабль и везли в Америку. Ежегодно в испанские колонии поступало примерно 6–8 тыс. чернокожих невольников.

Новые океанские торговые пути усилили позиции Голландии, Англии и Франции в мировой торговле, поскольку они уже имели морской флот. Так, например, рабы из Африки в Америку доставлялись не самими испанцами, а голландскими, английскими, французскими купцами на принадлежащих им кораблях. При этом фактически происходило перераспределение между всеми европейскими странами доходов, которые получали испанцы и португальцы от своих колоний. Ведущие европейские державы не гнушались и пиратской деятельностью в Карибском море и Атлантике. Пираты грабили испанские и португальские корабли, перевозившие в Европу из колоний золото и серебро, перекачивая богатство во все страны Европы.

Следует отметить, что расцвет экономики Испании и Португалии за счет колоний был недолгим. Королевская власть и феодалы не сумели воспользоваться полученным богатством, которое было пущено в основном на покупку предметов роскоши, строительство огромных замков, содержание пышного королевского двора, бесконечные войны в различных странах. Золото и серебро уходило из этих стран бесследно, в то время как Англия, Франция и Голландия использовали полученные средства на развитие промышленности, строительство флота, открытие новых земель, создание собственных колониальных империй.

Не менее важным последствием Великих географических открытий была так называемая революция цен, т.е. необычайно стремительный рост цен в Европе в течение ХVI века как на сельскохозяйственные, так и на промышленные товары. Известно, что до этого цены в основном были стабильными и менялись лишь под влиянием войн или стихийных бедствий. Правда, во второй половине ХV века в Европе стал наблюдаться некоторый рост цен, связанный с тем, что среди городского населения постоянно увеличивался спрос на сельскохозяйственную продукцию, а количество монет в обращении возрастало медленно.Но начиная с 1530-х годов и до конца ХVI века цены в Европе стали расти очень быстро, причем в разных странах неравномерно[41] . Так, к 1601 году цены в Испании повысились в 4,5 раза, в Англии — в 4 раза, во Франции — в 2,5 раза, в Италии и Германии — в 2 раза. Следует отметить, что цены на сельскохозяйственную продукцию выросли в гораздо большей степени, чем на промышленные товары.

Такое резкое изменение цен было связано с поступлением в Европу огромного количества драгоценных металлов, захваченных в новых землях. Так, общий объем золота в Европе увеличился в течение ХVI века более чем в два раза, а серебра — более чем в три раза.

Но «революция цен» была вызвана не просто увеличением потока денежных металлов, но и тем, что они доставались европейцам почти бесплатно за счет эксплуатации рабов в колониях, а то и путем обычных грабежей. Условия же производства всех остальных товаров в целом оставались прежними, поэтому за одно и то же количество товаров в ХVI веке приходилось отдавать гораздо больше денег, чем в предыдущий период.

В ХVI веке из-за общего роста цен, вызванного «революцией цен», началось обесценение фиксированных денежных оброков, а это способствовало оскудению дворянства, снижению эффективности феодальных поместий. Подорожание продукции аграрного сектора привело к увеличению арендной платы, т.е. произошел разрыв между феодальной рентой и арендной платой. Встал вопрос об упразднении крестьян-держателей, которые являлись традиционным элементом феодализма. Особенно быстро этот процесс происходил в Англии, где «новые дворяне» стали решительно очищать поместья от крестьянских наделов (т.е. проводить огораживания).

Последствия «революции цен» сказались на экономике всех европейских стран[42]. В Испании в силу большого скачка цен производство многих товаров стало настолько дорогим, что они потеряли свою конкурентоспособность в международной торговле. Это привело, в свою очередь, к глубокому упадку промышленности и торговли Испании. В то же время «революция цен» укрепила международное положение Голландии, поскольку голландские купцы получали большие прибыли от посреднической торговли.

Рост цен вызвал и иные последствия в экономике некоторых европейских стран: с одной стороны, снизилась реальная заработная плата, а с другой — значительно увеличилась промышленная прибыль. Так, если цены на товары народного потребления в Англии в ХVI веке выросли на 155%, то денежная оплата труда наемных работников — лишь на 30%.

К числу важнейших последствий Великих географических открытий можно отнести образование мирового рынка, выход международных экономических отношений за пределы Европы. Захват колоний заметно увеличил количество новых товаров, появившихся в Европе (табак, какао, кофе, картофель, томаты, пряности, чай, рис, сахар), дал толчок международной торговле, мореплаванию и т.д. В результате Великих географических открытий площадь известных европейцам новых земель увеличилась в течение ХV–ХVI веков в шесть раз, было разведано уже около 60% мировой суши.

Возникли условия для формирования международного разделения труда, колонии становились стабильным источником сырья для европейской экономики. На этой основе стали создаваться торговые компании, занимавшиеся международной торговлей, например Ост-Индские компании в Англии и Голландии и др. Эти компании получали от государства всевозможные привилегии, монопольные права, субсидии. Торговля с колониями находилась в основном в руках торговых монополий, которые в XVI–XVII веках почти полностью контролировали мировой рынок, подавляя отдельных конкурентов.

В XVI веке в Европе стали появляться товарные биржи — совершенно новые формы организации международной торговли. Утвердилась практика предъявления при заключении сделок лишь образцов товаров, а не всего объема продаваемой продукции, что было гораздо удобнее и эффективнее. Одновременно расширилась практика предоставления международного кредита, что привело к созданию в Антверпене фондовой биржи, где находились в обращении векселя, облигации, валюта различных государств, а позже — акции. Возросли масштабы международных ярмарок.

Развитие мирового рынка, в свою очередь, привело к тому, что основные торговые пути переместились из бассейна Средиземного моря в Атлантический и Индийский океаны. Венеция и Генуя утратили роль ведущих морских портовых центров, их место занял Лиссабон, а затем порты Англии, Голландии, Франции. Итальянские города также потеряли свою монополию на торговлю с Востоком и приобрели славу мировых кредитных центров. Утратила значение и ганзейская торговля, в результате Германия оказалась в стороне от международных торговых путей, что негативно повлияло на ее экономическое положение.



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 399;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.