Злоупотребления в психотерапии
Говоря о злоупотреблении психотерапией и в психотерапии, обычно имеют в виду сексуальную эксплуатацию пациента и так называемый эротизированный контртрансфер. По существу, оба они относятся к нарушению границ терапевтических отношений, о которых говорилось выше. Здесь мы касаемся данного вопроса в связи с некоторыми личностными особенностями психотерапевтов. Согласно исследованиям последнего десятилетия, 13,7% мужчин и 3,1% женщин-психотерапевтов признают эротический контакт с пациентами, и это несмотря на то, что в ряде штатов США за подобные злоупотребления предусмотрены серьезные юридические санкции (К.Поуп, 1991). Среди «нарушителей границ» преобладают психиатры (33%), за ними следуют психологи (19%) и социальные работники (13%).
Согласно данным М. Стоуна, можно дать обобщенные портреты нарушителей-рецидивистов; несмотря на предполагаемые кросс-культурные различия, считаем все-таки полезным привести их типологию (цит. по: [2]):
1. «Депрессивный» - обычно мужчина средних лет, с семейными и (или) супружескими проблемами, эксплуатирующий позитивный трансфер.
2. «Манипулятивный» социопат с дурным несдержанным характером.
3. «Перверзный» - с извращенной сексуальной фиксацией.
4. «Сексуально свободный» романтический демон.
5. «Грандиозный» - «любит» своих пациенток (но еще более -свое грандиозное Я), поэтому его должны любить и они; он экспансивен, агрессивно-соблазнителен, не лишен шарма.
6. «Отчужденно-интровертированный», считающий, что его соблазнили, раскаивающийся.
Другими авторами описываются похожие личностные типы; сильная выраженность нарциссических черт, отношение к пациентам как к объектам удовлетворения собственных фрустрированных потребностей в любви, признании, самоуважении.
Эти и иные виды злоупотреблений, встречающиеся в психотерапии и консультировании, по определению, относятся к «контрлечебным факторам». Они наносят серьезный ущерб душевному здоровью пациента, подрывают его и без того шаткое доверие к людям, делают весьма проблематичным его обращение к другим специалистам и нередко провоцируют грубое ухудшение состояния и играют немалую роль в провокации суицидальных попыток. Все это не только снижает успешность работы с данным терапевтом, но и делает весьма проблематичным его обращение к другим специалистам.
Нарушения этического кодекса сильно дискредитируют не только терапевта, но и саму профессию, на что стоит обратить внимание всем нам, отечественным психотерапевтам, поскольку эта профессия у нас находится в самом начале своего становления - в отличие от врачебной (клинической) психотерапии.
Этические принципы психотерапевтической практики формируются не сразу, а по мере осознания психологами-психотерапевтами своей «цеховой» принадлежности и собственной профессиональной идентичности. Пока еще очень многое приходится заимствовать и адаптировать, пересаживать из одной почвы в другую, и, глядя в будущее, трудно увидеть ясные контуры психотерапии «российского образца». Впрочем, лично я успела убедиться, что роль кросскуль-турных различий нередко переоценивается; вероятней всего, последние имеют место при сравнении каких-то конкретных и частных аспектов, но природа глубоких душевных конфликтов человека, скорее всего, интернациональна и не подвержена влиянию времени; подтверждением тому служит вечная непреходящая ценность для психологии мировой сокровищницы искусства, древних мифов и легенд, библейских заветов.
Рекомендуемая литература
1. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. - Ташкент, 1978. - Гл. Медицинская деонтология и психотерапия.
2. Семенова Н. С. Этические основы психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. - 1997. - № 2.
3. Соколова Е. Т. Базовые принципы и методы психиатрии пограничных личностных расстройств // Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.
4. Handbook of Counselling / Ed. by S. Palmer and G. McMahon. - L.; N.Y., 1997.
5. Palmer S., Szymanska K. How to avoid being exploited in counselling and psychotherapy: Counselling // Journal of the British Association for Counselling. -1994.-5(1), 24.
6. Pope K.S., Vasquez M.J. Ethics in Psychotherapy and Counseling:
A practical Guide for Psychologists. - San Francisco, 1991.
