Система методов обучения Н. И. Кудряшева


Система методов обучения, предложенная Н. И. Кудряшевым, отражает логику познавательной деятельности учащихся: метод творческого чтения служит выявлению и активизации художественной рецепции и в наибольшей степени выражает специфику литературы как учебного предмета, репродуктивный, эвристический (частично поисковый) и исследовательский методы интенсифицируют интеллектуальную деятельность учащихся, фиксируя лишь разные степени слож­ности поставленных учебных задач и разные степени самостоя­тельности в ходе их решения.

Метод творческого чтения

Специфика метода творческого чтения состоит в активизации восприятия, художественных переживаний, в формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей.

Метод способствует развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий: обучения творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям, по картинам, по кинокартинам, спектаклям, концертам, выставкам, только что прочитанным книгам, очеркам, рассказам, стихам .

Приёмы: выразительное (в идеале-художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен из пьес в исполнении актеров (в записях, радио- и телепередачах); обучение выразительному чтению учащихся; чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение) и его слово, имеющие целью обеспечить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, постановка художественной, нравственной, общественно-политической проблемы, слово учителя, беседа, обучение творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям, по картинам, по кинокартинам, спектаклям, концертам, выставкам, только что прочитанным книгам, очеркам, рассказам, стихам.

Виды деятельности учащихся: чтение произведения дома и в классе, выразительное чтение, заучивание наизусть, слушание художественного чтения, составление плана, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении, инсценировки, составление сценариев, критические заметки, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения разного жанра по картинам, по живым впечатлениям.

Второй ступенью в логике познавательной деятельности учащихся является углубленное усвоение произведения, анализ его на основе мобилизации предшествующих знаний и умений.

Учащиеся углубляют первоначальное эмоциональное восприятие, разрешают возникшие вопросы постигают единство литературного произведения в многообразии его компонентов оформляют свои мысли устно в процессе эвристической беседы или самостоятельной работы различной сложности.

Диспут - прием эвристического метода. Задача школьников состоит в уяснении существа проблемы, подлежащей обсуждению; обосновании своих суждений фактами;

осмыслении высказываний товарищей обоснование собственной точки зрения; уточнении значений понятий, терминов, ответе по существу проблемы и по характеру выступлении учащихся.

Цель эвристического метода - развитие научной, критической мысли учащихся, развитие их литературных способностей, формирование умения самостоятельно приобретать знания.

Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы.

Приёмы: обучение учащихся анализу текста художественного произведения: анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения, образов героев, языка, композиции произведения, сопоставления разных произведении и пр. путем постановки системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям, постановка проблемных вопросов, диспут.

Виды деятельности учащихся: анализ эпизода или целого произведения, пересказ как прием анализа композиции, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения, анализ образа героя, сравнительная характеристик героев; составление плана к своему развернутому ответу, докладу, сочинению: конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы; выступление на диспуте, сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением, критическими статьями.



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 282;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.