Статьи, понятия, термины 30 глава


Урбанистическая маргинализация – понятие, введённое автором в 1992 г. Э.С.Демиденко и обозначающее коренные социокультурные изменения граждан при переходе из традиционного сельского поселения в крупногородское. Урбанистическая маргинализация особенно ярко проявилась в ХХ столетии в связи с массовым переходом сельского населения в города. За это столетие городское население в мире возросло с 220 млн до 3 млрд человек, что составило около половины населения планеты. Естественно, массовый перелив вчерашних крестьян в города не мог не сказаться на изменениях в профессиях, привычных занятиях, обычаях, устоявшемся сельско-земледельческом образе жизни и культуры и т.п. Такая социокультурная дезадаптация имела свои отрицательные последствия, особенно в неукоренённости людей в мире горожан и их образе жизни. Урбанистическая маргинализация приобрела глобальный характер, затронула большинство семей в ХХ веке, поскольку не только переселенцы в города перешли к новым формам социальной и культурной жизни, но и оставшиеся сельские жители стали осваивать городские формы жизни и культуры, всё более и более переходя к индивидуальной автономии. В развивающемся техногенном обществе значительно увеличилось число низкостатусных и не интегрированных в социальную структуру индивидов. Не случайно во второй половине ХХ века понятие «маргинала» выходит за пределы культурной маргинализации и в европейской социологической мысли чаще всего трактуется как группы людей (или индивиды), находящиеся «на обочине общества» (от лат. margo – край, позднелат. marginalis – находящийся на краю). Это те, кто не вписался в ролевую структуру общества, их социокультурных институтов: низкоквалифицированные и низкооплачиваемые работники, прибывшие из села и периферии городов (трудовые мигранты, «гостевые рабочие» или «гастарбайтеры», лица с нереализованными статусными ожиданиями, безработные, бездомные бродяги и т.п.).

Социологи отмечают, что существование маргинализированных групп и отдельных индивидов, вышедших из села, представляет собой в городах неотъемлемую часть любого общества. Более того, отсутствие таких групп характеризует тоталитарные или диктаторские режимы, а либеральное общество должно, прежде всего, быть обеспокоено тем, чтобы предоставить правовые гарантии и социокультурные механизмы интеграции для маргиналов. Это далеко не так. Так называемые «западные демократии» в принципе не могут решить эту острейшую проблему, поскольку «демократия денежного мешка» заинтересована в обездоленных слоях как поставщиках дешёвой рабочей силы, в получении прибылей и сверхприбылей. Ярким подтверждением является изменение положения населения и обездоленных в нынешней России. С разрушением социализма и социалистической экономики сразу же появились миллионы обездоленных в городах, которым стало нечем поддерживать свою жизнедеятельность и жизнь своих детей. Если в Советской России в детских домах было 50 тыс. детей, то в 2005 г. в нашей стране их стало уже свыше 700 тысяч. К этому следует добавить миллионы беспризорных и безграмотных детей, теряющих своё здоровье и становящихся детскими инвалидами. Число последних растёт в стране гораздо быстрее, чем взрослых.

Лит.: Демиденко, Э.С. Урбанизация: концепция и политика городского развития / Э.С.Демиденко. – М.; Брянск, 1992.

 

Урбан-техногенная культура – культура, формирующаяся в техногенном обществе под воздействием закономерностей развития либерально-экономической цивилизации, буржуазно-техногенного образа жизнедеятельности людей, индустриализации, урбанизации и информатизации. Термин «культура» имеет множество научных определений, что свидетельствует о его многоаспектности. В наиболее общем смысле культура – это совокупность исторически развивающихся социальных программ деятельности, поведения и взаимоотношений людей, оказывающих воздействие на поддержание и изменение характерных для определенного типа общества социального устройства, сложившейся искусственной предметно-материальной среды и освоение естественной природной. Наряду с частичным сохранением культурных программ, характерных для прошлых этапов исторического развития общества, осуществляется воспроизводство и усвоение программ для обеспечения современного уровня общественного устройства. Более того, на основе вырабатываемых в науке новых знаний и изменений в технике и технологиях создаются программы, направленные на обновление существующих форм социальной жизни, задающие новые социальные цели и ценностные ориентации как основы будущего социального устройства. Процесс преобразования типа общества всегда сопровождается изменением способа культурного развития, мировоззренческих ориентаций и выработкой новых ценностей. Традиционному (земледельческому) докапиталистическому обществу соответствовала сельско-земледельческая форма жизни с ее отношениями, культурой, типом поселений. Несмотря на определенную специфику сельских и ремесленно-городских поселений, жизнедеятельность человека осуществлялась в условиях жесткой природной зависимости, постоянства аграрно-традиционной направленности ведения хозяйства, цикличности развития, медленных темпах прогресса, зачаточном состоянии процессов урбанизации и техносферизации. Все это объясняется весьма медленными темпами развития естественных производительных сил – человека и одомашненных животных. В самом общем виде культура жизни традиционного общества, передаваемая от поколения к поколению, определялась взаимоотношениями в системе «человек-биосфера». Естественная природа являлась базой для развития земледелия в селах и ручной промышленности (ремесла) в городах.

