История возникновения и развития пропорций


Для удовлетворения бытовых потребностей человек изготовляет себе вещи. Чтобы служить человеку, они должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела служили естественной основой всех единиц измерений. Даже сегодня, чтобы наиболее ясно представить себе размеры того или иного предмета, мы говорим, что он во сколько-то раз больше человеческого роста.

Чувство пропорции у древних воплотилось и Парфеноне на Акрополе. Три части - основа­ние, опора и нагрузка сочетаются друг с другом в совершенной гармонии, и малейшее сме­щение или перемена в деталях ощутимо нару­шило бы их согласие. В Парфеноне нашло выражение античное понимание пропорции, со­размерной человеческому телу.

Древнейшие данные о законах про­порций человеческого тела были найде­ны в гробнице пирамиды близ Мем­фиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до на­ших дней ученые и художники работа­ют над раскрытием тайны пропорций человеческого тела. Нам известен еги­петский канон времени фараонов, ка­нон Эпохи Пголомеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем канон Поликлета, который долгое время был обще­признанным, знаем исследования Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело и ученых средних веков, и среди них прежде всего широко известен труд Дюрера. Исследования прошлого столетия, и в первую очередь А.Цейзннга, изучав­шего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлении и применения правил золотою сечения, внесли большую ясность в этот вопрос.

 

3. Гармоническая форма

Современные знания и наука чрезвычайно расширили наши представления о ценности искусства и утвердили нас в убеждении, что формы предметов, которые создает человек, также подчиняются закономерностям, характерным для пластических искусств и составляют часть человеческой культуры, ее зримый облик.

Творческая деятельность человека развивается в двух различных направлениях, выражая, с одной стороны, стремление отразить в рисунке, скульптуре или в цвете некоторые объекты и явления окружающего мира: людей, животных, предметы, события; с другой — стремление к созданию форм, не существующих в природе, творимых воображением и фантазией людей.

Первобытный охотник, рисуя на кости или стене пещеры мамонтов, лосей или других животных, старался как можно точнее воспроизвести их формы. И тот же первобытный человек, создающий в помощь себе первые предметы домашнего обихода и орудия труда, творил и компоновал новые формы на основании своего опыта, почерпнутого из наблюдений над окружающим миром. На становление этих форм значительное влияние оказывал материал и инструменты, которые человек использовал в процессе работы.

Эти два направления художественного творчества и ремесла человека проявляются на всех ступенях развития человеческой культуры, каждый раз приобретая новые специфические черты.

Археологические раскопки являются доказательством того, что для каждого этапа развития человеческого общества характерны определенные формы орудий производства и предметов быта. В процессе общественного труда, овладения природой и совершенствования производства орудий труда, изменялся и совершенствовался сам человек, развивалась наука и техника, появлялись все новые и новые изделия. И каждое изделие — это не только продукт технической мысли. Оно должно быть выражено в конкретной форме, зримой и осязаемой, реализующей наиболее полно мысль изобретателя. Это распространяется на строительные объекты, машины, средства транспорта, инструменты, домашнюю утварь — на все, рожденное мыслью и рукой человека.

Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые формы человек повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов домашнего обихода. Так возникает проблема сочетания простых форм — проблема композиции.

Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна, ее части пропорциональны и ритмичны, вся она соразмерна человеку и предметному окружению, пластична, цвет ее радует глаз.

Гармоничная форма создается по законам красоты. Это общепринятое определение условно: в искусстве не существует законов, подобных законам математики или физики, а речь может идти лишь о некоторых закономерностях.

Процесс создания гармоничного произведения носит название «композиция». Под словом «композиция» в дизайне иногда подразумевается качественная оценка, характеризующая завершенное произведение.

Понятие композиции относится в равной степени и к другим видам творчества — живописи и скульптуре, литературе и музыке. Но каждый жанр имеет свои, присущие ему особенности. Поэтому и композиция в дизайне имеет свою методику и свою терминологию. Она прежде всего опирается на необходимые качества или свойства дизайнерского произведения. Эти качества или свойства основаны на особенностях восприятия и называются категориями композиции. Главные из них: органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, пластичность, цвет и цветосочетание.

Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна.

Золотое сечение.

