Модель нейтрального монизма
Проблема соотношения психической и физической реальностей может быть рассмотрена не только с дуалистической, идеалистической и материалистической точки зрения, но также и с позиции, которая называется «нейтральный монизм». Нейтральный монизм – это доктрина, согласно которой материальное и идеальное, физическое и психическое, тело и сознание не существуют как отдельные, независимые друг от друга субстанции (в случае идеализма и материализма субстанция только одна). Обе стороны указанных диспозиций являются лишь особыми формами проявления одного и того же начала, которое само по себе не является ни материальным, ни идеальным.
Доктрина нейтрального монизма основывается на положении, что реальность изначально предстает перед сознанием в качестве «чувственных данных». Сами по себе эти данные изначально являются нейтральными, т.е. их нельзя определить ни как физическую, ни как психическую реальность, так как эти определения являются возможными видами интерпретации первичных данных и сами они не даны изначально.
Для разъяснения этого рассмотрим следующий пример. Допустим, мы видим, как загорелся красный сигнал светофора и теперь пытаемся объяснить это явление. Можно построить два независимых друг от друга объяснения:
1) Свет – это электромагнитные волны, которые распространяются в пространстве с конечной скоростью. Достигнув поверхности глаза, они проходят через хрусталик, воспринимаются сетчаткой и затем передаются в виде изменения электрических свойств нейронов в центральную нервную систему. Электромагнитные волны обладают такими характеристиками, как длинна и частота излучения. Среди этих волн есть такие, длинна которых находится в интервале 620 – 740 нм.
2) Свет – это специфическое ощущение, которое способны переживать некоторые животные и люди. Свет как ощущение обладает такими характеристиками, как тон (цвет), насыщенность и светлота (яркость). Среди 7 цветов радуги есть один, который называется «красным».
На первый взгляд, это два независимых друг от друга описания: первое – физическое, второе – психологическое. Однако в действительности это разные описания одного и того же. В частности, длине волны 620 – 740 нм. как раз и соответствует ощущение «красного».
Главным достоинством доктрины нейтрального монизма является то, что она снимает проблему отношения между физическим и психическим. Согласно этой доктрине нет «физического» и «психического» как того, что существует само по себе, но есть два способа интерпретации одной и той же реальности.
Доктрина нейтрального монизма достаточно давно известна в философии и одним из самых известных её сторонников был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). В работе «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» Спиноза, полемизируя с Декартом, высказал мысль о том, что существуют не две независимые друг от друга субстанции res cogitans и res extensa – как утверждал его оппонент, – а есть только одно существующее само по себе начало или субстанция. Эта субстанция обладает двумя главными свойствам (Спиноза называл их «атрибутами»): протяжением и мышлением.
По мнению Спинозы, существующее обладает этими атрибутами объективно, т.е. независимо от того, считаем мы так или нет, а саму реальность можно назвать двумя именами в зависимости от того, рассматриваем ли мы ее под атрибутом мышления или под атрибутом протяжения. Если мы мыслим мир как протяженный, то нам следует называть его «Природой». Если же мы мыслим его как обладающий сознанием, то нам следует называть его «Богом». «Бог» и «Природа» – два альтернативных термина, обозначающих одну и ту же единую субстанцию, которая одновременно обладает и ментальными и физическими характеристиками. Что касается человека, то он является частью единой субстанции и может быть понят по аналогии с ней: хотя человек как и субстанция един, однако он может быть рассмотрен с двух точек зрения. Если мы будем смотреть с одной, то увидим «душу», т.е. то, чему в случае человека соответствует атрибут «мышление». Если же смотреть с другой, – то «тело», чему соответствует атрибут «протяжение».
В истории новейшей философии самым известным сторонником доктрины нейтрального монизма является физик и философ Э. Мах. В книге «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» Мах высказал мысль о том, что физика и психология отличаются друг от друга только по методу интерпретации исследуемых объектов, но не по предмету. Предмет у них один и тот же – ощущения, которые сами по себе, изначально, не являются ни физической, ни психической реальностью, но которые в зависимости от того, какие связи мы между ними выделяем, подпадают под раздел «физики» или «психологии».
Изначально в опыте реальность представляет собой комплекс таких несвязанных между собой ощущений, как цвета, тоны, различные степени теплоты, давления, времени, пространства, настроений, чувств, проявлений воли и т.д. Из этого комплекса ощущений некоторые являются более устойчивыми и постоянными, чем другие. По мнению Маха, «относительно более постоянными оказываются, прежде всего, комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и т.д., (функционально) связанные между собой пространственно и временно. Как таковые комплексы, они получают особые названия, и мы называем их телами. Абсолютно постоянными эти комплексы никоим образом не бывают»[80]. С другой стороны, «относительно постоянным оказывается … связанный с особым телом (живым телом) комплекс воспоминаний, настроений, чувств, которые мы обозначаем словом Я. Я могу быть занят тем или другим делом, могу быть спокойным и веселым, или взволнованным и грустным. Тем не менее, остается еще (исключая случаи патологические) достаточно постоянного у меня, чтобы можно было узнать то же самое Я. …Постоянство этого Я тоже только относительное. Если оно кажется постоянным, то это происходит главным образом потому, что изменения его происходят непрерывно и медленно»[81].
Задача наук состоит в том, чтобы понять, почему образуются комплексы относительно устойчивых ощущений: тела и сознания. Например, для того, чтобы понять, почему существует ощущение единства сознания, переживаемое как «Я», надо обратить внимание на его практическое значение, которое состоит в том, чтобы живое существо могло отличать себя от внешнего мира, переживать и помнить опыт своего взаимодействия с этим миром в виде ощущений страдания или удовольствия и на основании этого могло выбирать тактику оптимального поведения. Психически или субъективно переживаемый факт единства сознания может быть описан и с физической стороны. Как пишет Мах, «основой «психического единства» является … то факт, что различные органы, части нервной системы, физически связаны друг с другом и могут легко передавать друг другу возбуждения»[82].
Обыденные представления или, как говорит Мах, «инстинктивное мировоззрение» основывается на факте собственного переживания психического единства «Я» в противоположность внешнему миру и на его основе строит дуалистическую метафизику «материи» и «духа». Но наука – в отличие от «инстинктивного мировоззрения» – должна встать на другую точку зрения, а именно должна основываться на простом эмпирическом принципе: первое, что нам дано – это чувственные элементы и только. Любые представления, концепции и теории – это уже второй шаг в процессе познания, так как он возникает в связи с фактами и является не чем иным, как попыткой их описания и объяснения, т.е. объяснения того, почему эти факты (чувственные элементы) связаны так или иначе. У всех настоящих наук предмет исследования только один – элементарные чувственные элементы. Различаются же между собой науки только относительно, только с точки зрения того, какого рода зависимости между первичными элементами они устанавливают. «Если я исследую зависимость элемента А окружающей среды от другого её элемента В, я занимаюсь физикой; если же я исследую, насколько изменяется А от изменения органов чувств или центральной нервной системы живого существа, я занимаюсь психологией»[83].
Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1860;