Дыхательная гимнастика
Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение; вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Он успокаивает и способствует концентрации внимания.
1. Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (10раз). То же самое налево.
2. Поднимая голову вверх - вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (10раз).
3. Наклоняя голову к правому плечу – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (10раз). То же к левому плечу.
Исключительное значение придается носовому дыханию, так как его нарушение способствует не только повышению гипервентиляции легких и возникновению заболеваний верхних дыхательных путей, но и болезней таких, как астма, гипертония и стенокардия. [5].
1. Погладить нос (боковые его части), от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям.
2. Сделать вдох и выдох через правую ноздрю, закрывая её поочерёдно указательным пальцем (8-10раз).
3. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом (8-10раз).
4. На выдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа (8-10раз).
5. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «мм», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до десяти, то же повторить с открытым носом.
Артикуляционная (языковая) гимнастика
Каждое слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтоб его слышали. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Нужно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. [5]
В этом помогают простейшие упражнения:
1. 4 раза прикусите кончик языка.
2. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом.
5. Упритесь языком в верхнюю, нижнюю губу, правую, левую щеку, пытаясь как бы проткнуть насквозь.
6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта.
7. Покусайте нижнюю, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
8. Вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
9. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
10. Энергично произносите: «п-б», «т-д» .
11. То же, высунув язык.
12. Р0!-0!-0!-0!-0! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря, и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.
13. РО-О'О-О'О-О'О-О'О-О'О-О'О. Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков «О» делайте маленький выдох и вдох ртом. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.
14. РО-О'О-О'О-О'О-О'О-О'О-О'О В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко: перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. 15. А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения. Следите, чтобы рот широко открывался, а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался "спасательный круг" вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом "спасательный круг". Если гласная «И» зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Следите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 469;