В ходе промышленной революции преодоление производительными силами природной технологичности и переход на машинно-технический уровень развития в условиях урбанизированных поселений (городов) повлекли за собой не только изменение в типе общественного устройства, которое становится уже техногенным, но и в типе культуры. В городской среде преодолевается натуральное хозяйство, а вместе с ним и сельско-земледельческие формы жизни и культуры. На смену им приходит крупнопромышленное капиталистическое производство и новые, урбанистические формы занятости. Именно урбанизация выступает интеграционным процессом таких качественных перемен в социуме, его образе жизни и культуре сначала в городе, а потом и на селе. В ходе урбанизации происходит постепенное перемещение сельского населения в города и городские агломерации, где создается комфортная искусственная предметно-вещественная и коммуникационная среда обитания – техносфера. В городе концентрируются умственные творческие виды деятельности и неземледельческие виды труда, которые уже преимущественно определяются социальными отношениями. Такое сосредоточение социальной активности в городах в совокупности с динамичным развитием наукотехники и техносферы обусловливает больше возможностей для творения культуры, всеохватного удовлетворения возрастающих социально-техногенных потребностей и усложняющихся ценностных интересов людей, особенно культурных. Высокая концентрация производства способствует более рациональному использованию пространства и повышению экономической эффективности, выражаемой в росте прибылей и сверхприбылей. Именно рыночная экономическая рациональность в совокупности с научной и технико-технологической рациональностями выступает движущими факторами (и ценностными мотивами) социально-экономических, научно-технических, социоприродных и социокультурных изменений в обществе.

К ценностным ориентациям техногенной цивилизации, сформировавшимся в эпоху Просвещения и создавшим необходимые условия для становления развитой науки и научной рациональности, В.С.Степин относит: 1) ценность объективного и предметного знания и соответствовавший ей принцип самооценки объективной истины, раскрывающие свойства, структуру и связи вещей; 2) установку на систематический рост и новизну знания о мире как результат исследования (не учитывая в понимании техногенности общественного развития технику, технологии и в целом техногенез). В.С.Степин обращает внимание не только на ценность науки как важнейшего фактора научно-технического и социокультурного прогресса техногенной цивилизации, но и на человека, его разум как силу, вторгающуюся в природу и преобразующую ее. Эти ценности он называет «геномом техногенной цивилизации, ее культурно-генетическим кодом», в соответствии с которыми она эволюционирует. Именно в эпоху Просвещения, по мнению В.С.Степина, человек подошел к той стадии своего развития, когда уже были сформированы мировоззренческие установки, составившие основу последующего развития техногенной цивилизации в XIX–XX вв. Вместе с тем мы здесь встречаемся с явным противоречием: ценности знания и установка на новизну знания приводят нас не в лучший из миров, а в худший, если критически рассматривать глобальные последствия современного техногенного развития, его глобальную социотехноприродную проблематику.

Благодаря процессам урбанизации и техносферизации образуется многомиллионная сеть взаимосвязанных крупных городов и городских агломераций, пространственно связывающая воедино процессы жизнедеятельности людей, их образ жизни, потребности и интересы, культуру. Такая культура, присущая техногенной цивилизации, зарождается и развивается в крупнейших городах, поэтому ее и называют урбанистической. Для городской культуры характерна рыночная социальная мобильность населения, готовность человека к постоянным переменам в производстве, социуме, привычках, ценностях и образе жизни, информационно-насыщенное взаимодействие, разнообразие искусственной среды, высокий профессионализм, образованность и индивидуализм личности, частнособственнический эгоизм, настойчивость в достижении целей, стремление людей к творческой самореализации, избыточное потребительство, приверженность рационализму и технологизму. К сожалению, такие традиционные и выработанные веками еще в земледельческом обществе культурно-нравственные ценности как коллективизм, нравственность, доверие, честность, доброта, сострадание игнорируются и деградируют.

