Правила вычислений в среде «MathCAD»
Возможны два типа вычислений в среде MathCAD, осуществляемые с помощью формульного редактора:
· численный;
· символьный.
При первом типе результат получается в виде числа, при втором – в форме математического выражения.
Реализация численного способа осуществляется:
1. путем обращения к панелям математических инструментов из меню «Вид» (View);
2. путем обращения к встроенным функциям f(x) из меню «Вставка» (Insert);
3. с помощью клавиатуры.
Реализация символьного способа, при котором происходит преобразование одного математического выражения в другое, осуществляется:
1. путем обращения к меню «Символы» (Symbolics);
2. путем обращения к панели математических инструментов «Символы» из меню «Вид»;
3. с помощью клавиатуры.
Запись математических выражений в составляемую программу осуществляется с помощью:
1. математических инструментальных панелей;
2. путем обращения к встроенным функциям f(x);
3. с помощью клавиатуры.
В том месте рабочей области текстового окна, где установлен курсор – стрелка, после щелчка левой клавиши «Мыши» возникает визир в форме значка + красного цвета.
На месте установки визира отражается результат той или иной команды или операции и происходит ввод в программу требуемого математического выражения.
После ввода первого символа визир преобразуется в две линии – горизонтальную и вертикальную – синего цвета.
Перемещение визира осуществляется с помощью мыши при нажатой клавише или клавиш клавиатуры, ответственных за перемещение курсора.
Правила численного и символьного методов решения математических задач в среде «MathCAD»
Правило 1 – связано с обращением к панелям математических инструментов из меню «Вид»: «Арифметика», «Матрицы» и «Математический анализ» или «Исчисления».
Оно позволит получить результат в виде числа.
Сначала щелчком вызывается соответствующая панель инструментов, а затем производится щелчок по требуемой пиктограмме (кнопке), после чего в рабочей области текстового окна в месте установки красного визира появляется определенное выражение. Вписывание в него исходных данных и ввод знака равенства дает числовой результат.
Примеры
1. Вычислить косинус угла, равного 0,5 радиана.
Вызываем панель «Арифметика», щелчок по кнопке «cos». В рабочей области текстового окна появляется выражение:
cos ( )
Вписывается внутрь скобок число 0,5 – получаем:
cos (0.5)
Вводим знак ( = ), после чего автоматически получаем результат:
cos (0.5) = 0.878
В меню математика должен стоять автоматический расчет (либо щелкнуть «вычисление») (автоматическое вычисление).
2. Вычислить определенный интеграл от функции sin2(x) в пределах изменения аргумента от 0,5 до 2.
Вызываем панель «Матанализ» («Исчисления»), щелчок по пиктограмме, на которой изображен определенный интеграл.
В рабочей области текстового окна в месте установки красного визира появляется выражение:
Вписываем в него значения верхнего и нижнего пределов интегрирования, а под знаком интеграла заданную функцию, вводим знак =, после чего автоматически получаем результат:
3. Получить из заданной матрицы размером 3х3 транспонированную матрицу.
Вызываем панель инструментов «Матрица» (меню «Вид» → подменю математика).
На ней делаем щелчок по пиктограмме, на которой изображена матрица.
В рабочей области текстового окна в месте установки красного визира появляется диалоговое окно, в котором после слов «строки» и «столбцы» вписываем заданные числа: 3 и 3.
После нажатия на кнопку «ОК» или «Вставить» в тексте программы появляется матрица выбранной размерности. Вписываем в ячейки матрицы требуемые числа.
Обрамляем с помощью курсора всю запись пунктирной линией и щелкаем по пиктограмме MТ, означающей выполнение операции по транспонированию матрицы.
Вводим знак равенства, после чего автоматически получаем результат:
Вызов матрицы можно также произвести путем обращения к подменю «Матрица» из меню «Вставка».
Правило 2 – связанное с обращением к встроенным функциям f(x) из меню «Вставка», либо к пиктограмме «Встроенная функция f(x)» на 2-ой строке текстового окна – стандартной линейке.
Результат будет получен в виде числа. На появившемся после щелчка диалоговом окне в разделе «Категория функций» выбирается определенное имя, тип функции, а в разделе «Название функции» - требуемая функция
После нажатия на кнопку «ОК» или «Вставить» в рабочей области текстового окна появляется выбранная функция, в которую вписываются заданные числа, и вводится знак «=», после чего автоматически получается результат.
Пример
Вычислить функцию Бесселя 1-ого рода 1-ого порядка при аргументе 5.
Обращаемся к пиктограмме встроенная функция f(x) на 2-ой строке текстового окна – стандартной линейке.
