Источники права Древнего Китая.


(Гунсунь Ян) – государственный деятель и реформатор Древнего Китая (390-338 гг. до н.э.), один из основоположников философской школы законников (фацзя). Школа законников призывала к объединению страны под властью единого правителя, к управлению страной на основе твердых и жестких законов. Фацзя оппонировали конфуцианской школе, стоявшей за сохранение существовавших порядков, за укрепление власти наследственной знати на основе конфуцианских этических норм (преданности низших высшим и др.). Шан Ян узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов. Циньский правитель Сяо Чун сделал Шан Яна своим первым министром, и Шан Яну удалось провести реформы в духе своего учения, однако после смерти Сяо Чуна его наследник, ненавидевший реформатора, казнил его и всю его семью. Но реформы Шан Яна не были отменены и привели, как он и утверждал, к тому, что царство Цинь добилось гегемонии в Поднебесной. В III в. до н.э. Китай был объединен в высокоцентрализованное государство – «Империю Цинь», в котором еще более последовательно и в большем масштабе воплотились идеи Шан Яна.

Баопоручительская единица в которую объединялись каждые пять дворов (согласно законодательству Шан Яна, если один из членов бао совершал преступление, остальные должны были донести, в противном случае их разрубали пополам; донесший же получал награду, как убивший врага).

Лянь – поручительское звено, в которое объединялись каждые десять дворов для осуществления круговой поруки, согласно законодательству Шан Яна.


ИСТОЧНИКИ.

Образование единой китайской империи и принятие Цинь Шихуаном титула императора (Из «Исторических записок» Сыма Цаня ) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права . Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков. - М., 2002. С.8-9.

Административная реформа Цинь Шихуана (Из «Исторических записок» Сыма Цяна ) // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков.- М., 2002. С.9-10.

Предписание наместника округа Нань местным чиновникам // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. - М., 2002 . С.10-11.

Шан цзюнь шу ( Книга правителя области Шан) // Пер. с кит., вступительная статья и комментарии Л.С.Переломова.-М.:1968.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ.

Васильев Л.С. Формирование основ государства и общества в Китае. Восточное Чжоу: период Чуньцю; Восточное Чжоу: период Чжаньго; Создание китайской империи. Династии Цинь и Хань //История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство МГУ, 2002.

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2005.

Косарев А.И. Древний Китай. Конфуцианство и легизм - традиционное и рациональное в государственном строе // Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. - М.: Норма, 2002.

Крашенинникова Н.А., Жидкова О.А. Древний Китай. Право Древнего Китая // История государства и права зарубежных стран. Ч.I. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.-М.: Норма,1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства (формирование основ социальной структуры и политической администрации).- М.,1983.

Васильев Л.С. Древний Китай: формирование основ общества и государства. Древний Китай: трансформация чжоуской структуры и возникновение империи.// Васильев Л.С. История Востока: В 2-х томах. Т.I-М.: Высшая школа, 2007. С.177-210.

Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев. - М., 1967.

Переломов Л.С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н.э.). - М., 1962.

Основные понятия: мононорма, система формальных доказательств, абстрактная норма, нормы ли, нормы фа, легизм.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Изучение истории древнекитайского права, его характеристика, позволят выявить ключевые особенности китайской правовой культуры, основы которой были заложены в древности и развивались под воздействием двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и легизма.

Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний о сущности и особенностях процессов образования государства в Древнем Китае, об основных понятиях правовой системы, о памятках права Китая, а также формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативных источников, формулировать и обосновывать свою точку зрения по государственно - правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями.

Вопросы государственного устройства Древнего Китая будут подробно рассмотрены на лекции. На семинаре основное внимание будет уделено изучению источников древнеиндийского и древнекитайского права.

 

Истоки, общие условия складывания и периодизация древнекитайской государственности

Уникальная Древнекитайская цивилизация сформировалась в особых природных условиях, которые в целом были менее благоприятными, чем в Египте и Месопотамии. Огромная территория в Азии от Тибета до Восточно-Китайского моря и от пустыни Гоби и степей Монголии до берегов Тихого океана отличалась поразительным разнообразием ландшафтных и природных условий: на западе она представляла собой обширное плоскогорье с резко континентальным климатом, а мощные гималайские хребты создавали естественный барьер между Индией и Китаем. Большую часть восточных территорий Китая составляют низменности, к которым примыкают горы средних размеров и горные плато. Климат здесь довольно мягкий. В широтном направлении протекают крупные реки Хуанхэ и Янцзы, в бассейнах которых сложились благоприятные для появления первых очагов цивилизации условия. Вместе с тем человек, обитавший в бассейне Хуанхэ, постоянно зависел от непредсказуемой и ненадежной погоды: тайфуны, дующие с океана, вызывали частые наводнения, а грандиозные наводнения являлись страшным бичом для земледельцев. В бассейне самой большой реки Китая — Янцзы, протяженность которой более 5 тыс. км, освоению человеком этих областей препятствовали непроходимые тропические заросли, пересеченность рельефа и нездоровый климат. Здесь эпоха цивилизации наступила позже, чем на севере Древнего Китая.