Активное развертывание процессов индустриализации, урбанизации и информатизации, то есть техносферизации и становления искусственного техногенного земного мира, создаваемого при помощи наукотехники человеком, способствует не только нарастающей социализации природы и населения планеты, значительному росту его благосостояния и потребления, комфортности жизнедеятельности, но и таит в себе значительную угрозу, поскольку в этом мире происходит трансформация жизни человека в соответствии потребностями и закономерностями функционирования техноструктур. Техническая рациональность, запущенная человеком в мир жизни, постепенно выходит из-под контроля общества и навязывает свой метод существования и усложняет урбанистическую культуру. Подобная экспансия оказывает губительное влияние на человека и биосферу.

В культуре техногенной цивилизации наблюдается комплексное взаимодействие социальных, научно-технологических (и техносферных), природных факторов. Интенсивное развитие социокультурной среды на технократической основе входит в противоречие с жизнью биосферы и человека, сопровождается не только социализацией биосферных форм жизни, их деградацией, но и формированием новых, постбиосферных форм биологической жизни как достояния складывающейся техногенной культуры. В техногенную эпоху происходит вытеснение ценностей естественной природы небиосферными технологиями создания искусственных форм жизни, насыщающих пространства биосферы техно-веществами, разрушающих ее и тем самым насаждающих новые закономерности социотехноприродного развития и процессов жизни. Культурным кодом становления техногенного социоприродного развития являются идеалы, ценности и целевые установки, которые движут людьми при построении искусственной реальности. И именно здесь таится тот темп рационализации, который задает динамику непрерывных техногенных трансформаций и глобализации искусственного в мире, в котором посредниками между человеком и биосферой выступает техносфера и ее подсистема – инфосфера. Становлению техногенного мира сопутствует глобальный процесс формирования общепланетраного информационно-коммуникационного пространства урбан-техногенной культуры. Последняя превращается в органическую часть и отражение высокоорганизованной техносферы, в которой управление технико-технологическими системами и процессами жизни постепенно переходит к технике. См. Экономическая рациональность. Научная и технико-технологическая рациональность. Техногенное общество.

Лит.: Демиденко, Э.С. Философия формирования урбанистической и ноосферной культуры / Э.С.Демиденко // Историческая поступь культуры: земледельческая, урбанистическая, ноосферная. – Брянск, 1994; Демиденко, Э.С. Экософия и новая культурная парадигма / Э.С.Демиденко // Там же; Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С.Демиденко. – М., 2003; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Степин, В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С.Степин // Вопросы философии. – 1989. – №10; Степин, В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен / В.С.Степин // Вопросы философии. – 2006. – №2.

Урбан-техногенный образ жизни людей – специфический промышленно-городской способ жизни, свойственный техногенному обществу с особой структурой занятости, общения, культурой и ценностными предпочтениями, детерминированный социальной, техносферной и биосферной средой. Понятие введено Е.А.Дергачевой в 2005 г. (монография «Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности»). С одной стороны, на современного человека воздействует сам социальный организм, конструируемая им искусственная среда обитания – техносфера и трансформируемая естественная природа, а с другой стороны, человек вырабатывает ответную реакцию на это воздействие. Все виды деятельности человека составляют его образ жизни, который определяется способом производства общественной жизни (А.М.Ковалев) на конкретном историческом этапе развития общества. Так, А.М.Ковалев выделяет соответственно собирательный, земледельческий, промышленно-городской и научно-технологический способы производства общественной жизни. Последние два способа характерны для техногенного общественного развития.

В земледельческом обществе абсолютное большинство людей жило в сельских районах, занимаясь самообеспечением собственной жизни. Жители первых городов древнего мира составляли лишь незначительную часть населения планеты. В конце XVIII в. в городах началось зарождение промышленного способа производства общественной жизни. Города аккумулировали в себе все достижения науки и техники, стали центрами крупного машинного производства, культурной жизни общества.

