Государственный строй по Конституции 1791г. Аграрное законодательство


Законодательство первого этапа Французской рево­люции определялось политическими целями пришедших к власти либеральных буржуазно-дворянских политичес­ких сил. Эти цели включали в себя ограничение власти короля путем принятия Конституции, расширение по­литических прав третьего сословия, создание необходи­мых условий для развития капиталистического производства и торговли, прежде всего за счет действенных гарантий прав собственности и личности.

Законодательная политика первого этапа Революции была продиктована и тем, что умеренные политические силы — пришедшие к власти конституционные монархисты (фейяны) — очень рано были поставлены перед необходимостью создания заслона крайне радикальным требованиям революционных масс — городских низов, малоземельного и безземельного крестьянства.

На решение этих задач и были направлены декреты Учредительного собрания. Одними из первых стали Дек­рет о подавлении беспорядков от 10 августа 1789 г., За­кон о военном положении от 21 октября 1789 г., Декрет Учредительного собрания от 18 июля 1791 г., Закон отно­сительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии 1791 г. (Закон Ле Шапелье)и др., лейтмотивом которых стало требование сохранения «общественного порядка». Студенту не­обходимо проанализировать тексты этих документов, раскрыть их содержание, определить социальную направленность и значение.

Среди других декретов первого этапа особого внима­ния заслуживают правовые акты, связанные с первыми, непоследовательными попытками решения остро сто­ящих перед страной проблем: аграрной проблемы, ликвидации института наследственного дворянства и т. п.

Главным результатом принятия этих декретов и зако­нов (Декрета Учредительного собрания об уничтожении феодальных прав и привилегий от 11 августа 1789 г., Дек­рета, передающего в распоряжение нации земли духовен­ства от 24 ноября 1789 г., Декрета о феодальных правах от 15 марта 1790 г., Декрета об отмене института наслед­ственного дворянства и всех титулов от 19 июня 1790г.), наряду с «отказом» земельных собственников от личных, сословных прав, привилегий и отличий, от вотчинной юстиции, при сохранении поземельной ренты с крестьян, подлежащей выкупу, стало утверждение част­ной собственности на землю, превращение земли в товар. Изменение форм собственности и изменение форм власти являются, как известно, основными задачами любой революции.

Пониманию антифеодального характера Французском революции, осознанию исторического значения ее социально-экономических завоеваний, того вклада, кото­рый внесла она не только в развитие современного государства и права, но и в формирование общечеловеческих демократических ценностей, служит изучение ее конституционных документов, и прежде всего Деклара­ции прав человека и гражданина 1789 г.

Не случайно эта Декларация входит в число действу­ющих конституционных документов V республики (к ней, как действующему конституционному акту, от­сылает КонституцияФранции 1958г.).

Декларация 1789 г. в четкой обобщенной форме отра­зила политико-правовые позиции многих просветителей, энциклопедистов, но наибольшее влияние на ее содер­жание оказали взгляды французского просветителя Ш. Монтескье, его произведение «О духе законов», идеи естественных, неотчуждаемых прав человека и естествен­но-договорной теории происхождения государства. Как отражены эти идеи «отца буржуазного либерализма» Ш. Монтескье в Декларации, студенту следует выяснить на основе анализа ее положений о «естественных, неот­чуждаемых правах человека», среди которых первое ме­сто занимала «свобода» и лишь последующие — «соб­ственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2).

Логическим продолжением этих положений стала трактовка понятий «свобода» и «закон» (ст. 4), а так­же основных гарантий естественных прав человека, со­держащихся, по убеждению авторов Декларации (вслед за Ш. Монтескье), в «хороших» уголовных законах, «воспрещающих лишь деяния, вредные для общества» (см. ст. 4, 5, 8, 9 и др.), и основанных на демократи­ческих принципах: презумпции невиновности, уголов­ной ответственности только за деяния, признанные законом преступлениями, соответствия наказания тяжести преступления, запрещения обратной силы закона и пр.

Перечисленные принципы в качестве общечеловеческих демократических ценностей стали основой всех современных уголовных кодексов.

