Кодирование визуальной коммуникации


Как правило, информация об объектах предъявляется человеку в зако­дированном виде, вернее, происходит отождествление условных знаков -символов, сигналов (кодов) с тем или иным видом информации. Для обес­печения максимальной скорости зрительного поиска, обнаружения, иден­тификации и опознания сигналов необходим оптимальный код.

Для кодирования информации используются зрительная, слуховая и виб­ротактильная модальности (в данном контексте — способ восприятия). Опти­мальна зрительная, поскольку зрительный анализатор принимает информацию моментально, в то время как слуховой - последовательно, с некоторой задерж­кой. В то же время слуховой анализатор часто приходится задействовать с це­лью снятия перегрузки со зрительного, в условиях, когда функционирование последнего затруднено, например, по причине значительных ускорений.

Различные качественные и количественные характеристики управляе­мых объектов кодируются разными способами: условными знаками, буква­ми, цифрами, цветом, яркостью и т.п. Каждый отдельно взятый способ на­зывается видом алфавита или категорией кодирования.

При выборе вида алфавита следует опираться на сложившиеся и проверен­ные опытом знания человека. Это способствует хорошей ассоциативности (по форме, цвету, содержанию и т.п.) с обозначаемыми предметами и явле­ниями, повышает скорость и точность декодирования. Так, буквы, например, используются для передачи информации о названии объекта, цифры - для передачи количественных характеристик, цвет - для определения значи­мости, геометрические фигуры разнообразной формы и размеров - для наглядности. Ниже приведены примеры видов кодирования (рис. 1: а -кодирование формой, б - кодирование размером, в - примеры символов, наносимых на элементы управления производственным оборудованием). В задачах зрительного поиска преимущество имеют кодовые категории Цвета и формы, обеспечивающие минимальное время поиска объектов.

Наименьшую точность имеет идентификация по размеру. Среди многооб разия геометрических форм (рис. 1, а) лучше всего различаются простые фигуры из прямых линий (треугольники, прямоугольники, ромбы), хуже 4 имеющие кривизну и множество углов (круги, многоугольники). Силуэт-ные знаки предпочтительнее контурных.

При использовании размера в качестве кодовой категории следует со­относить площадь знака с какой-либо характеристикой объекта (с его раз­мером, удаленностью и т.д.).

Буквенно-цифровое кодирование

Важным условием различимости букв и цифр является их форма. Считает­ся, что лучшее начертание цифр для кодирования информации представле­но в рубленых шрифтах Макворта и Бергера. Широ­ко применяется также специально разработанный шрифт-например, при оформлении радиоэлектронной аппаратуры, вычислитель­ной техники.

При оформлении надписей необходимо исключить неправильное их толкование, которое чревато серьезными ошибками. С этой целью вос­пользуйтесь следующими рекомендациями:

• короткие надписи оформляйте прописными буквами, выбирая простое начертание безо всякой вычурности

• размещайте надписи вблизи элементов, к которым они относятся;

• соблюдайте принцип единообразия;

• вертикальные надписи следует использовать в редчайших случаях; не рекомендуется и изогнутое начертание;

• придерживайтесь горизонтальной ориентации надписей относитель­но предполагаемой линии зрения;

• при оформлении надписей особое внимание уделяйте образованию логограмм (аббревиатур, условных обозначений и т.п.). Сокращение, в частности, не должно вызывать нежелательных ассоциаций (слово «громкость* не стоит превращать в «гром.»; слово «аппаратура» луч­ше сократить до «аппарат.», а не «аппар.». Логограмма должна легко читаться вслух, поскольку зрительное ее восприятие сопровождает­ся внутренним проговариванием.

Кодирование цветом

Эффективным средством приема и переработки зрительной информации является цвет. Известно, что человек в состоянии безошибочно идентифи­цировать 10-12 цветовых тонов. С наибольшей точностью опознаются фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый и красные цвета, которые и следует использовать для цветового кодирования. В качестве примера можно привести сигнально-предупредительную окраску и знаки безопас­ности, регламентируемые государственным стандартом (ГОСТ 12.4.026. -76. ССБТ. Знаки безопасности. Сигнальные цвета). К сигнальным цветам в соответствии с этим стандартом относятся:

красный, извещающий об опасности. Красным оформляются запре­щающие знаки безопасности, сигнальные лампы, инфор­мирующие о нарушении технологического процесса или техники безопасности, и т.д.;

желтый, предостерегающий. Желтым делают фон предупреждаю­щих знаков безопасности. В этот цвет окрашивают низкие балки, выступы строительных конструкций и перепады плоскости пола, которые могут стать причиной производственного травматизма. Кроме того, желтым маркируют емкости с вредными веществами;

зеленый, извещающий о безопасности. Он используется при окраске рамки предписывающих знаков безопасности, сигнальных ламп, извещающих о нормальном режиме работы машин и автомати­ческих линий, и т.д.;

синий, информирующий. Он используется при оформлении указа­тельных знаков безопасности.

 

Три первых цвета ассоциируются со светофором, цвет сигналов ко­торого человек запоминает с детства и, естественно, адекватно на них реагирует.

При цветовом кодировании следует учитывать освещение и имеющие место оптические иллюзии. Желтый цвет как бы расширяет поверхность, и она кажется больше; белый и желтый - создают эффект иррадации (расположенные рядом более темные поверхности оптически уменьшаются). Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и чер­ный цвета, зрительно уменьшаются и как бы проваливаются.

Особенно важна цветовая композиция операторских пультов с огром­ным количеством приборов (пульт управления каким-либо технологичес­ким процессом, рабочее место авиадиспетчера и т.д.). Основная проблема в таких случаях - сосредоточиться на длительное время и адекватно воспри­нимать разнообразную информацию. Как правило, цветовая гамма подобных пультов спокойная (светло-голубая, светло-зеленая, светло-фиолетовая), контрастные цвета применяются для организации различных рабочих зон. При этом необходимо учитывать стереотипы реакции людей:

• светлые оттенки и голубоватые цвета ассоциируются у человека с не­бом или движением вверх; напротив, темные оттенки, а также зеленые и коричневые цвета ассоциируются с землей или движением вниз;

• холод ассоциируется с голубым или сине-зеленым цветом, а тепло -с желтым или красным;

• очень яркие и быстро мелькающие световые сигналы вызывают чув­ство опасности и беспокойства;

• большие или темные объекты вызывают ассоциацию с чем-то гро­моздким, маленькие и светлоокрашенные - с легким и невесомым. Большие тяжелые объекты привычно видеть внизу, маленькие лег­кие предметы - наверху.



Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 2328;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.