Города как искусственные урбанистические экосистемы обусловливают техногенность среды жизнедеятельности людей. В таких сложных, многофункциональных, динамично развивающихся техногенных, социотехноприродных системах сосредоточено население, жилые здания, промышленность с транспортными предприятиями, бытовыми, культурными объектами. В городах осуществляется непрерывное преобразование естественных и даже искусственных комплексов с целью максимально возможной технико-экономической эффективности. Так, численность городского населения нашей планеты, увеличивается более чем на 1 млн человек каждую неделю. Если численность человечества удваивается каждые 40 лет, то население городов – каждые 22 года, а в развивающихся странах – каждые 15 лет, при этом усиливается концентрация населения в крупнейших городах, агломерациях и гиперурбанизированных районах – мегаполисах. По прогнозам, через полтора столетия около трети площади земель мира будут городскими, до трети – сельскохозяйственными с искусственными почвами, оставшаяся треть – заповедными ландшафтами. Происходит процесс дальнейшего углубления и территориального расширения урбанизации за счет малых и средних городов и сельских поселений, развитие субурбанизации. В развитых странах, наоборот, осуществляется деконцентрация населения в городах за счет возрастания сферы услуг и вывоза промышленных объектов в развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, где в начале XXI в. усиливается процесс мировой урбанизации (с этими странами, в основном, и будет связан весь прирост городского населения в текущем столетии). Но даже переезд населения в пригородные зоны происходит на условиях сохранения инфраструктуры урбанизированного мира. Грань между миром «первой» и «второй природы», проявившаяся в эпоху промышленной революции, ужесточает свои позиции в начале ХХI в., качественно изменяя условия существования человека с естественных на техносферные.

Если в земледельческом обществе большинство населения жило в сельских районах, преобладал семейный труд, трудовая деятельность подчинялась природным биоритмам, а жизненно необходимая привязанность к средствам производства ограничивала подвижность работников, то особенностью индустриализма стал промышленно-городской образ жизни. С развитием капитализма повышается мобильность и урбанизированность населения, которое мигрирует в города для работы на промышленных предприятиях. Трудовая жизнь отделяется от семейной, при более сбалансированном соотношении полов по сравнению с сельскими районами падает рождаемость в городах, а впоследствии и в сельской местности, главным образом в развитых странах, где также возрастает удельный вес старших возрастных групп населения, уменьшается средняя величина семьи (так называемая «нуклеарная» семья) и домашних хозяйств, возрастает значение женщины в общественном производстве, растет благосостояние населения. Городские жители, в отличие от сельских, относительно хорошо адаптируются к психо-социальным стрессам урбан-техногенного образа жизни.

В земледельческую эпоху семья была патриархальной, с большим количеством детей (10–12 чел.), которые помогали родителям обрабатывать землю, без семейной поддержки прожить было трудно. В техногенную эпоху семья может содержать одного – редко троих детей. Дети становятся дорогим потребительским товаром. Для повышения жизненного уровня семьи женщины тоже вынуждены работать. Дорожает жизнь, увеличивается количество разводов, происходит так называемая «семейная революция» – в мире становится больше незамужних матерей. Воспитание детей в неполной семье негативно сказывается на качестве образования и материального обеспечения ребенка. В то же время жизнь вне семьи, особенно для мужчины, повышает социально-экономический статус. Но не только экономические трудности становятся основным препятствием образования семей. Люди интеллектуального труда чаще создают малочисленные семьи. При сокращении численности семьи ее материальное пространство и потребление значительно возрастают.

В индустриально-техногенном обществе рабочее время регулируется и обусловливается работой технологических систем (промышленности, транспорта, связи), не зависящих от сезонных колебаний, что, с одной стороны, дает возможность планирования свободного времени, а с другой – ставит в рамки своего функционирования поведение человека. Комфортные условия существования, высокая технико-технологическая оснащенность урбанизированных комплексов, жизнь во многоотраслевом, многофункциональном культурном центре со специализацией наиболее прогрессивных отраслей народного хозяйства, тесные технико-экономические связи по комбинированию и кооперированию промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и сельскохозяйственной продукции, высокая степень концентрации и диверсификации производства – все указанные характеристики дают основание рассматривать город и городскую агломерацию не только как подсистему общей системы размещения производства, но и как неотъемлемую часть и основу техносферы, в которой происходит вызревание и распространение на все общество новой западной культуры и образа жизни.