Главный практический смысл Декларации, «которая долго держалась в тени» (А. Олар), заключался в требованиях законности, неприкосновенности частной собственности, свободы капиталистического предпринимательства, в осуждении феодального произвола, правового неравенства и пр.

О социально-политическом содержании Декларации свидетельствует и то, что она обходит молчанием, например, вопросы, связанные с властью короля, с запрещением рабства, со свободой ассоциации собраний и т. п., на что также нужно обратить внимание студенту.

Нельзя не отметить и то, что только одно из «естественных прав» было названо в Декларации «священным»- это право частной собственности, лишить которого, согласно ст. 17 Декларации, можно было не «иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого, предварительного вознаграждения». Эта форму­ла была закреплена впоследствии во всех западноевропейских конституциях.

Следует подчеркнуть, что провозглашение права соб­ственности «священным» было направлено в то время не только на всемерную защиту частной собственности, но и на прямое отрицание права крестьян на землю, «на революционную отмену даже повинностей крепостного содержания» (П. А. Кропоткин).

Студенту надлежит выделить и те положения Декларации, которые провозглашали основы нового государства (ст. 10—15) и среди которых главное место отводилось принципам «национального суверенитета» и «разделения властей».

Характеризуя первую Конституциюреволюционной Франции 1791 г.,нужно также ответить на важный дис­куссионный вопрос, стала ли она «шагом вперед» или, как утверждалось ранее в отечественной исторической литературе, привела к отказу от демократических, рес­публиканских принципов Декларации 1789г., так как закрепила цензовое избирательное право, сохранила сильную королевскую власть и т. п.

Конституция не могла «отойти» от Декларации в вопросах избирательного права, хотя бы потому, что деление избирателей на «активных» и «пассивных» в зависимости от имущественного, возрастного ценза и ценза оседлости было закреплено задолго до ее приня­тия Декретом 22 декабря 1789 г.В этой связи необходи­мо учитывать не только предшествующую конституци­онную практику Англии и США, но и определяющий характер господствовавших в то время в общественном сознании идеологических установок, согласно которым необразованный бедняк не мог быть приобщен к поли­тической жизни, а также то обстоятельство, что в про­возглашении ряда прав и свобод Конституция (см. разд. I «Основные положения») шла дальше Декларации 1789г.

Сравнение первого раздела Конституции 1791 г. с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. даст возможность студенту обосновать собственную оценку характера и исторического значения Конституции 1791 г.

Необходимо также подчеркнуть, что отказ от всеоб­щего избирательного права стал прямым следствием провозглашенной Декларацией идеи «национального», а не «народного» суверенитета. Эта идея основывалась на теориях «избирательной функции» и «представитель­ного мандата». Согласно первой — суверенная воля всей нации проявляется не в результате суммирования воль всех избирателей (как это понимали якобинцы), а «лишь путем уполномочия», согласно второй — избранные по департаментам представители «являются представителя­ми не отдельного департамента, но всей нации», следо­вательно, «избиратели не могут выдавать им никаких на­казов». Подтверждение этому студент найдет в ст. 2 разд. 3 и ст. 7 отд. III гл. I разд. 3 Конституции 1791 г.

Установление «священной» наследственной монархи­ческой власти по Конституции 1791 г. определялось так­же доминирующим в начале Революции убеждением, что король — сторонник Революции. На монархических позициях вплоть до конца 1791 г. стояли лидеры якобин­цев Робеспьер, Сент-Жюст и др. Создание единого цен­трализованного государства как одна из целей и задач антифеодальной революции казалось возможным в то время только под эгидой короля — «наследственного гла­вы нации». Показательно, что ни в одном из наказов третьего сословия Учредительному собранию не встре­чалось критики короля, а парижские санкюлоты осаж­дали Бастилию с криком «Да здравствует король!».

