Работа над образом героя эпического произведения
1. Анализируя образ героя в младших классах, необходимо постоянно обращаться к первоначальным читательским впечатлениям о персонаже.
В старших классах важно исследовать мировоззрение и психологию героя.
2. Одно из направлений анализа образа - сопоставление персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации. Задача учителя - формировать у учащихся представление о том, что герой — это не реальный человек, а образ, созданный фантазией художника.
3. Раскрывать авторскую позицию по отношению к персонажу,
4. Проводить обобщение.
Составляя характеристику художественного образа или персонажа, необходимо определить место персонажа в системе образов произведения, составить его социальную характеристику (социальное и материальное положение (обстановка в которой живёт герой), отметить особенности мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей, характер деятельности и основные жизненные устремления, отношения к окружающим и влияние на окружение, авторское отношение к персонажу).
Анализ образа литературного персонажа предполагает исследование особенностей его речи и внешности, определение формы портретной характеристики (портретное описание; портрет-сравнение; портрет-впечатление), фактов биографии, подоплёки поступков героя, характеристик, которые дают ему другие персонажи.
Проиллюстрируем некоторые особенности анализа эпического произведения на примере урока по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни».
На данную тему в шестом классе по программе Г. С. Меркина отведено 2 часа.
Первый урок. С творчеством Д. Лондона учащиеся знакомятся в пятом классе, поэтому в начале урока целесообразно предложить вопросы, позволяющие учащимся вспомнить ранее известные биографические сведения об авторе и содержание рассказа «Сказание о Кише». Необходимо сделать акцент на характеристике качеств характера героя этого произведения.
- Далее следует чтение статьи учебника и рассказа, а также выявление первоначальных читательских впечатлений. На этом этапе следует спросить у ребят, какие эпизоды рассказа они считают наиболее интересными и значимыми. Таким образом, учитель помогает, осознать впечатления, прояснить идейно-художественный смысл произведения и авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал автора).
Задание на дом. Учащиеся первой группы выписывают из текста словосочетания, характеризующие место действия; учащиеся второй группы чертят маршрут героя, указывают хронологию событий, отмечая наиболее важные из них.
Второй урок.
Цель уроков: на основании сопоставления эпизодов рассказа, сравнить героев, дать им характеристику, определив авторскую позицию;
- формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), выделяя смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
развитие образного и аналитического мышления, устной и письменной речи учащихся;
воспитание альтруизма, формирование активной жизненной позиции.
Тип: урок художественного восприятия произведений и углубленной работы над текстом.
Методы: репродуктивный, эвристический.
Приёмы:рассказ учителя о значимых фактах биографии Д. Лондона, выдвижение учителем проблемы для всего класса;обучение учащихся анализу текста художественного произведения: анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения, образов героев, языка, композиции произведения.
Виды деятельности учащихся:анализ части, эпизода изучаемого произведения; пересказ как прием анализа композиции, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, составление плана к своему развернутому ответу.
Оборудование: репродукции картин Р. Кента, «Вид с Лисьего острова зимой» (1919), «Лето» (1919), «Аляска. Зима» (1919). Есть полотна, в которых художник любуется экзотической красотой природы Аляски: «Медвежий ледник» (1919), «Замёрзший водопад. Аляска» (1919), книжная выставка.
План урока:
- Организационный этап (3 мин.).
- Усвоение новых знаний (25 мин.):
-вступительное слово учителя (фрагмент биографии, связанный с пребыванием Д. Лондона на Аляске);
- анализ рассказа
- Закрепление знаний (5 мин.).
- Подведение итогов урока (4 мин.).
- Домашнее задание (3 мин.).
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Джэк Лондон — псевдоним известного и многими любимого американского писателя. Его настоящее имя и фамилия Джон Гриффит. Джон родился в семье разорившегося фермера. Он вполне испытал на себе, что такое бедность, порой доводящая до отчаяния: когда нет работы, нет крыши над головой, но зато есть постоянное ощущение голода и внутренней боли от того, что ты, молодой и сильный, никому не нужен. Об этом и, конечно, не только об этом, написан автобиографический роман «Мартин Идеи», который многие считают лучшим произведением американской литературы 20-х годов XX века.