Глава 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Что случается с детьми, то же бывает и с нами, взрослыми детьми: они пугаются, если вдруг увидят в масках тех, кого любят, к кому привыкли, с кем всегда играют. Не только с людей, но и с обстоятельств нужно снять маску и вернуть им подлинный облик.
Луций Анней Сенека
Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 г. в маленьком австрийском городе Фрайберге в еврейской семье мелкого фабриканта и торговца шерстью, он был старшим из семерых детей. Спустя четыре года из-за внезапных финансовых затруднений семья перебралась в Вену, где Фрейд прожил до 1938 г., когда был вынужден эмигрировать в Англию. Фрейд получил классическое по тому времени образование: изучал древние языки, прекрасно владел литературным немецким, говорил свободно на английском, французском, испанском и итальянском языках. В детстве и юности увлекался чтением великих классических произведений драматургов и философов, штудировал труды Фейербаха, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Однако выбор медицины в качестве поприща профессиональной деятельности оказался отчасти вынужденным, поскольку юноша с детства грезил о славе великих полководцев, стремился к военной карьере и государственной службе, куда ему как еврею дорога была закрыта.
Окончив медицинский факультет Венского университета, Фрейд несколько лет занимался сравнительной анатомией мозга и неврологией, практиковал в качестве врача-невропатолога (скорее из финансовых соображений, чем по призванию), пока в 1885 г. в Парижском госпитале Сальпетриер судьба не свела его со знаменитым Жаном Шарко, выдающимся французским невропатологом, специалистом по истерическим расстройствам. Используя внушение и гипноз, Шарко на своих публичных сеансах блистательно демонстрировал возможность мгновенного исцеления пациенток с симптомами истерического паралича конечностей, слепотой и глухотой.
После четырехмесячной стажировки у Шарко окрыленный новыми идеями Фрейд возвратился в Вену и начал тесно сотрудничать с известным венским врачом Иозефом Брейером, вместе с которым в 1895 г. он опубликовал исследование об истерии, ее причинах и методах излечения. Солидаризуясь с Шарко, авторы утверждали, что в основе истерических симптомов лежит «забытый», а точнее, вытесненный травматический эмоциональный опыт, причем Фрейд пошел дальше своих старших коллег, напрямую связывая происхождение психических расстройств с подавленной (вследствие строжайших требований викторианской морали) сексуальностью. По существу, в «Очерках по истерии» содержатся не только тезисы будущей теории психоанализа, но и, как продемонстрировал анализ случая Элизабетфон Р., описанного Фрейдом в этом труде, предложены важнейшие инновации в области методов лечения истерии, в частности основные методы интерпретации бессознательного вне гипнотического внушения.
Медицинская общественность Вены была шокирована, и в 1896 г. Фрейда изгнали из Венского медицинского общества. Последовавшая вскоре смерть отца, по-видимому, углубила одиночество Фрейда, заставив его обратиться к самоанализу и анализу собственных сновидений. «Толкование сновидений» увидело свет в 1900 г., но в научном мире замечено не было, зато уже через пять лет Фрейд становится практикующим врачом со всемирной известностью, автором «Психопатологии обыденной жизни», «Юмора и его отношения к бессознательному», «Трех очерков развития сексуальности», основателем «Психологических сред».
З.Фрейд возглавляет новый профессиональный союз, позже преобразованный в Венское психоаналитическое общество. На 1910-1920-е гг. приходится пик творческой активности Фрейда и международного распространения психоанализа, в том числе и в России.
Первая мировая война, рост политического и идеологического тоталитаризма и антисемитизма, равно как и раскол внутри психоаналитического движения, а возможно, и более глубокие переживания его личной и семейной жизни, оказали определенное влияние на научные взгляды Фрейда, привлекли внимание к природе человеческой деструктивности и нарциссизма.
Фрейд стремился свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений. Наиболее значительными публикациями последних лет жизни З.Фрейда являются «Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930). Скончался Фрейд, по сути дела, в изгнании (в Лондоне) в 1939 г. от рака гортани, страдая от мучительной болезни, разрыва с прежними учениками и последователями, преданный гражданской смерти нацистской Германией.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 575;