Самой приятной для глаза во все времена считалась так называемая Божественная пропорция, которую Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением».

в и а отрезки, построенные в пропорции золотого сечения.

в так относится к а, как с к в, а также а к в, как в к с.

Суть золотого сечения заключается в двух понятиях: аддитивностьа + в = с;

мультипликативность - а : в = в : с.

Золотое сечение, как и другие средства гармонизации заимствовано художниками из природы. Это кладезь разнообразия, совершенства, порядка и гармонии. Человек — вечный ученик природы. Вольно или невольно он берет за обра­зец окружающий его мир, когда стре­мится воспитать в себе эстетические чувства, суждения и вкусы. Художест­венное восприятие формы человеком возникает, развивается и обогащается в процессе постоянного, непрерывного общения его с окружающим миром. Ис­покон века все здоровое и естественное является для нас красивым, гармонич­ным, все противоестественное, ано­мальное, нездоровое воспринимается как нечто уродливое, безобразное, дис­сонирующее.

Математикам и людям искусства со­отношение 21:34, а точнее 0,61803... хо­рошо известно тоже как золотое сечение. Ху­дожники, начиная с эпохи Возрождения, использовали в своих картинах золотое сечение, которое они считали идеальным выражением пропорцио­нальности и которое они могли повсюду наблюдать в природе. Но в изобрази­тельном искусстве и прежде подсозна­тельно руководились этим правилом. При этом нередко брались приближен­ные значения, например 3:5 (-0,600) или 5:8 (=0,625). В природе в большин­стве случаев наблюдается намного более строгие соответствие. Так, в корзинках подсолнечника отклонение от золо­того сечения составляет всего лишь че­тыре тысячных доли процента.

Как проявляется золотое сечение в природе, можно видеть на рис. 21 и 22. На первом из них изображен шаровидный кактус.

На рисунке хорошо различимо спиралевидное расположение скоплении колючек — так называемых ареол. На­чало спиралей приходится на верху­шечную часть как 1 уса. Новые ареолы зарождаются именно здесь. По мере ро­ста и развития они строго по спирали оттесняются к краям. Если внимательно вглядеться в рисунок, то можно уви­деть, что спирали идут в двух направле­ниях: по часовой стрелке (таких спира­лей 34) и против часовой стрелки (их ровно 21). Опить 21:34. Это соотноше­ние сторон того прямоугольника, кото­рый участники вышеописанного экспе­римента назвали самым эстетичным, самым красивым по форме.

Созданная таким образом сеть линии оказывается в эсте­тическом отношении столь же опти­мальной, как и прямоугольник, постро­енный по принципу золотого сечения. Комплекс линий, имеющих вполне оп­ределенный и в то же время различный наклон, придает полю изображения эмоциональное внутреннее напряжение и одновременно строгую уравновешен­ность. Эти принципы композиционного построения художественного произве­дения присущи многим полотнам ста­рых мастеров живописи.

Такие произведения, как "Ливий­ская сивилла" Микеланджело, "Покло­нение пастухов" Тинторетто, "Вакх и Ариадна" Тициана, "Мадонна с длин­ной шеей" Пармиджашшо, "Азия" Тьеполо (зеркальное отражение!), "Вакха­налия" Пуссена, "Драка крестьян при игре в карты" Брауэра или "Праздник любви" Ватто (зеркальное отраже­ние!) — это немногие примеры, кото­рые лишь подтверждают общую законо­мерность.

Во все времена художники, осознан­но или неосознанно, учились постигать законы эстетического восприятия, на­блюдая природу. Живописцев всегда пленяла простая и одновременно рацио­нальная геометрия форм биологическо­го роста. Учитывая вышесказанное, возможно использование прозрачного пластика с растровой сеткой и при про­ектировании интерьера в целом, и при разработке отдельных его элементов. Наилучшим образом отве­чают этому требованию диагонали, вы­полненные по правилу золотого сече­ния. Они в конечном итоге определяют построение композиции.

Примеры золотого сечения мы видим и в числовой характеристике членения стеблей растений, их расположении на стволе, закручивании спиралей подсолнечника, описании пропорций человеческого тела (например, «Модулер» Ле Корбюзье, 1947),



Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 6045;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.