В постиндустриально-техногенном обществе ввиду сдвигов в структуре занятости, повышении требований к образованности населения, определяющей роли теоретического знания и информационных технологий происходит переход к научно-технологическому способу производства общественной жизни, качественно усложняется образ жизни человека. Эта новая высокотехнологичная цивилизация несет с собой усложняющийся процесс отхода от единообразия в производстве, потреблении и других сферах жизнедеятельности. В постиндустриализме в противовес массовости и коллективности происходит индивидуализация личности, возрастает ее суверенность, ответственность за собственную судьбу. Приобретаемая самостоятельность неизбежно сопровождается одиночеством, распадом семьи в капиталистической миросистеме, отличительным признаком которой является желание бесконечного обогащения. Немаловажный вклад в процессы индивидуализации общества вносит повсеместное использование информационных технологий, заменяющих необходимость реального общения виртуальным, то есть происходит вытеснение естественных социальных контактов кибернетическими. Осуществляется технологическое регулирование образа жизни, его детерминация техносферными параметрами.

По мере развития наукотехники изменяется характер размещения производства, работа перемещается в домашние условия, что, соответственно, сопровождается изменениями в образе жизни. Современный тип урбанизации в развитых странах характеризуется развитием процессов субурбанизации (деконцентрации населения с переходом его в пригороды) и образованием на этой основе новых пространственных форм городского расселения – мегаполисов. Перемещение населения из крупных городов в их пригородные зоны обусловлено прогрессом интеллектуальных технологий, которые «сжимают» пространство и экономят время. Интенсификация пространственной подвижности, включение большей части населения в индустрию информационного производства, приоритетность проживания в экологически чистой зоне способствуют свершению «урбанистической» революции и постепенному формированию техногенного мира, буквально пронизанного сетью телекоммуникаций и изменяющему наши представления о пространственно-временных передвижениях. Все это обусловливает пространственное распространение урбан-техногенного образа жизни практически на всю планету. См. Становление концепции техногенного общества. Урбан-техногенная культура.

Лит.: Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Дергачева, Е.А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности / Е.А.Дергачева. – Брянск, 2005; Дергачева, Е.А. Урбан-техногенный образ жизни людей в техногенном обществе / Е.А.Дергачева // Проблемы современного антропосоциального познания. – Брянск, 2009. – Вып.7; Дергачева, Е.А. Философия техногенного общества / Е.А.Дергачева. – М., 2011.

 

Устойчивое развитие. Термин «sustainable development», употребляемый с конференции по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро (1992 г.), обычно переводится именно таким образом, но, например, Н.Н.Моисеев считал этот перевод неправильным и предлагал вариант «допустимое развитие», а М.Н.Руткевич – «самоподдерживающееся развитие». Оно должно обеспечивать стабильный экономический рост, но не приводить к деградации природы.

Устойчивое развитие – это такое развитие человечества, при котором удовлетворение потребностей настоящих поколений осуществляется без ущерба для будущих поколений; общество будет развиваться, не разрушая своей природной основы и этим обеспечивая непрерывный прогресс. Традиционная модель технологического развития сторонниками этого направления признана неустойчивой. Поэтому, по словам А.Д.Урсула, стратегия устойчивого развития не может быть создана, исходя из традиционных человеческих представлений и стереотипов мышления, она потребует от человечества выработки новых мировоззренческих подходов. Главные цели устойчивого развития – сохранение не нарушенных естественной деятельностью человека естественных экосистем и восстановление нарушенных; улучшение качества жизни людей в пределах возможностей экосистем. Для этого необходимо будет создать новую экономику (стихийность рыночных отношений исключает учет экологических издержек промышленного роста): лишь тогда устойчивая экономика минимизирует расходование невозобновимых природных ресурсов, а возобновимые ресурсы станет восстанавливать. Придется достигнуть и устойчивого социального развития: рационализации потребления, нормализации численности населения и т.д.

Для реализации программы устойчивого развития придется перейти к глобальному управлению отношениями как между людьми, так и между человечеством и природой. Среди предложенных учеными принципов устойчивого развития социоприродных систем В.А.Лось и А.Д.Урсул, например, называют: смену антропоцентризма биосфероцентристским стилем мышления, доминирование ориентации не на преобразование биосферы, а на сохранение ее основных параметров, оптимизацию потребностей человечества, достижение равенства в использовании природных ресурсов, дальнейшее повышение уровня управления социоприродными системами и т.д. Будущие поколения должны иметь потенциальные возможности в использовании ресурсов планеты, как и ныне живущие. Таким образом, не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворить свои потребности.

