Угроза как речевой акт
Структура речевого акта угрозы:
1. Участники. Участник 1 – тот, кто высказывает угрозу, Участник 2 тот, в отношении кого высказывается угроза. Участник- 3 третье лицо (канал передачи информации).
2. Условия успешности. У2 не желает наступления негативных состояний.
3. Условия искренности. У1 произносит высказывание с целью побудить У2 к совершению определенных действий.
По А. Вежбицкой речевой акт угрозы описывается следующей формулой:
говорю: я хочу, чтоб ты знал, что если ты сделаешь[64] Х, то я тебе сделаю нечто плохое
думаю, что ты не хочешь, чтобы я это сделал
говорю это, потому что хочу, чтобы ты не сделал Х [Вежбицка, 2007].
Думаем, что содержательно данный речевой акт должен быть расширен за счет введения условия о знании коммуникантов, что говорящий в состоянии выполнить Х. Таким образом, более полное представление речевого акта угрозы будет таково:
А) Думаю, что ты не хочешь, чтобы я сделал тебе нечто плохое
Б) Думаю, что ты знаешь (или можешь думать), что я могу сделать тебе нечто плохое
В) Хочу, чтобы ты знал (думал), если ты сделаешь Х, то я сделаю тебе нечто плохое
Г) Говорю: если ты сделаешь Х, то я сделаю тебе нечто плохое
Д) Говорю это для того, чтобы ты не делал Х.
Такая структура объясняет возможность игрового (суггестивного) функционирования угрозы, когда угроза употребляется, например, в среде друзей, при такой «угрозе» пункт Б трансформируется в следующее условие: «Знаю, что ты знаешь, что я не могу сделать тебе чего-то плохого». Пункт В, выделенный в качестве отдельного объясняет наличие таких случаев, какие нами были описаны в разделе, посвященном оскорблению, и в случае угрозы также имеют место, это случаи отказа от угрозы или угрозы «про себя».
Угроза, как и оскорбление, возможно в двух формах – контактной и дистантной. При дистантной угрозе автор речевого акта знает и желает, чтобы его слова были переданы Участнику 3.
Угроза как речевой акт способна к нейтрализации, нейтрализуется она с речевым актом «предостережение» [Вежбицкая, 2007, с. 73].
Компоненты, которые способны к нейтрализации, имеют отношение к способу возникновения негативного события. Тогда как при угрозе негативное событие представляется как результат деятельности говорящего, при «предостережении» факт наступления события не зависит от говорящего, но зависит только от будущего поведения слушающего.
Нейтрализацией этого речевого акта будут являться речевые произведения, содержание которых соотносимо с безличной конструкцией «С вами может случиться, что угодно». Очевидно, данное содержание соотносимо как с угрозой, так и с предостережением. Если в результате исследования выявлено именно такое содержание, то возможны только вероятностные выводы.
Угроза может быть прямой и косвенной. Косвенная угроза выражена на импликативном уровне структуры текста, иными словами, текст имплицирует содержательные компоненты, соотносимые с угрозой.
В общем случае косвенная угроза выражается констатирующими высказываниями о будущих негативных состояниях мира.
Говорю: я хочу, чтоб ты знал, если ты сделаешь Х, то наступит нечто плохое
думаю, что ты не хочешь, чтобы это наступило
говорю это, потому что хочу, чтобы ты не сделал Х.
Естественно, что последний смоделированный нами вариант речевого поведения является особым случаем описанного в [Вежбицка, 2007] речевого акта угрозы. В этом случае интерпретация определенных высказываний как угрозы связана с возможностью извлечения из общего контекста смысла «сделаю так» или «могу сделать так».
Приведем примеры косвенной угрозы и ее квалификации:
- Бери свои манатки, в машину садись. Мы тебя не тронем, я тебе слово даю. Слово пацана. Тебя никто не тронет. Бери м-, пожитки, поехали в машину. Я тебе слово даю, никто тебя не тронет ни пальцем. Жень. Поверь мне. Я с тобой разговариваю. Приехали бы сейчас панкратионовцы, они бы тебя сломали бы. Ты знаешь, что такое вид спорта панкратион? Пошли.
В данном тексте для говорящего и для слушающего очевидно, что всегда сохраняется возможность наступления негативного последствия, которое может быть названо «приезд панкратионовцев с целью «сломать» слушающего», при этом для слушающего очевидно, что говорящий способен сделать так, чтобы приехали панкратионовцы. Говорящий знает, что слушающий знает об этом, и использует это как способ заставить слушающего пойти в машину.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 339;