Жизненным конструктам»
(адаптация методики Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн)
Осуществляется в форме достаточно протяженного во времени диалога с испытуемыми, с привлечением примеров, близких к возрастному, половому, интеллектуальному и профессиональному уровню этих испытуемых. Приблизительная норма времени на проведение данной методики в аудитории до тридцати человек — около получаса, плюс еще примерно столько же времени на совместную, в том числе, и на индивидуальную интерпретацию результатов.
В любых возможных вариантах интерпретации результатов для психолога желательно следовать правилу: ни в коем случае не сомневаться в компетентности, качестве и значимости самооценивания, — ибо, по наиболее распространенному мнению людей, никто не знает их лучше, чем они сами себя. Не может быть допущено и речи о «плохой» и «хорошей» самооценке, — диалог тут же перестраивается психологом на другой лад, — о достоинствах индивидуально-своеобразной самооценки, ее уникальности, неповторимости, о требовательности испытуемого к себе, его высокой ответственности, его скромности, проницательности; и, конечно, подчеркивается то, насколько удачно в целом испытуемый сумел проанализировать собственные представления. Если до, и, особенно, — после опыта этого не будет сделано,— доверие к психологу в значительной мере утрачивается.
Таким образом, никакое специальное воздействие психолога в направлении «повышения» качества ответов не может быть осуществлено,— ибо под сомнение ставится позиция самого субъекта конструктивной активности.
Овладеть формой проведения данной методики возможно лишь при непосредственном присутствии и участии в опыте. Если же это неосуществимо, то психолог может быть по сути автором нового варианта проведения этой методики на основе собственного понимания предлагаемого сюжета, то есть простой совокупности составляющих, по которым предлагается самооценка. Мы не выражаем сомнений в высоком качестве конструктивной активности психолога и в его профессионализме.
Совокупность составляющих для самооценки нами предлагалась в зависимости от состава участников опыта, их предложений по ходу его проведения, но в любом случае, для сопоставимости результатов по группам, предлагалось оценить собственные: ум, здоровье, счастье, характер и волю. Дополнительно мы также предлагали оценить самостоятельность, успешность, способности, авторитетность, умелость (умелые, «золотые» руки), внешность, уверенность в себе, обаяние, скромность и т. п., и наконец, собственную конструктивную, направленную па положительный результат, активность. Вся суть «затягивания», пролонгирования опыта в том и состоит, чтобы у отдельных испытуемых не возникало интерференции и переносов самооценок но отдельным признакам,— с одного на все другие, или отдельные из них. Диалогом «па тему» обеспечивается не только доверительная атмосфера сотрудничества, но и относительная независимость самооценок по отдельным составляющим интегральной самооценки.
Ключевые установки для самооценок по каждому показателю должны быть одинаковыми по смыслу, и звучат примерно так: «Прошу Вас оценить собственные (волю, характер и т. п.) не так, как о них говорят другие, пусть даже имея в виду, что действительно Вы совершили или не совершили, чего действительно (объективно) Вы стоите. Мало ли что о Вас говорят — в конечном счете для Вас главное, что Вы сами думаете о себе; насколько Вы сами удовлетворены (этим характером, волей и т.п)., в какой степени Вас Ваше (здоровье, счастье и т. п.), именно Вас — удовлетворяет. И т. д.»
Вертикальные отрезки прямых для оценки конструктивных величин интегральной самооценки располагаются не все вместе, рядом друг с другом (это учебный вариант), а на отдельных карточках. Величина отрезков—5 (или 10см, — важен возраст, условия восприятия, обстановка опыта). Карточки сдаются после каждого этапа ведущему, или просто переворачиваются, — так предупреждается перенос самооценок. По окончании опыта содержание карточек объединяется: все отрезки с отмеченными на них точками переносятся на одну общую карточку и изображаются параллельно друг другу, что позволяет по отмеченным точкам построить «график» (профиль) интегральной самооценки. Тем самым для испытуемых задается определенная установка самопознания: оценивать себя самостоятельно или с помощью психолога не только вербально и единообразно, но инструкции, а по индивидуально-своеобразным интегральным профилям, требующим определенного профессионализма в интерпретации.
«Пилообразный» профиль самооценки отвечает состоянию неуравновешенности проявления свойств личности, или (и) общественных, внутригрупповых ее отношений, когда отсутствует стабильность личностного развития. Это не является негативным фактом, также как не является и фактом положительным в самооценке человека: важно поставить вопрос о причинах обнаруженного в данный момент самоизменения личности, или вообще о том, является ли нестабильность самооценки ситуативной: возможно, эта нестабильность отражает характерологические особенности личности, определенные типологические особенности темперамента, характера, мотивации и других психических образований. Так задается уже на основании этого простого опыта программа будущего комплексного самопознания личности, — конструктивного по форме и по содержанию,— с применением индивидуально определенного набора методик. При дальнейшем изучении личности учитывается не только (не)стабильность самооценки, но и ее «высота».
Методика: «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина»[‡‡]
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.
Ю.Л. Ханин приводит в этой связи мысль А.А. Ухтомского: «...Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать». («Физиология двигательного аппарата. Вып. I, Л., 1927.) С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».
По Ю.Л. Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) — обозначаемые одинаково: «СТ», — возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ...» (Ж. ВПЛ, № 6, 1978, с. 95). Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: — подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно(м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: СТ1 и ЛТ1 Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов — низкая; 31—45 — средняя; 46... — высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20—80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 306;