К числу главных задач, стоящих перед студентом, от­носится и выявление основных принципов и институтов конституционной монархии — формы правления, кото­рая утверждалась на первом этапе Французской револю­ции; анализ тех статей Конституции 1791 г., которые каса­лись структуры и функции органов государственной влас­ти, их взаимоотношений на основе принципа разделения властей (ст. 3—5 разд. 3) и некоторых элементов механизма «сдержек и противовесов» (ст. 1—5 отд. III гл. 3 разд. 3).

При этом следует обратить внимание на полномочия короля в сфере исполнительной власти и его ограни­ченные законодательные полномочия, выделить прежде всего те положения конституции, которые говорили об ответственности министров не только перед королем, но и перед Национальным собранием. Этой ответствен­ности они не могли избежать даже по «указу короля» (ст. 3—6 отд. IV гл. 2 разд. 3).

Законодательство второго этапа революции (10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.). Установление I республики Франции. Аграрное законодательство. Создание первых чрезвычайных органов государственной власти

Ответ на вопрос о законодательстве второго, само­го короткого этапа Французской революции связан главным образом с началом формирования чрезвычай­ного законодательства, вызванного к жизни обостре­нием внешних (начало войны с монархическими ев­ропейскими государствами) и внутренних (роялистс­кие мятежи, радикализация требований санкюлотов, стихийные выступления крестьян за раздел земли и пр.) противоречий. Этот этап характеризуется непос­ледовательными, противоречивыми мерами жиронди­стов по проведению земельной реформы, начатой, как известно, еще на первом этапе Французской револю­ции. Выявить эту непоследовательность и противоре­чивость в решении аграрной проблемы студент может на основе анализа Декрета об уничтожении остатков феодализма от 25 августа 1792 г., Декрета о защите собственности от 18 марта 1793 г., Декрета об общин­ных землях от 10—11 июня 1793г.и др. (Как решили аграрную проблему якобинцы, студенту надлежит вы­яснить, проанализировав законодательство третьего этапа революции.)

В осмысление процесса создания жирондистами под влиянием якобинцев чрезвычайных органов власти и первых чрезвычайных репрессивных законов студенту поможет изучение Декрета об учреждении Комитета об­щественной безопасности от 2 октября 1792 г., Декрета об учреждении и способе организации Чрезвычайного уго­ловного трибунала от 10 марта 1793 г., Декрета об уч­реждении наблюдательных комитетов от 21 марта 1793 г., Декрета об учреждении Комитета общественного спасе­ния от 6 апреля 1793 г.

Чрезвычайное законодательство приобрело, как изве­стно, гипертрофированные формы в период проведения якобинцами «революционного террора». (В этой связи осо­бого внимания заслуживают два одиозных террористи­ческих документа якобинцев: Декрет о подозрительных от 17 сентября 1793 г. и Декрет о реорганизации револю­ционных трибуналов от 10 июня 1794 г.)

3. Законодательство третьего этапа революции — якобинской диктатуры (2 июня 1793 г. — 27 июля 1794 г.). Декларация прав человека и гражданина 1793 г.: история создания, идеология, правовое содержание. Конституция 1793 г. Государственный строй Франции по Конституции 1793 г. Аграрное законодательство. Система чрезвычайного законодательства и чрезвычайных органов государственной власти. Политика революционного террора

Последний вопрос темы связан с анализом Деклара­ции прав человека и гражданина 1793г., Конституции 1793 г.(которая не была введена в действие) и системы органов чрезвычайной власти якобинцев. Содержание Декларации, принятой якобинцами в 1793г., следует рассматривать в сравнении с Декларацией 1789 г. Необхо­димо учитывать, что Декларация 1793 г. в значительной мере была создана под влиянием другого направления естественно-правовой школы, в частности теоретических взглядов Ж. Ж. Руссо, выраженных в его произведении «Об Общественном договоре, или Принципы по­литического права» (1762г.). В нем была развита идея общественного договора и утверждения на его основе народного суверенитета, несовместимого по своей сути с разделением властей.

Идея Руссо, впервые определившего закон «как выражение общей воли» (это понятие закреплено в обеих декларациях), использовалась в конституционных доку­ментах якобинцев для обоснования необходимости вве­дения всеобщего избирательного права и принятия закона как выражения воли всех избирателей.