Джэк Лондон имел перед собой цель, настойчиво и целеустремленно шел к ней. Он перепробовал десятки специальностей: был в юности рабочим, матросом, побывал на Аляске в пору, когда там бушевала «золотая лихорадка». Многие эмигранты (а Америка — страна эмигрантов, в основном из стран Европы, прежде всего Англии) приехали сюда, чтобы разбогатеть, добиться того, что им не удавалось дома. Прослышав, что несметные запасы золота обнаружены на Аляске, они ринулись туда: в одиночку, парами, группами. Многие так и не нашли там вожделенного счастья; сотни обрели там вечное успокоение от суетных земных забот.
Люди в рассказах Джэка Лондона (их он написал 152), как правило, сильные, целеустремленные, уверенные в том, что цель им обязательно покорится, чего бы это ни стоило. Они живут, действуют, борются, влюбляются, помогают друг другу, а иногда и предают друг друга. М. Горький назвал Джэка Лондона «писателем активного настроения».
Простыми словами он повествует о суровой борьбе человека против жестоких стихий природы. Но больше всего — против жестоких стихий в самом себе.
На северо-западе Канады в бассейне реки Клондайк в 1896 году был открыт золотоносный район. Весной этого же года туда хлынула волна золотоискателей. Д. Лондон оказался в числе первых. (Далее следует чтение фрагментов романа Ирвинга Стоуна «Моряк в седле» (1938).)
«Много часов провёл Джек, читая, занося на бумагу впечатления об Аляске. Он записывал всё: услышанные истории, споры, в которых принимал участие, словечки, взгляды, портреты и характеристики людей, побывавших в его доме. Он знал, как вызвать человека на разговор, вытянуть из него историю… Когда слушать было некого, он устраивался где-нибудь на улице и занимал собравшихся собственными рассказами. Вечера он проводил в игорных домах, наблюдая и записывая. Слушал он именно тех, кого нужно, - охотников и старожилов, живших на Аляске до открытия клондайского золота. Джек по кусочкам впервые восстановил достоверную историю этих мест.
Он приехал домой без гроша в кармане. И всё-таки именно он, не добыв на Аляске и унции золота, заработал на золотой лихорадке больше, чем любой старожил, застолбивший участок на золотоносном ручье Бонанза».
2. Отправной точкой анализа станут финальные слова учителя: «Он приехал домой без гроша в кармане. И всё-таки именно он, не добыв на Аляске и унции золота, заработал на золотой лихорадке больше, чем любой старожил, застолбивший участок на золотоносном ручье Бонанза».
· Как вы понимаете смысл фразы: «Заработал на золотой лихорадке больше, чем любой старожил, застолбивший участок на золотоносном ручье Бонанза»? (Проблемный вопрос, определяющий направление анализа. Ответ на него соотнесён с общими выводами урока).
Учащиеся отметят то, что жизненный опыт значит для человека неизмеримо больше, чем погоня за богатством, которая чаще всего приводит к гибели.
Герои рассказа Д. Лондона также отправились на поиски счастья.
· Что «заработали» они на золотой лихорадке?
Работа с текстом. Вопросы и задания, которые создают установку на эмоциональный отклик .
· Найдите в тексте цитаты, свидетельствующие о моральном состоянии героев.
· Почему они испытывают эти чувства?
· Как чувствуют себя в ледяной пустыне исконные её обитатели? Почему?
Обращаясь к началу рассказа, учащиеся находят эпизоды, свидетельствующие о том, что поиски героев не увенчались успехом: «лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. Они шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз». Голос одного из них «звучал вяло, без всякого выражения».
Обозначаем место эпизода в композиции произведения, в развитии сюжета (завязка), функцию эпизода – раскрытие характеров действующих лиц (у учащихся создаются первоначальные представления о характере героев: они слабы, не уверены в своих силах, подавлены.)
Микровывод по этапу урока. Ученики отметят, что героев впереди ожидает длинный путь, а силы уже на исходе. Однако законы этих мест суровы. Пустыня, приветливая для своих многочисленных обитателей (оленей, медведей, волков), враждебна по отношению к человеку, живущему по иным законам.
4. Обращение к домашнему заданию. Чтение цитат, дающих представление о пространственно-временных параметрах художественного мира, созданного автором рассказа.
· Выделите слова, помогающие достоверно представить место действия, почувствовать состояние героев.