Собственно китайская этническая общность складывается в первой половине I тыс. до н.э.; в середине I тыс. она ассимилировала и включила австронезийское население долины Янцзы. На этом формирование древнекитайского этноса завершилось; около рубежа новой эры он принял сохраняющееся до сих пор самоназвание «ханъ» (по имени правившей тогда династии). На всех этапах становления цивилизации у этих племен складывались самые разные взаимоотношения с обитавшими на севере племенами монгольской, тюркской и манчжуро-тунгусской языковых групп, а также с тибетскими племенами на юге и юго-западе1.

Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летосчисления. Начиная с I тыс. до н.э. даты обозначались по годам правления верховного правителя — вана, поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. Исследователями предлагается периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. В соответствии с таким подходом в истории древнекитайского общества выделяются пять основных периодов.

  • 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тыс. до н.э.).
  • 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н.э.
  • 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н.э.).
  • 4. Империя Хань (III—I вв. до н.э.).
  • 5. Древний Китай в I—III вв. н.э.[1] [2]

Однако с точки зрения истории государства и права более целесообразным представляется иной подход к периодизации, характерный и для традиционной китайской исторической науки: выделение периодов в древней истории государственно-правового развития Китая по правящим династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII—III вв. до н.э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь

(III в. до н.э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды.

Шан-Иньское государство.Согласно древнекитайской исторической традиции первой наследственной династией правителей Китая была династия Ся, основанная неким Ци. Китайская традиция приписывает Ци в сыновья мифологическому герою — Великому Юю, который якобы спас людей от всемирного потопа. При заведомой не- историчности такого приема предание о самой династии Ся, скорее всего, достоверно, и за ним стоят два взаимосвязанных явления: создание какого-то раннего объединения племен луншаньского ареала вокруг одного из таких племен — «ся» и начало передачи власти вождей по наследству взамен былым выборам[3].

Правление следующей династии китайской традиции — Шан (Инь) носит уже конкретно-исторический характер, поскольку подтверждается аутентичными письменными и археологическими данными. По преданию, последний правитель Ся был чрезвычайно жесток; Чэн Тан, вождь одного из зависимых от Ся племен — племени шан, возглавил недовольных, уничтожил весь клан Ся и объединил вокруг шанцев остальные племена. Так возникло шанское политическое образование, просуществовавшее до 1027 г. до н.э. Племя шан неоднократно переселялось по равнинам в среднем течении Хуанхэ, пока при правителе Пань Гэне не остановилось в районе современного Аньяна, где была основана новая столица — Великий Город Шан (ок. 1300 г. до н.э.). С этого времени династия получает второе название — Инь (видимо, так назывался правящий род) и начинается заключительный период шанской истории (XIV—XI вв. до н.э.).

Вся территория царства Шан (Инь) разделялась на пять огромных районов, которые носили названия: Западные земли, Южные земли, Восточные земли, Северные земли и Шан. Район Шан считался основным, поэтому в надписях он определялся как Центральный Шан.

В иньскую эпоху уже сформировалась концепция, согласно которой собственное государство является центром мира и теоретически имеет мандат от космических сил на управление всей землей; те, кто признают это право, образуют окультуренное пространство, остальная часть мира прозябает в ритуальной нечистоте и варварстве. Эта концепция сохраняла безраздельное господство в официальной мысли Китая следующих тысячелетий. Государственным культом Шанской державы являлся культ предков (прежде всего предков правящего государя). Расцвет и вершина иньского могущества приходятся на правление У-дина (ок. 1200 г. до н.э.), предпринявшего обширные завоевания и выстроившего новые дворцы и храмы в Великом Городе Шан.

Одним из племен, живших по соседству с иньцами с запада, было племя чжоу, которое то воевало с Инь, то признавало зависимость от него. Когда на престоле оказался последний правитель Инь, считающийся в китайской традиции безответственным, капризным и праздным тираном, вождь чжоусцев У-ван создал и возглавил коалицию западных племен, разгромил иньцев в битве при Муе (1027 г. до н.э.) и захватил территорию иньского государства. С этого времени отсчитывается эпоха династии Чжоу.

Эпоха Западного Чжоу.Первый период правления династии Чжоу, когда ее столица размещалась в западной части страны, рассматривается китайской традицией как эпоха Западного Чжоу (1027— 770 гг. до н.э.).

