Методы преподавания литературы


 

 

«Методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя. Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях предмет становится для ребенка понятным, любимым, плодо­творным» .

М. А. Рыбникова

Метод познания — это «способ достижения цели, совокуп­ность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности... Предметное развертывание мето­да осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в методе, до отдельных операций» .

Метод обучения — это апробированная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащих­ся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся.

Методический приём – индивидуальная форма применения метода, выбор которой зависит от личного опыта учителя, конкретных условий преподавания.

Характеризуя цель учебного метода, Ф. И. Буслаев писал: «Педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается» .

Учёный выделял «гейристический» и «историко-догматический методы», применяя которые, советовал «отличать учёную методу от учебной», т.е. иметь в виду личность учащегося.

Педагог советовал разграничивать метод и приём, считая что беседа неприемлема на начальном этапе изучения литературы. По мнению Ф. И. Буслаева, методический прием может быть назван индивидуальной формой применения метода, выбор которой зависит от личного опыта учителя и конкретных условий преподавания. Иначе говоря, логические отношения между методом и методическим приемом следует определить в рамках диады «общее — особенное».

В. Я. Стоюнин выступал за метод аналитической беседы, возражая против лекции как метода обучения. Считал необходимым усложнение материала на разных этапах обучения, называл объекты внимания на различных этапах литературного образования:

4 класс – структура текста, значимые детали;

5-6 - усложнение беседы, установление связи с авторским «я», нравственная и эстетическая оценка произведения.

В. И. Водовозов был сторонником «реального» изучения литературы, которое должно осуществляться в рамках аналитического (исторического) метода. Он считал, что анализ литературного произведения необходимо производить с опорой на исторические факты.

Обосновывая необходимость связи методов в процессе обучения, В. П. Острогорский считал необходимым ограничение доли сократического метода, дополнение его методом «академическим» (лекциями и рассказами учителя), однако отмечает, что в младших классах целесообразно использовать сократический метод, а в старших – академический.

В трудах Ц. П. Балталона обоснована целесообразность метода воспитательного чтения. Учёный даёт комментарии различных видов деятельности в рамках метода: чтения учителем, беседы о прочитанном, способов изложения впечатлений, самостоятельной работы, исправления ошибок и др.

Беседа по вопросам, подготовленным учителем и учащимися, должна состоять из трёх этапов:

· пересказ наиболее интересных эпизодов;

· комментирование текста;

· оценка изображённых в произведении явлений жизни и его художественных особенностей.

М. А. Рыбникова относила к методам конкретные формы деятельности словесника и учащихся: чтение учителя и ученика, комментарии, предваряющие чтение и ему сопутствующие, ответы ученика на вопросы учителя, вопросы ученика учителю, работа над планом, над выразительным чтением, разного вида изложения и сочинения. М. А. Рыбникова предлагала отказаться от «техницизма, когда метод и приём становятся самоцелью».

Группируя методические приемы, она исходит из эстетического фактора, так как ставит во главу угла жанрово-родовую природу произведения: «Лирическое произведение желательно дать в художественном чтении, в музыкальной обработке; драматическое произведение читается в лицах, смотрится на сцене, обсуждается в его сценическом воплощении; изучение романов следует сопровождать художественной иллюстрацией».

Определение метода сформулировано в работах В. В. Голубкова: «Метод - это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы».

В. В. Голубков выделяет лекционный метод, «понимаемый в школе в условном и широком смысле, как сообщение нового материала, как выразительное чтение и рассказ учителя»; метод литературной беседы и метод самостоятельной работы учащихся. Комментированное чтение, по мнению ученого, особая разновидность лекционного метода, вклю­чающая в себя элементы литературной беседы.

В. А. Никольский выделяет методы эмоционально-образного постижения произве­дений художественного слова (вырази­тельное чтение учителя, заучивание наизусть, пересказывание и художественное рассказывание, досказывание произведений, иллюстрирование); методы истолкования произведений (комментированное чтение учителя, беседа словесника с учащимися, слово учителя литературы, самостоятельная работа уча­щихся над литературным материалом).

B. Г. Маранцман считает, что метод обучения обусловлен характером «общения ученика с литературным произведе­нием и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его са­мосознании» . Учёный предлагает свою типологию методов, исходя из характера «общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании».

К этим методам ученый относит:

1.Чтение литера­турного произведения, в том числе и выразительное чтение учащихся.

2. Анализ художественного текста.

3. Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами.

4. Претворение литературных произведений в других видах искусства.

5. Литературное творчество по мотивам литературных произве­дений и жизненных впечатлений учеников.

В. Г. Маранцман соотносит методический прием с путем анализа литературного произведения: «Путь изучения, если прибегнуть к сравнению, определяет стратегическую линию учителя, приемы анализа, характеризуют тактику учебного процесса. Прием анализа указывает на ту операцию, которую мы совершаем в процессе изучения текста, конкретно определяет действия учителя и учеников». Группируя же приемы, он исходит из их учебной функции, в связи с чем к приемам постижения авторской позиции относит: изучение композиции; изучение художественной речи; комментарии различных видов; со­поставление художественного произведения с его реальной основой; сопоставление разных редакций, вариантов текста; сопоставление данного произведения с другими произведениями автора; сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов. В систему приемов выявления и активизации сотворчества читателя ученый включает: выразительное чтение; творческие пересказы; устное словесное рисование; составление киносценария; инсценирование.

Прием сопоставления литературного текста с произведениями другого вида искусства характеризуется как универсальный, то есть имеющий отношение как к первой, так и ко второй группе методов.

 



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 358;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.