Авторы Декларации 1793 г. и Конституции 1793 г. вслед I за Руссо рассматривают народ как сообщество всех граждан, которому в целом принадлежит суверенитет. Он не­посредственно осуществляет свою власть через законедательный корпус, «единый, неделимый, действующий постоянно», которому принадлежат две неразделимые функции: предлагать законы, утверждаемые народом, и издавать декреты, а также обеспечивать их исполнение, т. е. осуществлять непосредственный контроль над ис­полнительной властью.

Административно-распорядительная власть создава­емого путем многоступенчатых выборов Исполнительно­го совета (сначала собрания выборщиков каждого де­партамента избирали общего кандидата, затем Законодательный корпус выбирал членов Совета, состоящего из 24 членов, по общему списку (ст. 62, 63 Конституции 1793г.) ограничивалась исполнением законов и декре­тов законодательного корпуса.

Эгалитарно-радикальный характер Декларации 1793 г. проявился в главенствующем месте «равенства» среди естественных неотчуждаемых прав (ст. 2), в защите прав «каждого», касалось ли это права на безопасность (ст. 8) или возможности располагать по собственному усмотре­нию своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла (ст. 16). В Декларации провозглашалось равенство не только в обладании правами, но и в исполнении обязанностей, в том числе и обязанности бороться против всех проявлений «деспотизма», «угне­тения» со стороны «правящих».

Особое место в документе отведено трактовке народ­ного суверенитета, «единого, неделимого, не погашае­мого давностью и неотчуждаемого» (ст. 25). Немедлен­ной смерти, согласно Декларации 1793г., должен был придаваться каждый, кто присваивал себе принадлежа­щий народу суверенитет (ст. 27).

Способы воплощения идеи народного суверените­та в положениях Конституции 1793 г., которые каса­лись структуры и функций органов государственной власти, студент может выявить на основе анализа ст. 7, 10 и др. Особое внимание следует обратить на то, как якобинцы предлагали выявлять «волю всего народа» при принятии законов. Это явствует из анализа крайне сложных и даже неосуществимых в условиях того времени статей Конституции «Об образовании зако­на» (ст. 56-59).

Недостатки принятой в спешке («чтобы успокоить испуганных собственников» (Сент-Жюст) Конституции 1793 г. в утверждении форм демократической республи­ки проявились прежде всего в том, что в ней не был затронут ряд острых проблем того времени, например разграничение полномочий центральных и местных ор­ганов власти и пр. Они усугублялись отказом от обще­демократического принципа разделения властей, с предписаниями о концентрации всей власти в руках На­ционального конвента, при полной зависимости от него Исполнительного совета (ст. 65—77), о возможно­сти направлять вооруженные силы на поддержку «внут­реннего порядка и мира» (ст. 112) и др. Это делает край­не спорной широко распространенную ранее в советс­кой исторической литературе оценку Конституции 1793 г. «как самой демократической» из всех Конститу­ций XVIII—XIX вв. (см.: История Франции. В 3 т. М., 1973. Т. 2. С. 46).

 

«Декларация прав человека и гражданина»

Одним из важнейших решений Учредительного собрания стала «Декларация прав человека и гражданина» (26 августа 1789 г.). В этом документе были провозглашены принципы утверждаемого революцией общественного государства, а также правовой идеал нового правопорядка вообще – свобода и равенство.

Создание Декларации как особого документа было взаимосвязано с работой Конституционного комитета Учредительного собрания. В конце июля 1789 г. комитет предложил Собранию до выработки общего текста провозгласить будущие принципы конституции, обратив главное внимание на положения о правах гражданина, свободе и равенстве всех. Идея вызвала не только поддержку, но и резкие возражения: например, Барнав заявил, что поскольку реально люди пребывают в очевидном неравенстве, то провозглашение равных прав будет обманом. В целом идея была одобрена, и для написания декларации был сформирован комитет, куда вошли Лафайет, Мирабо, аббат Сийес, Мунье и Дюпор. 17 августа они представили предварительный проект (из 24 статей) на рассмотрение Собрания. В ходе обсуждения многие правоположения были существенно видоизменены в сторону большей свободы и либерально-политического толкования (например, было решено не подвергать свободу печати никаким ограничениям). В итоге Декларация включила в себя 17 статей. Идейное влияние на ее содержание оказали американская Декларация прав штата Виргиния 1776 г., ремонстрации парламента времени кризиса «старого режима», представления Генеральных штатов.