При первых правителях чжоуское государство представляло собой небольшое племенное образование с примитивной организацией. Постепенно с расширением границ государства совершенствовалась система его управления. При правители Гу-гуне Данъ-фу вокруг городов стали возводиться городские крепостные стены, строиться дома, была введена новая территориальная единица для расселения людей — «и» (поселение), отдавшихся под власть Чжоу. Были преобразованы старые обычаи племен, создана новая система управления, введены чины, применена совместная обработка земли — таким образом, были заложены основы сильного Чжоуского государства. Преемники Гу-гуна — Вэнь-ван и У-ван — продолжили его дело. Под властью Западного Чжоу оказались обширные территории: от провинции Ганьсу на северо-западе и Сычуани на юго-западе до Желтого моря на востоке, от провинции Шэньси на севере до реки Янцзы на юге.

Новая династия, не имевшая опыта управления сколько-нибудь крупным государством, предпочла раздать все подконтрольные ей родовые группы вместе с занятыми ими территориями в наследственные владения членам правящего дома и некоторым представителям знати (в том числе некоторым племенным вождям, перешедшим на сторону Чжоу от иньцев; за ними были признаны их племенные территории). Все такие владетели именовались чжухоу, верховный правитель делегировал им практически полную власть во внутренних делах их уделов (в XI в. до н.э. их насчитывалось от 200 до 300), оставив за собой непосредственное управление лишь доменом — «столичной областью». Обязанностью чжухоу было предоставлять вану определенную долю податей и воинские контингенты. Былое административное деление по племенам перестало существовать, сменившись территориальным; к тому же ряд враждебных племен был переселен на новые места.

Последующие правители, опираясь на ранее существовавшую систему Чжоуского государства, переняв многие передовые формы управления государства Шан (Инь), выработали свою систему правления. Благодаря введению прогрессивной для того времени системы землепользования, умелому сочетанию различных форм хозяйствования, соблюдению режима экономии, проведению разумной внешней и внутренней политики Чжоуское царство из небольшого превратилось в огромное мощное государство, став самым передовым государством на территории Китая в тот период. По уровню экономического, политического и социально-культурного развития ему не было равных. Многие жители соседних государств бежали в Чжоу в поисках лучшей жизни. Их привлекала справедливая политика чжоуских правителей и более передовые порядки, существующие во всех областях жизни Западного Чжоу.

Унаследовав среди прочего и иньскую идеологию, чжоусцы развили ее применительно к новым условиям. Главное место в государственной религии заняло Небо — почти безличное и всемогущее вселенское начало. Ван получил титул «сына Неба», что выражало принадлежащую только ему по статусу способность ретранслировать упорядочивающую космическую энергию Неба на благо представляемого им сообщества и всей земли.

Первые десятилетия VIII в. стали временем нарастающих нашествий племен жунов на пределы Чжоу, переплетающихся с мятежами владетельных князей. В 771 году чжоуский Ю-ван, неудачно боровшийся с жунами, был убит союзными им мятежными владетелями. Его преемник Пин-ван в 770 г. до н.э. был вынужден бросить столичный район, превратившийся в арену постоянных набегов жунов, и переехать со своим двором на восток, в район Лояна. Этот момент в китайской традиции принято считать концом периода Западного Чжоу. Последующее время существования династии выделяется в эпоху Восточного Чжоу (770—221 гг. до н.э.). Он делится на два периода — Чунъцю [«Весны и Осени» — 770—476 гг. до н.э., в котором выделяется подпериод У-ба («Пяти гегемонов» — 475—403 гг. до н.э.)] и Чжаньго (Воюющих царств — 403—221 гг. до н.э.).

Восточное Чжоу — эпоха упадка власти чжоуских ванов, длившаяся свыше полутысячелетия. В эту эпоху власть вана ослабляется, он больше почти не вмешивается во взаимоотношения чжухоу, и те стремительно превращаются в фактически независимых государей. Уменьшается домен вана — частью за счет новых пожалований чжухоу, частью под их ударами; чжухоу прекращают регулярные выплаты дани вану, в результате чего скудеет его казна. После смерти одного из чжоуских ванов у его наследника не оказывается средств для совершения требуемых обычаем обрядов, и похороны откладываются на семь лет.

Ослабление власти вана, усиление власти новой рабовладельческой аристократии привели к ужесточению борьбы за первенство между китайскими княжествами. К концу VIII в. Китай фактически распался на тысячу с лишним самостоятельных владений, между которыми немедленно началась борьба за поглощение и подчинение соседей. Ведущую политическую роль в Китае в период Чуньцю стали играть наиболее могущественные из уделов, превращавшиеся в крупные царства — Цзинь, Ци, Чу и Цинь, а также Лу, Сун, Вэй, Чжэн, Чэнь, Янь и некоторые другие. Непрерывные войны подорвали прежнюю политическую систему. По свидетельству хроник, на протяжении 242-летнего существования царства Лу было отмечено около 500 военных столкновений между княжествами, а при сунском правителе Шан-гуне за десять лет произошло 11 войн[4].

