ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОГО РИСУНКА
1. Длительный учебный рисунок с натуры, является главной, традиционной формой обучения искусству рисунка.
Основными задачами являются: 1) научится посредством рисунка передавать форму, пластические свойства, характерные особенности изображаемого объекта, 2) развитие способности аналитического восприятия объектов окружающего мира, развитие объемно-пространственного мышления. Длительный учебный рисунок в процессе решения учебных задач позволяет практически обосновать теоретические основания учебного курса рисунка сформировать практические умения и навыки, связанные с процессом создания графического изображения на плоскости листа бумаги.
Теоретическое основание учебного курса рисунка предопределяет, объясняет и обобщает сущность процесса обучения. В число теоретических знаний включаются: основы наблюдательной и линейной перспективы, некоторые вопросы физики (законы распространения света, оптика и др.), основы пластической анатомии человека и животных, основы композиции. К умениям же можно отнести:
1) владение методамипостроения изображением (например, последовательностью работы над рисунком по этапам (компоновка, построение формы, выявление формы и обобщение на основе принципа «от общего к частному, от частного к общему»);
2) владение техническими приемами рисования, (как держать в руке карандаш, как проводить линии и штрихи, как накладывать «тон» и т. д.).
В методике учебного рисунка определены две основные формы работы над изображением: длительная штудия и краткосрочные, в основном, односеансные наброски и зарисовки.
Это разделение обусловлено разницей цели и учебных задач учебного рисования в каждом конкретном случае. И та и другая форма работы, при правильном целеполагании, способствует углублению различных уровней знаний о натуре; накоплению опыта рисования, заключающегося в первую очередь в овладении техническими навыками и приемами ведения работы(постановка руки и глаза, владение изобразительным языком искусства рисунка, его выразительными и изобразительными средствами), а также способствует развитию специфических физических и психологических качеств личности художника, его способности эмоционально-рационального контакта с окружающей действительностью в процессе познания, и как следствие – многоуровневому личностному росту.
В методике организации длительного учебного рисования, традиционно преобладание статичной, малоподвижной или не живой натуры, что связано со спецификой многосеансного ведения рисунка, целью которого является, обычно, – глубокое изучение натуры по нескольким показателям: форма, конструкция, объем, светотень и т.д.
Длительное учебное рисование предполагает соблюдение определенных правил последовательности ведения работы.
Эти правила, в методике преподавания рисунка, сформировались в логически-последовательные этапы, соблюдение которых в процессе рисования способствует, с одной стороны правильной последовательности восприятия и изучения натуры, с другой стороны – организации системно-ориентированного учебного процесса:
1) с повышенным уровнем эффективности усвоения материала( в следствии ясности и определенности постановки задачи каждого этапа выполнения рисунка),
2) с наименьшими затратами времени,
3) наименьшим количеством ошибок в рисунке.
Формирование системы этапов(или стадий) для длительного учебного рисования осуществляется с учетом частных показателей и условий проведения учебного процесса, таких, например, как: характер цели и задач выполнения учебного задания, возрастные особенности и степень подготовленности обучаемого коллектива и т.п. Основополагающими принципами формирования системы этапов длительного рисования все же являются общедидактические принципы конструирования учебного материала, теоретическое, методологическое основание реалистического искусства,.
Рассмотрим примернуюсхему формирования этапов ведения рисунка, с задачами реалистического изображения, возможно более полного поиска и передачи визуальных характеристик объекта изображения.
1. Определить задачи и цели (смысловое содержание учебной постановки).
Прежде чем приступить к решению первой практической задачи длительного рисунка – определения композиции, или компоновки изображения на плоскости листа бумаги, необходимо определить смысловое содержание и задачи данной постановки. Предметы для учебной постановки, обычно, подбираются в соответствии с определенной темой, продиктованной учебными задачами.
2. Изучить физические характеристики постановки. Отсутствие достаточной информации о предмете изображения, о его расположении, пропорциях, взаимосвязях с другими элементами постановки в процессе рисования может привести к механическому копированию предметов без осмысления конструктивных взаимосвязей формообразующих элементов. Необходимо проанализировать, разглядеть постановку со всех сторон, с учетом конструкции, освещенности ‑ выявить наиболее выгодные положения (а их, как правило, немного).
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1245;