Пока устойчивое развитие недостижимо: большинство механизмов, нужных для экологизации производства и потребления, а также стабилизации социально-экономической жизни уже известны, но их распространение встречает трудности. Современная экономика не учитывает сохранения биосферной природы.

Лит.: Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М., 2002; Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003; Горшков, В.Г. Физические и биологические основы устойчивого развития жизни / В.Г.Горшков. – М.,1995; Лось, В.А. Устойчивое развитие: Уч. Пособие / В.А.Лось, А.Д.Урсул. – М., 2000; Попкова, Н.В. Философия техносферы / Н.В.Попкова. – М., 2007; Попкова, Н.В. Философская экология / Н.В.Попкова. – М., 2010; Руткевич, М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития / М.Н.Руткевич // Вопросы философии. – 2002. – №11.

Философия (от греч. phileo – люблю и sofia – мудрость; буквально – любовь к мудрости, истине) – в самом общем виде рассматривается как форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с формированием системно-целостного взгляда на мир и место в нем человека. С самого начала своего возникновения в отличие от мифологии и религиозного мировоззрения философское знание сбрасывало с себя слепую догматическую веру в сверхъестественность существования и развития, вырабатывая свободное, критическое и основанное на принципах автономии разума системно-целостное осмысление бытия и человеческой жизни. На заре своего существования философия впитывала в себя все научные и ненаучные знания, а по мере своего развития она отпускала в «свободное плавание» сформировавшиеся в ее недрах самостоятельные науки (их сейчас свыше 500), оставляя за собой исследование всеобщего, т.е. наиболее общих вопросов развития мира и человека, их взаимосвязей и эволюции. Всеобщее же в философии существует в форме системной целостности на основе синтеза всего конретного. Философия, как справедливо отмечал Гуссерль, есть свободная и универсальная теоретическая рефлексия, т.е. размышление, поиск истины и решения больших и малых проблем. Она схватывает и охватывает в своих содержательных и сущностных чертах не только мироощущение, мировосприятие, теоретическое мировоззрение, но и миропонимание. Молодой и критически настроенный Маркс обращал внимание на то, что философы лишь объясняли мир, но особая роль в философии заключается и в гуманном изменении мира, в возвышении и всестороннем развитии человека, обеспечении возможностей лучшего состояния жизни и деятельности человечества и его природного окружения. В конце XX и начале XXI веков Ф. больше и больше вторгается в вопросы и проблемы взаимоотношений не только людей, но и человечества и природы. Это потребовало от философии расширения пространства философской рефлексии, в результате чего философия в свою орбиту познания (теория познания) включает как научные, так и ненаучные знания, социокультурные ценности, социальный опыт человечества, особенно взаимоотношений с биосферной и искусственной природой, миром техники и техносферы.

Ф. и наука взаимодействовали на всем протяжении их становления и развития. Если объектом изучения ф. выступает мир как системная эволюционирующая целостность, то объектом изучения науки являются специфические, объединенные «родственными» видами взаимодействий части мира. Предметом же Ф. и науки вступают наиболее общие сущностные характеристики, принципы, законы существования и развития изучаемых объектов.

Ф. сейчас не только все больше опирается в своих выводах на достижения науки, ее отдельных направлений, но и расширяет свои собственные исследования в наиболее важных областях жизнедеятельности человека, его связей с миром. Среди таких основных направлений можно выделить философию истории, религии, жизни, науки, техники, культуры, политики и т.п. Авторы данного Словаря разрабатывают такие новые направления как философию социально-техногенного развития общества и земного мира, философию жизни техногенной эры, философию урбанизации, техносферизации и социотехноприродной глобализации, философскую проблематику техно-ноосферного перехода жизни на нашей планете, новые разделы философской антропологии и т.п.

 

Философия техники – это область философских исследований, направленных на осмысление техники и оценку ее воздействий на общество, культуру, природу и человека. Возникла она во второй половине ХIХ века; сам термин ввел Э.Капп в работе «Основания философии техники» (1877). Среди ее основоположников И.Бекманн, Ф.Бон, Ф.Дессауэр, Ф.Рело, А.Ридлер, А.Эспинас.



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 303;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.