В начале V в. до н.э. обостряется борьба за гегемонию между двумя царствами, ранее почти не принимавшими участия в политических событиях: царствами У и Юэ, занимавшими земли в нижнем течении Янцзы. Стремясь получить дополнительный шанс в борьбе с Чу, правитель Цзинь заключил союз с У и направил туда своих военных советников. В 493 году до н.э. правитель царства У нанес поражение армии царства Юэ, после чего предпринял ряд походов на север. Одержав победу над армией Ци и разгромив Лу и Сун, он в 482 г. до н.э. добился признания гегемонии У. Примерно через десять лет после этого настал черед Юэ, разбившего войска соперника и подчинившего себе большинство северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на три самостоятельных государства — Чжао, Вэй и Хань (403 г. до н.э.) в истории Древнего Китая начинается период Чжаньго («Воюющих царств»).

При ване Ин Чжэне (246—210 гг. до н.э.) Цинь менее чем за десять лет аннексировало все остальные китайские царства, и в 221 г. Китай впервые за несколько сот лет был объединен под одной властью. Началась эпоха Цинь.

Эпоха Цинь (221—206 гг. до н.э.).Ин Чжэн принял новый титул Цинь Шихуанди — «Первый император династии Цинь» — и провел широкие преобразования в стране, превратив ее впервые за всю историю в бюрократическую централизованную империю. Китай был заново поделен на 36 административных округов, причем особое внимание уделялось тому, чтобы границы между ними не совпадали со старыми границами между царствами или естественными этнографическими и географическими рубежами — так император пытался преодолеть традиции локального сепаратизма. Был сформирован разветвленный государственный аппарат, причем в каждом округе гражданская власть была сосредоточена в руках одного чиновника, а военная отдана другому, и оба подчинялись непосредственно императору. Округа делились на уезды, чьих начальников назначал гражданский наместник округа, а еще более мелкие административные единицы управлялись выборными старейшинами общин, в лице которых традиционное общинное самоуправление становилось низовым уровнем государственного аппарата. Надзор за чиновниками и страной в целом осуществлялся особой службой доверенных императорских лиц — инспекторов. Государство подчиняло строгому административному распорядку все стороны жизни людей; у населения отобрали все оружие и перелили на колокола. По всей стране были унифицированы письменность, монета (в частности, из обращения были изъяты все не- циньские деньги), меры и веса, введена единая законодательная система, отличавшаяся непомерной жестокостью в наказаниях.

Деятельность империи осуществлялась за счет жесточайшей эксплуатации крестьян, налоги на которых при Цинь Шихуанди резко возросли и достигли 2/з урожая. В результате династия Цинь вызвала всеобщую ненависть, и смерть Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. спровоцировала почти немедленные восстания по всей стране. В 207 году до н.э. отряды восставших, во главе которых стояли и крестьянские вожаки, и представители старых аристократических родов, взяли Цинь- скую столицу и уничтожили династию. В 202 году до н.э. в развернувшейся между повстанческими руководителями борьбе за контроль над всей страной победил бывший мелкий чиновник, выходец из крестьян Лю Бан; он провозгласил себя императором под именем Гао-цзу (202— 195 гг. до н.э.) и дал основанной им династии название Хань. Период правления прямой линии его потомков именуется эпохой Старшей, или Западной Хань (202 г. до н.э. — 9 г. н.э.); период с 25 по 220 г. н.э. получил название Восточная Хань.

Империя Хань стала вершиной политического развития Древнего Китая. Во II веке до н.э. сложился так называемый Великий Шелковый путь — путь караванной торговли китайским шелком и другими товарами, который пролегал от Желтого моря до Средиземного. В целом ханьская эпоха по праву считается золотым веком истории Китая. Именно тогда по сути окончательно сложился сам китайский народ, и самоназванием китайцев до сих пор является термин «хань», т.е. «люди Ханьской империи».

В обстановке усиливающегося внутреннего кризиса империи Ван Ман родственник императора по женской линии в 9 г. н.э. захватил трон и объявил о начале новой династии. Вслед за этим он провел серию реформ, главной из которых была реформа земле- и рабовладения. Однако против Ван Мана выступили широкие слои населения, озлобленные злоупотреблениями чиновников и неустойчивостью экономического положения в стране.

После падения империи Хань наступает период Троецарствия, в течение которого между собою соперничают царства Вэй (220—265 гг.), Шу (221—263 гг.) и царство У (222—280 гг.). На этом завершается период древней истории Китая.



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 374;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.