Декларация не была документом собственно юридического значения. Это был манифест принципов, причем всеобщего характера – важных и рациональных не только для Франции. В отношении французской политико-правовой традиции она была поворотным, революционным актом: в качестве основ государства и гарантий правопорядка в ней предлагались не исторические фундаментальные законы, а неотъемлемые права граждан, вытекающие изих свободного естественного состояния.

Декларация последовательно обосновала концепцию общественного государства, главное новшество политической идеологии Просвещения: «Цель всякого государственного союза состоит в обеспечении естественных и неотъемлемых прав человека; таковыми являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2). С этой основополагающей идеей взаимосвязана была идея национального суверенитета, которая должна быть воплощена в конституционном устройстве государства: никакая корпорация, никакой индивид не может располагать в нем властью, во-первых, не предоставленной ему нацией, во-вторых, совпадающей по объему с властью нации или уравновешивающей ее.

Такое новое общественное государство должно быть иначе, нежели прежде, организовано – с тем чтобы неизменно сохраняло свой характер. (1) Оно должно иметь представительную организацию законодательной власти: все граждане лично или через своих представителей имеют право участвовать в формировании законов (ст. 3). Одной из самых важных функций представительной власти объявлялось установление налогов и контролирование обложения населения (ст. 14). (2) Государство должно быть построено по принципу разделения властей – в этом не только гарантия соблюдения гражданских прав, но и собственно выражение государственности: «Общество, в котором... не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16). Наконец, (3) общество сохраняет за собой право контроля за исполнительной властью и ее организацией, включая подчинение обществу вооруженных сил, а также право требовать отчета у должностных лиц государства «по вверенной им части управления» (ст. 12, 15).

На основе нового, естественно-правового понимания свободы в Декларации провозглашались общественное и гражданское понимание Закона: «Свобода состоит в возможности делать все то, что не приносит вреда другому» (ст. 4). Интересы другого гражданина, а также общества – но не отвлеченный интерес государства (!) – определяют для человека, что он может, а чего не может делать. В Декларации впервые прозвучал принцип позитивной законности нового правопорядка: «Все, что не воспрещено законом, то дозволено...» (ст. 5). Законами можно определять лишь вредное для общества, а не вообще предписывать границы человеческому поведению. «Закон есть выражение общей воли» (ст. 6). Особое внимание, ввиду важности этой сферы, было уделено взаимоотношениям гражданина и уголовного закона. Эти отношения должны строиться на строгой законности (никто не может быть наказан иначе как в силу надлежащего закона с запрещением обратного его применения) и на презумпции невиновности («каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное» – ст. ст. 7-9).

В сфере взаимоотношений государства и гражданина Декларация прямо провозглашала обязательными некоторые социальные и политические права человека, связанные с его индивидуальной свободой. Следуя началу политического равенства, за каждым гражданином признавалось (1) право участия в управлении государством, включая доступ ко всем общественным должностям по пригодности. Законом должна быть гарантирована всем (2) личная неприкосновенность, хотя и неразрывная с обязанностью подчиняться велениям государства. В новом государстве все должны пользоваться (3) свободой мнений и вероисповедания и (4) правом на свободу мысли и печати. В качестве одной из важнейших гарантий прав человека провозглашался (5) священный и неприкосновенный характер его собственности.

Декларация ограничилась в основном сферой государственно-политических интересов общества. Это было закономерно, поскольку все ее принципы были как бы предпосылкой к конституции власти в стране.

 



Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 447;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.