« Над самым горизонтом тусклосветило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний. Низкие холмы замыкали горизонт однообразнойволнистой линией. Страшныйпуть Полярного круга. Ни деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни мутногоручья, словно бескрайняяпустыня подавляла его своей несокрушимой силой, угнетала своим страшным спокойствием. Дно долины было болотистое, вода пропитывала густой мох, словно губку. На каждом шагу она брызгала из-под ног, и подошва с хлюпаньем отрывалась от влажного мха. Cухие пихты и ели, низенькие и чахлые, окружают маленькое озеро. тусклый диск солнца. Ни кустов, ни деревьев — ничего, кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серыевалуны, серые озерки и серые ручьи. Небо тоже было серое. Ни солнечного луча, ни проблеска солнца! Со всех сторон в этой пустыне доносился вой, и самый воздух вокруг дышал угрозойтак неотступно, что он невольно поднял руки, отстраняя эту угрозу, словно полотнище колеблемой ветром палатки.
Учащиеся обращаются к анализу цитат и выделяют словосочетания, позволяющие воссоздать мрачный фон повествования: тусклое солнце, густой туман, низкие холмы, однообразные линии, беспредельная, страшная пустыня, мутный ручей, страшное спокойствие, густой мох, сухие пихты и ели, море мхов, серое небо, низкие, чахлые ели.
Микровывод.Ледяная пустыня – неприветливое место. Каждая деталь пейзажа увидена глазами уставших путников. В описании угадывается отношение золотоискателей к этому месту. Они чувствуют тайную враждебность пустыни и свою беспомощность перед неизбежной опасностью.
5. Ключом к анализуэпизода станут сопоставления текста и иллюстраций.Обращение к репродукциям, книжной выставке.
Наглядное представление о месте событий учащиеся могут получить, рассматривая репродукции картин Р. Кента и слушая комментарии учителя.
Учитель расскажет о том, что главная тема творчества художника – Человек и Дикая природа. Аляска, Гренландия, Огненная земля – всё это места, где природа теснит человека. Люди здесь почти не имеют защитной оболочки – среды, сотворённой их руками. Поэтому в отношении к окружающему миру они оказываются здесь ближе к своим предкам, воспринимавшим природу «прекрасной» и «ужасной» одновременно.
В 1917 г. Р. Кент, живописец и график, писатель и общественный деятель, вдвоём с маленьким сыном отправился на Аляску. Они построили бревенчатую хижину на Лисьем острове у берегов Аляски, в бухте Воскресения, и прожили там много месяцев, удивляя редких окрестных жителей странной для них бесцельностью такой трудной жизни. Но Р. Кент усердно работал: он написал ряд пейзажей Аляски, сделал много рисунков. Вернувшись в Штаты, он напечатал альбом этих рисунков, а в 1920 году вышла его первая, им самим написанная и им самим иллюстрированная книга «Дикий край» - дневник путешествия на Аляску, сделанный с большим литературным мастерством.
Сквозь всю книгу «Дикий край» проходит тема «безумного отшельника», погружённого в мрачные и горестные размышления о смысле жизни.
Но в то же время здесь мы находим светлые, прозрачные, нарисованные лёгкой, уверенной, гибкой линией пейзажи реальной Аляски, пронизанные восхищением перед живой жизнью, перед прекрасной природой, как оправой и средой для деятельного и чистого душой человека.
Р. Кент передал это состояние в картинах. Его пейзажи загадочны и как бы «не пускают» нас в глубь себя. Среди живописных произведений, созданных на Аляске наиболее известны следующие полотна: «Вид с Лисьего острова зимой» (1919), «Лето» (1919), «Аляска. Зима» (1919). Есть полотна, в которых художник любуется экзотической красотой природы Аляски: «Медвежий ледник» (1919), «Замёрзший водопад. Аляска» (1919).
· Попробуйте определить настроение художника? Совпадает ли оно с настроением героев рассказа Д. Лондона? Почему?Ключ к анализуэпизода - дискуссия.
·
Ученики ответят, что настроения героев и автора художественных полотен различны. На данном этапе можно вновь обратиться к книге «Моряк в седле» Ирвинга Стоуна.
Микровывод по этапу урока. В картинах чувствуется восхищением перед живой жизнью, перед прекрасной природой, как оправой и средой для деятельного и чистого душой человека. Художник бескорыстен, путниками движет жажда наживы.
5. Лексическая работа.
Необходимо обратить особое внимание на словосочетание «круг вселенной». Учащиеся отметят, что так названо место действия.
· Составьте словосочетания со словом «круг». Вспомните пословицы, поговорки, сказки, где встречалось вам это слово.
Учащиеся прежде всего укажут сочетание «заколдованный круг», объяснят его лексическое значение: безвыходное положение, такое стечение обстоятельств, из которого трудно найти выход. Целесообразно также обращение к читательскому опыту шестиклассников: можно предложить вспомнить сказки, в которых герои чертили вокруг себя круг, охраняющий их от бед.
