Право Древнего Китая


Источники права.Основным источником права в Китае являлись законы; первые писаные законы появились в государстве Шан, а в X в. до н.э. в Чжоу существовал Уголовный кодекс.

Усиление законодательной деятельности в период Чжаныо «Воюющих царств», в V—III вв. до н.э., было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы китайских княжеств между собой. На рубеже V—IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов — «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фу ем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Книга состояла из шести глав: законы о ворах, разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пыток. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов.

На третьем этапе — в правление династии Хань — в Китае в III- II вв. до н.э. проводилась работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности, нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах. Однако появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества отводилось непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений.

Право собственности.Главными объектами права собственности в Древнем Китае выступали земля и рабы. В период Инь земля являлась собственностью вана, приближенные имели лишь право пользования пожалованными землями; в период Чжоу землевладения превращаются в частную собственность; с середины I в. до н.э., в период Цинь, в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Имущественное расслоение в среде мелких земельных собственников приводило к обезземелению значительной части крестьян. Лишившись собственной земли, крестьянин вынужден был арендовать ее у крупных землевладельцев на крайне невыгодных условиях: арендная плата в эпоху Хань достигала половины урожая. Все большее распространение получает и наемный труд. Разорившиеся земледельцы нередко попадали в рабскую зависимость. В V—III веках до н.э. в Китае существовали две категории рабов: государственные и частные. В период Инь рабы считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи рабов еще не существовало; во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов.

Обязательственное право.Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров — мены, купли-продажи, дарения, займа, аренды земли, личного найма.

Одним из первых появился договор мены. С развитием товарно- денежных отношений распространяется договор купли-продажи, который предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. В период Цинь осуществляется свободная и широкая торговля рабами.

Распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. Часто, не имея возможности расплатиться с кредитором, лица, взявшие в долг деньги или вещи, вынуждены были закладывать, продавать свое имущество, членов своей семьи, а нередко и самих себя. Так возникает в Китае институт долгового рабства. Нужда заставляла бедные семьи отдавать в залог своих сыновей, которых использовали на любых работах. В течение трех лет их разрешалось выкупить, а по истечении этого срока заложник обращался в раба. Часто кредитор усыновлял такого раба или женил его на своей дочери.

В V—III веках до н.э. часто заключался договор аренды земли. Арендная плата, получаемая собственником земли, была очень высокой, иногда достигая половины урожая. Кроме того, арендатор платил государственные налоги, выполняя разнообразные повинности. В рассматриваемое время был уже известен и договор личного найма, который заключался на определенный срок. Работник мог в любое время расторгнуть договор и уйти от своего хозяина. В качестве платы за свой труд он получал деньги и ткань для изготовления одежды.

Брачно-семейное и наследственное право.Основу китайской государственности составляла многочисленная патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников, и развитый культ предков. Мужчина — отец, муж — имел в семье абсолютную власть.

Заключение брака в Древнем Китае было делом родителей. При решении вопроса о браке не могло быть и речи о каких-либо иных чувствах, кроме чувства долга и обязанности повиноваться воле родителей и блюсти интересы семьи. Браки заключались между чужими друг другу людьми, и о любви в таких случаях даже не упоминалось. Более того, считалось просто неприличным связывать столь важное дело, как женитьбу сына, с таким легкомысленным чувством, как любовь к женщине, влечение к красоте. Разумеется, при благоприятном стечении обстоятельств могли случаться браки по любви, но это бывало редко. Как правило, жених и невеста не говорили о любви и не претендовали на нее. Брак считался тем полезнее и надежнее, чем прочнее были связывающие супругов узы. Однако эти узы должны были держаться не на любви или тяготении к красоте, а на все том же чувстве долга, обязательствах перед семьей, предками, обществом.

Характерным явлением было многоженство. Глава семьи — строго в соответствии с его рангом, степенью знатности, положением в обществе и состоянием — мог иметь и, как правило, имел целый гарем, обычно состоявший из главной жены, нескольких «второстепенных» жен и группы наложниц.

Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества, однако пользовалась ограниченным правом наследования.

Уголовное право.Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить: государственные — мятеж, заговор;

религиозные — шаманство, выбрасывание золы на улицу; против личности — убийство, причинение телесных повреждений; против собственности — кража, грабеж, убой чужого скота; воинские — неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др. Вообще же перечень их огромен — в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.

Наказания отличались крайней жестокостью. Основной целью наказания становится устрашение. Применялись различные виды смертной казни: четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени. Смертная казнь полагалась, например, за кражу лошади.

Надписи периода Шан (Инь) несут в себе целый ряд иероглифов с изображением различных видов наказаний и казней: сожжение на костре, повешение, четвертование, обезглавливание, закапывание живым в землю. Использовались и более «легкие» наказания: отрезали нос и уши, отрубали руки и ноги, выкалывали глаза и т.д. Некоторые знаки изображают человека с колодками на руках и в ящике или в яме — своеобразной тюрьме. Литературные памятники подтверждают существование в иньский период этих наказаний.

Кроме того, практиковались членовредительские наказания — вырезание коленных чашечек, отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин, битье палками, плетью, битье по пяткам и др. Наконец, осужденного за преступление могли сослать на каторжные работы. Применялись также штрафы, позволявшие откупиться от иных видов наказания; тюремное заключение; клеймо тушью на лице; превращение женщин в рабынь-затворниц. За особо тяжкие преступления весь род преступника подлежал уничтожению; полагалось казнить не только самого виновного, но также его отца, мать, жену, наложниц, братьев (с женами), сестер (с мужьями), сыновей.

Суд и судебный процесс.Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации.

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители.

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 818;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.