Канадская модель федерализма
В Канаде действует одна из старейших федеративных систем. Канада является федерацией 10 провинций: Альберта, Британская Колумбия, Квебек, Манитоба, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Онтарио, Остров Принца Эдуарда и Саскачеван, а также трех северных территорий — Нунавут, Северо-Западные территории и Юкон. Провинции и территории значительно отличаются по численности населения, географии и экономическому развитию.
Считается, что Канада представляет собой пример рождения и развития федеративной модели управления на базе теории «двойного суверенитета», в рамках которой федеральный и региональный уровни управления обладают и законодательной и исполнительной властью, имеют собственную абсолютно отдельную юрисдикцию. В то же время следует отметить, что со временем канадская федерация приобрела скорее черты взаимозависимости и «распределенного федерализма», чем жесткого разделения ответственности.
На сегодня разделение власти между канадскими провинциями и федеральным правительством основано на Конституционном акте 1982 г. и положениях Конституционного акта 1867 г. Конституционный акт 1982 г. определяет разделение основных полномочий. Федеральное правительство имеет юрисдикцию в отношении таких вопросов, как внешняя политика, уголовное право, торговля, страхование по безработице, тогда как провинции отвечают за сферы, включающие образование и обеспечение социальных услуг. Лишь небольшое число вопросов, таких как сельское хозяйство, иммиграция, пенсионное обеспечение и пособия на иждивенцев, относятся к совместной юрисдикции. Федеральное правительство устанавливает единые стандарты и порядок разделения затрат на оплату таких услуг, как медицинское обслуживание, выплата пенсий, социальное обеспечение и строительство федеральных автомобильных дорог. Согласно Конституции, Канады перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции провинций, считается окончательным, а перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Федерации, может дополняться и расширяться за счет включения в соответствующий перечень новых пунктов.
Провинциальные парламенты — это либо однопалатные законодательные ассамблеи, либо двухпалатные парламенты. Так, в провинции Квебек парламент состоит из Законодательного совета и Законодательной ассамблеи. Провинциальные правительства формируются партиями или коалициями, получившими большинство на провинциальных выборах.
На региональном уровне главы правительств провинций/территорий (называемые, так же как и в федеральном правительстве, премьерами или первыми министрами) несут ответственность за межправительственные отношения, что повторяет федеральную схему. Крупные провинции могут иметь специально назначенного министра межправительственных отношений, тогда как в менее крупных эту роль выполняет первый министр.
Налоговые потенциалы провинций и территорий сильно отличаются. Поэтому федеральные трансферты играют ключевую роль в поддержке отстающих регионов, старающихся обеспечить тот же набор услуг и с тем же качеством, что предоставляются по всей стране. Задача обеспечения «горизонтального выравнивания» провинций выполняется федеральным правительством посредством проведения основных федеральных программ (здравоохранения, образования, социальной защиты) во всех провинциях.
Существует широкий набор механизмов сотрудничества, используемых для межправительственного взаимодействия. Многие важные решения принимаются на совещаниях представителей федерального и провинциального правительств. Вопросы налогообложения, выплаты пенсий, медицинского обслуживания, а также конституционные проблемы часто обсуждаются главами федерального и провинциальных правительств.
В соответствии с Конституцией не существует федерального министерства образования или министерства по делам муниципалитетов. Тем не менее многие федеральные структуры оказывают финансовую поддержку студентам, проведению университетами научных исследований. На уровне школ федеральное финансирование распространяется на поддержку изучения официальных языков и создания компьютерных сетей.
Отличительной чертой канадского федерализма является создание групп провинций (например, Атлантических, Западных, Арктических территорий), участники которых могут предпринимать совместные действия в областях, представляющих общий интерес, и вырабатывать общую «региональную» позицию по вопросам, обсуждаемым на федерально-региональных форумах. Уже вошло в традицию проводить ежегодные встречи руководителей провинций и территорий, в которых принимает участие премьер федерального правительства. Встречи министров финансов также организуются pi по группам, и в рамках федерально-региональных отношений.
Отдельной проблемой канадского федерализма выступает так называемая «квебекская проблема», постоянно поднимаемый вопрос о выходе Квебека из состава Канады. Противоречия между Квебеком, говорящим по-французски, и остальной частью страны, говорящей по-английски, в 1980 г. привели к необходимости проведения референдума о суверенитете Квебека. Это был первый в истории Канады подобный референдум, на котором около 60% жителей Квебека проголосовало против «суверенитета-ассоциации» с остальной Канадой. В октябре 1995 г. был проведен второй референдум, на котором сторонники суверенитета проиграли с 49,42% против 50,58%. После референдума федеральное правительство поставило перед Верховным судом вопрос о правомерности одностороннего выхода одной из провинций из состава Федерации. Решение Верховного суда, состоявшееся летом 1998 г., не смогло в полной мере удовлетворить ни одну из сторон. Судьи постановили, что односторонний выход одной из провинций из состава Федерации будет противозаконным, поскольку такой акт вступает в противоречие как с Конституцией Канады, так и с международным правом. Суд исходил из двухступенчатой схемы возможной суверенизации Квебека: сначала — провинциальный референдум, затем — обязательные переговоры об условиях отделения.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 339;