· «Как вы думаете, почему «круг вселенной» в рассказе Д. Лондона оказался для одного из героев спасительным кругом, а для другого - заколдованным?»
6. Определение временных рамок рассказа, обращение к домашнему заданию.
Учитель просит вторую группу учащихся назвать основные события рассказа, определить их временные границы. Такая работа необходима для того, чтобы воссоздать кульминационные моменты борьбы человека за жизнь, выделить наиболее значимые эпизоды рассказа, воссоздать его целостность на промежуточном этапе анализа.
Можно предложить учащимся начертить плакат- схему путешествия человека или составить таблицу.
1 день. 4 часа дня. Билл бросает друга в беде.
9 часов. Человек ушиб ногу. Он разводит костёр, пересчитывает спички, сушит обувь
2 день. 6 часов утра. Человек увидел оленя, пытается его убить. Осматривает местность, складывает вещи, быстро хватает мешочек с золотом, будто пустыня хочет его отнять. Человек пытается поймать куропатку.
Середина дня. Человек встречает стадо оленей и лисицу с куропаткой в зубах.
Вечер.Человек ищет лягушек и червей, ест корни камыша, пытается поймать в луже рыбку величиной с пескаря, вычерпывает ведром воду из лужи, разводит костёр.
3 день. Первый снегопад. Ночь без костра и горячей воды.
4 день. Человек разорвал остатки одеяла, долго глядел на мешочек с золотом, но всё-таки захватил его с собой. Он определяет страны света и понимает, что заблудился.
В полдень человек поймал две рыбки и съел, вечером ещё три.
5 день. Человек видит трёх волков.
6 день, утро. Человек делит золото пополам, часть прячет, другую берёт с собой. Полдень. Человек вновь делит золото пополам, половину просто высыпает на землю. К вечеру он высыпает и другую половину.
7 день Человек встречает медведя.
Вечер.Человек обгладывает кости оленёнка.
Страшные дни дождей и снега.
Однажды утром (прошло два дня или две недели). Человек замечает китобойное судно, слышит сопение и кашель больного волка.
Одиннадцать часов. Человек разводит костёр и, выпив кипятка, продолжает путь.
Полдень следующего дня. Человек находит кости Билла и его туго набитый мешочек с золотом. Человек прошёл три мили до корабля.
На другой день Пройдены две мили до корабля.
Конец пятого дня путешествия к кораблю. До корабля остаётся семь миль.
До корабля четыре мили.Человек «бесконечно бережно» собирает силы, борется с забытьём. Поединок с волком. Человек уснул.
Через три недели. Человек рассказал учёным, кто он такой и что ему пришлось вынести.
Прошло несколько дней. Человек принимает меры на случай голодовки.
Судно «Бедфордт» стал на якоре в гавани Сан- Франциско.
· «Как вы думаете, почему в ряде эпизодов отмечено точное время суток, а в других мы находим лишь косвенные указания?»
Учащиеся определяют временную протяжённость пути человека (приблизительно 2-3 недели), отмечают, что на этом пути была дорога каждая минута, требующая нечеловеческого напряжения сил. Для героя рассказа несколько часов равны вечности, однако даже в таких трудных обстоятельствах он умеет владеть собой, выполнять привычные действия (заводить часы, кипятить чай), превозмогая боль и усталость.
Точных указаний на время нет лишь в тех эпизодах, где человек теряет сознание.
Микровывод по этапу урока: время в рассказе в некоторых эпизодах указано точно, в других оно как будто исчезает, в третьих – останавливается. Эта «заколдованность» времени является приметой магического круга вселенной, в котором оказались золотоискатели.
«Круг вселенной» цепко держит героев, испытывая их на человечность и спасая для будущей жизни.
7. Выявление черт характера героя.
· Считаете ли вы, что человек из рассказа Д. Лондона – герой, не знающий страха и сомнений?
Учащиеся доказывают обратное, выразительно читая следующие эпизоды:
«Второй смотрел ему вслед, и, хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя. Билл уже выбрался на другой берег и плелся дальше. Тот, что стоял посреди речки, не сводил с него глаз. Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними. Он облизнул сухие губы кончиком языка.
В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню, которая окружала его; и долго еще он плакал без слез, сотрясаясь от рыданий».
