Изучение сказки, басни, былины, рассказа, повести, романа
Задачи работы над эпическими произведениями
Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: сказка, басня, былина, новелла, рассказ, повесть, роман, эпопея.
В ходе анализа эпического произведения мы концентрируем внимание учащихся на следующих существенных компонентах художественного текста: тематике и проблематике произведения, идейном мире, пафосе произведения, изображённом мире, психологизме, художественном времени и художественном пространстве, художественной речи, сюжете и композиции.
Однако претендовать на всю полноту анализа художественного содержания эпических произведений на уроках литературы невозможно. Пространство должно оставаться открытым для дальнейшей самостоятельной исследовательской работы.
Остановимся на некоторых, проверенных практикой методических рекомендациях по изучению эпических произведений
Важно помнить:
- концепция-интерпретация должна стать на уроке цементирующим началом анализа;
- вычленение эпизодов и образов из единой художественной ткани в ходе анализа не должно нарушить целостность восприятия и впечатления;
- анализ не должен быть схематичным, отвлеченным.
Не следует
- претендовать на всю полноту анализа художественного содержания эпических произведений;
- суживать многоплановость эпических произведений отбором материала и концептуальностью его интерпретации;
- ограничиваться логически-понятийными выводами (анализ должен сопровождаться синтезом);
- сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне.
Необходимо:
- следовать определённой литературоведческой трактовке;
- отбирать для анализа эпизоды, которые могут быть непонятными при самостоятельном чтении;
- дать возможность учащимся вести самостоятельные наблюдения;
- помочь, осознать впечатления, прояснить идейно-художественный смысл произведения и авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал автора);
- помнить о том, что каждый структурный элемент произведения был понят не в его замкнутости, а в соотнесении с общим замыслом художника, со всей системой образов;
· постоянно устанавливать внутренние связи в тексте (например, герой глазами автора, окружающих его персонажей, герой и другие герои);
· во время изучения текста переключать внимание школьников с одних элементов образной системы на другие: с персонажа на сюжет, композицию;
· опираться на конкретно-образные представления учащихся, сохранять эмоциональные реакции.
Изучение сказки, басни, былины, рассказа, повести, романа
Наиболее распространёнными формами работы по изучению сказки являются следующие:
1. Художественное рассказывание, близкое к тексту, с сохранением не только смысла, но и поэтической формы сказки, присущих ей лексики и синтаксиса.
2. Чтение учениками, комментарии непонятных слов и выражений.
3. Беседа о героях сказки и об идейной ее направленности.
4. Выявление особенностей сказки. Элемент фантастического в соединении с жизненной правдой, гиперболизм, повторения, постоянные эпитеты и т. п.
5. Подготовка к рассказыванию сказки с сохранением обычных для сказок выражений «В некотором царстве, в некотором государстве...»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «как сказано, так и сделано» и т. п.
Изучение былины можно организовать следующим образом:
1. Вступительное слово учителя (историческая основа былины, указание на то, что в произведениях устного народного творчества не являются исторически достоверными).
2. Чтение былины учителем, прослушивание в записи.
3. Чтение былины учениками. Выявление лексического значения непонятных слов.
4. Анализ идейного содержания и жанровых особенностей былины. Воплощение
в лице героя богатыря мечты о лучших человеческих качествах, об идеале человека.
5. Обращение к литературным произведениям, в которых нашёл отражение образ былинного богатыря.
6. Выразительное чтение былины.
Анализируя новеллу, важно иметь в виду следующие особенности развития конфликта в новелле:
1) противоречия определенны и проявлены;
2) противоречия должны и могут быть разрешены по ходу развития действия;
3) герои стремятся к разрешению конфликта.
Необходимо также обратить внимание школьников на острыйсжатый сюжет, быстрое развитие и концентрированность действия, развязку, позволяющую осмыслить изображённую в произведении жизненную ситуацию, небольшое количество персонажей, отсутствие побочных сюжетных линий, авторских отступлений; описаний прошлого героев, минимальные психологические мотивировки.
В центре внимания на уроке должен быть внешний конфликт, столкновение противоречий в завязке, развитие действия, кульминация, стремительное разрешение.
Анализируя басню, необходимо иметь в виду следующие особенности жанра:
- Большая степень условности, фантастичность образной системы.
- Условность сюжета.
- Построение образной системы на принципе аллегории, воплощение в образах персонажей какой-либо абстрактной идеи (ханжества, лицемерия).
- Противостояние идей в основе конфликта (силы и справедливости).
- Отчетливое выделение двух частей — сюжета и морали (авторской оценки и осмысления изображенного).
- Близкий к разговорной речи интонационный рисунок басни.
- Ярко выраженная социокультурная или философская, национальная проблематика.
Основными направлениями работы над басней могут быть следующие:
1. Составление композиционного плана.
2. Выявление идеи.
3. Формирование первоначальных понятий о художественном обобщении, типическом характере.
4. Определение особенностей речи героев. Выявление характеров персонажей. Фонетическая сторона произведения: благозвучие, выразительность.
5. Чтение по ролям.
В ходе анализа рассказа необходимо обращать внимание на детали-символы в описании пейзажа, портрета, интерьера. Такое исследование предполагает сотворчество, домысливание.
Также необходимо иметь в виду ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.
Комментируя рассказ, следует особое внимание обращать на концовку, отмечая характер сюжетной развязки, либо эмоциональное звучание финала, либо его «открытость».
Анализ рассказа может быть построен по таким направлениям:
- Анализ центрального эпизода рассказа (в основе рассказа обычно лежит один эпизод).
- Определение роли описаний в повествовании.
- Исследование диалогов действующих лиц.
- Выявление особенностей характера героя рассказа и идейного содержания произведения.
- Определение роли второстепенных и эпизодических персонажей в повествовании.
Отметим некоторые общие положения, которые необходимо учитывать в ходеанализа повести.
- Исторические условия, основные общественные проблемы, которые привлекли к себе внимание писателя, его общественная позиция.
- Проблематика и идейная направленность произведения.
- Главные герои (характеры). Типические черты в жизни и характерах этих героев.
- Второстепенные герои, их типичность. Связь их между собой и с главными героями.
- Сюжет произведения. В какой степени сюжет и его развитие помогают раскрытию характеров и идейной направленности произведения?
- Другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев.
- Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие лексики, поэтического синтаксиса.
- Традиции и новаторство.
Анализируя роман, важно определить, к какому из двух типов он относится – роману-эпопее, авантюрному роману и сделать акцент на особенностях жанра:
- В образе героя эпопеи нашли отражение типичные качества, присущие народу, этносу, классу и т.п.
- В романе-эпопее интегрирована национальная и идейно-нравственная проблематика.
- Проблема романа-эпопеи - «судьба человеческая и судьба народная» в их единстве и взаимообусловленности.
Комментируя идею произведения, объединяющую все художественные компоненты текста, необходимо определить:
- Общий пафос произведения.
- Общечеловеческие проблемы в произведении.
- Связь идеи произведения с идеей творчества автора в целом.
- Черты определённой эпохи русской жизни.
- Степень актуальности вопросов, поднятых в произведении.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 320;