На появившемся после щелчка диалоговом окне в разделе «Категория функций» выбираем строку с надписью «Бесселя», а в разделе» Название функций» - I 1.
После нажатия на кнопку «ОК» или «Вставить» в рабочей области текстового окна в месте установки красного визира появляется выражение I 1 ( ■ ).
Вписываем внутрь скобок заданное значение аргумента – I 1 (5) – и вводим знак =, после чего автоматически получаем результат: I 1 (5) = 24.336
Правило 3
Это правило связано с вводом необходимых знаков с помощью клавиатуры. Оно позволяет получить результат, как в численном виде, так и в символьном виде.
Данное правило, по существу, аналогично двум предыдущим.
Только здесь все знаки – числа, арифметические действия и латинские обозначения – вводятся в текст составляемой программы с помощью клавиатуры.
Возможен ввод и специальных операторов при символьных вычислениях путем одновременного нажатия двух или трех клавиш.
Рассмотрим некоторые примеры по вводу специальных знаков:
1. для ввода оператора 1-ой производной следует одновременно нажать на две клавиши: shift+?;
2. для ввода оператора n-ой производной следует одновременно нажать при клавиши: ctrl+shift+?;
3. для ввода знака неопределенного интеграла следует нажать на две клавиши: ctrl+I;
4. для ввода знака определенного интеграла следует нажать две клавиши: shift+&;
5. исполнение символьных операций дифференцирования и интегрирования осуществляется нажатием двух клавиш: shift+F9;
Правило 4
Оно связано с обращением к математической панели инструментов «Символы» (в меню «Вид» →Панели инструментов→Символы) и позволяет получить результат как в символьном, так и численном виде.
1. Математическое выражение, подлежащее преобразованию, записывается в рабочей области текстового окна и с помощью курсора обрамляется рамкой.
2. Далее в зависимости от вида преобразования выбирается соответствующее ключевое слово:
· Ряд – при разложении функции в степенной ряд Маклорена по выбранной переменной;
· Расширить – при разложении в степенной ряд выражений типа бинома Ньютона;
· Комплекс – при преобразовании комплексных чисел;
· Mт→, M-1→, |М|→, - при транспонировании, обращении (инвертировании) матриц и расчете их определителя;
· Символьный знак равенства → - при дифференцировании и т.д.
1. После щелчка по выбранному ключевому слову к записи автоматически добавляется это слово и символический знак равенства →.
2. После второго щелчка вне рамки записи автоматически появляется результат в виде нового символьного выражения, полученного из исходного в результате преобразования.
Примеры
1
2
3
4
5
6
Правило 5
Правило связано с обращением к меню «Символы», подменю «расчеты». Оно позволяет произвести символьные вычисления, в том числе и в комплексной области.
Математические выражения, связанные между собой определенными операциями, записываются в рабочей области текстового окна, и с помощью курсора обрамляются рамкой.
Далее щелчком производится обращение к строке «символические» при дифференцировании функций и других операциях, а при работе с комплексными выражениями – к строке «комплексные».
После щелчка на рабочем столе появляется результат в виде нового выражения, располагаемого под исходной записью.
Примеры
1.
Используется подменю «Расчеты», опция «символические»
2.
Используется подменю «Расширить»
3.
4.
Используется опция «Символические»
Правило 6
Оно также связано с обращением к меню «Символы».
Позволяет произвести разнообразные символьные преобразования, записав в рабочей области текстового окна подлежащее преобразованию выражение.
При обращении к подменю «Переменные» в этом выражении необходимо выделить (затемнить ■) один символ – переменную – путем протаскивания курсора.
Далее с помощью подменю «Переменные» можно выполнить следующие операции:
· найти корни алгебраического и трансцендентного уравнений (опция «Вычислить»);
· произвести дифференцирование функции (строка «Дифференциалы»);
· произвести интегрирование функции (строка «Интеграция»);
· разложить функцию в степенной ряд Маклорена (строка «Преобразовать в частичные доли»).
При обращении к подменю «Матрица» следует обрамить рамкой все выражение. Это подменю позволяет осуществить транспонирование и обращение (инвертирование) матрицы и найти ее определитель.
При обращении к подменю «Преобразования» можно произвести прямое и обратное преобразования: Фурье, Лапласа и типа Z.
Вопросы для самоконтроля
1. Первое правило решения математических задач в среде MathCAD
2. Второе правило решения математических задач в среде MathCAD
3. Третье правило решения математических задач в среде MathCAD
4. Четвертое правило решения математических задач в среде MathCAD
5. Пятое правило решения математических задач в среде MathCAD
6. Шестое правило решения математических задач в среде MathCAD
Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 2123;