«К вечеру он набрел на кости, разбросанные там, где волки настигли свою добычу. Час тому назад это был живой олененок, он резво бегал и мычал. Человек смотрел на кости, дочиста обглоданные, блестящие и розовые, оттого что в их клетках еще не угасла жизнь. Может ли быть, что к концу дня и от него останется не больше? Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть — уснуть. Смерть — это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?»
Микровывод по этапу урока. Герой слаб и беспомощен перед лицом испытаний. В то же время именно он сумел до конца остаться человеком.
· Найдите эпизоды, подтверждающие эту мысль.
«Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути: обглоданные кости на мокром мху, сохранившем следы волчьих лап. Он увидел туго набитый мешочек из оленьей кожи — такой же, какой был у него, — разорванный острыми зубами. Он поднял этот мешочек, хотя его ослабевшие пальцы не в силах были удержать такую тяжесть. Билл не бросил его до конца! Ха-ха! Он еще посмеется над Биллом. Он останется жив и возьмет мешочек на корабль, который стоит посреди блистающего моря. Он засмеялся хриплым, страшным смехом, похожим на карканье вороны, и больной волк вторил ему, уныло подвывая. Человек сразу замолчал. Как же он будет смеяться над Биллом, если это Билл, если эти бело-розовые, чистые кости — все, что осталось от Билла?»
Он отвернулся. Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота и не станет сосать кости Билла. А Билл стал бы, будь Билл на его месте, размышлял он, тащась дальше».
8. Определение идеи рассказа
Важным для понимания идеи рассказа является вопрос: «Почему погиб Билл?»
Размышляя над этим вопросом, шестиклассники осудят его предательство по отношению к человеку (Билл даже не оглянулся на зов друга); жадность (до последнего момента не бросил мешочек с золотом).
Слово учителя: Эти пороки - заколдованный круг, цепко удерживающий человека и убивающий его. А «круг вселенной» для человека оказался спасительным кругом, поскольку это – сама жизнь, порой жестокая, подвергающая человека испытанию на человечность помогает человеку, сумевшему остаться Человеком тогда, когда, кажется, силы уже на исходе.
· Как вы думаете, почему именно в тот день, когда выглянуло солнце и появилась надежда на спасение, больной волк стал преследовать человека? Выжил бы человек, если бы судьба не послала ему новое испытание?
Выразительное чтение и анализ эпизода.
Микровывод по этапу урока. Поединок обессилевшего человека и больного волка был честным, и поэтому человека мы считаем настоящим победителем. Волк – воплощение злых сил, нехотя делающих добро. Именно он не давал человеку потерять сознание, именно он поддержал жизнь человека. (Учитель отметит, что разговор на эту тему будет продолжен в старших классах).
9. Определение значения имён героев рассказа.
Возвращение к первоначальным впечатлениям, помогающим произвести синтез.
· Представьте себе, что вы прочитали лишь начало рассказа до того момента, когда герои расстались на середине реки. Можно ли предположить в такой ситуации, чем он закончится? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на имена героев. Почему у одного из золотоискателей есть имя, а другой назван просто человеком?
· Найдите в словаре слово «человечность». Подумайте, как связаны слова «человек» и «человечность».
Микровывод по этапу урока. Учащиеся делают выводы о том, что человеком автор называет потому, что хочет подчеркнуть его человечность. А жестокость, жадность должны быть исключением, а не правилом жизни. Вот почему, связывая воедино человека, героя рассказа Д. Лондона, и человечество, автор будто отделяет другого героя, давая ему имя.
10. Итоги урока. Воссоздание в воображении учащихся целостной картины событий.
· Вернёмся к началу нашего урока. «Что же «заработали» герои на золотой лихорадке?» «Почему рассказ называется «Любовь к жизни?»
Вывод. Человек из рассказа Д. Лондона пришёл к качественно иному, «любовному» приятию мира. «Любовь к жизни» скажется в нём с новой силой тогда, когда он попадёт в маленький домик «среди цветов и апельсиновых деревьев, где живёт его мать», и только там он поймёт, чему его научила пустыня. Он останется человеком, но станет уже другим человеком. Долгий путь через «страшные дни дождя и снега» приведёт его к глубокому пониманию подлинных ценностей. Ведь ещё там, в страшной пустыне, «образумившись, наконец, он развязал ремешок, стягивавший кожаный мешочек», и высыпал золото на землю».
Домашнее задание. Представьте себе, что человек вернулся свой маленький домик «среди цветов и апельсиновых деревьев, где живёт его мать». Как сложится его жизнь теперь? Ответьте на это вопрос письменно.
Вопросы.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 401;