Расстройства питания
Люди, страдающие нервной анорексией или различными формами предрасположенности к излишнему весу, или более сложными расстройствами питания по типу так называемого хаотического диетического синдрома, имеют сходное ядро когнитивной организации. Аффективные узы, дружеские отношения здесь представлены как ситуации взаимного полного понимания и безусловного принятия и в то же время как переполненные огорчениями и разочарованиями.
Сотоварищ по аффективным узам, если он не демонстрирует безупречного понимания и принятия, немедленно вызывает разочарование и развитие защитного отчуждения. Это - как если бы схема, отражающая отношения любви, исключала промежуточные состояния во взаимоотношениях от абсолютно принимаемых до болезненно воспринимаемых, тотально болезненных, которые пациент не приемлет ни в малейшей степени. Люди, не подходящие в качестве совершенного партнера (по стандартам родителей), скорее всего будут считаться неспособными и неготовыми понять, склонными критиковать поведение или физические особенности, а также навязывать ему свое мнение.
Семейная атмосфера, в которой выражение своих мыслей й эмоций не поощряется, может привести к (упорно не замечаемому другими) развитию расстройства у одного из членов семьи и, вполне вероятно, способствовать возникновению такого когнитивного стержня. Сверхценное отношение к аффективным узам отождествляется с мгновенным и полным взаимопониманием (почти без потребности в словах), которое, естественно, передается ребенку. Когда он обнаруживает, что такое понимание любви, дружбы не соответствует реальной картине отношений между отцом и матерью или между ним и родителями, переживание разочарования неизбежно и крайне болезненно.
Тому, кто хочет защитить себя, кажется логичным избегать встреч или предложений кого-либо, кто не убеждает в своем «совершенстве» ивлюбленности так, чтобы сделать разочарование невозможным. Конечно, такое отношение делает выражение более интимных чувств и мыслей редким событием. Вербализация собственных чувств и мыслей не поощряется, и, следовательно, вербально обозначенные аспекты личности пациента, связанные с миром эмоций, оказываются неясно представленными в его когнитивной организации. Самоидентичность, таким образом, остается по многим важным ее аспектом тождественной идентичности границ собственного тела.
Когда бы ни возникало неприятное самочувствие (под влиянием критических замечаний в адрес поведения пациента или его физических особенностей, сделанных сверстниками или значимыми для него людьми), оно оформляется интроспективно в негативный образ тела, часто искаженный полнотой. Тучные пациенты, как ни печально, принимают такой образ, тогда как больные анорексией отчаянно борются с ним, начиная голодать.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 323;