Смыв почвы с пахотных склонов по геоморфологическим районам Центрально-Черноземных областей
В работах Э.В.Косцовой и др. (1982), В.И.Марковского и др. (1982) дано специальное геоморфологическое районирование пахотных земель ЦЧО для различных целей их наиболее рационального использования. Районирование выполнено на основе выявленных закономерностей распространения пахотных склонов по крутизне до 1, 1-3, 3-5 и >5°, по длине и по степени выпуклости или вогнутости продольных и поперечных профилей. Кроме того, учитывались условия формирования рельефа, глубина и густота расчленения территории, литологический состав рельефообразующих пород. Районирование пахотных земель ЦЧО по этим показателям – важный и крайне необходимый этап в решении вопросов рационального использования пахотных земель и повышения их продуктивности.
Авторы в этой работе не ограничились районированием территории пахотных земель, но и предприняли попытку определить на этом материале степень эрозионной опасности выделенных районов. С этой целью они стремились увязать выделенные районы со смытостью почв по материалам почвенного обследования (Марковский и др.,1982). Все это, безусловно, представляет определенный научный и практический интерес, является составляющей в оценке эрозионной опасности пахотных земель.
Действительно, на основе увязки морфометрических показателей пахотных склонов с фактической смытостью почв можно судить об эрозионной опасности того или иного района. Можно сравнивать их между собой. Однако для окончательного определения степени эрозионной опасности пахотных земель этого еще недостаточно.
Во-первых, степень эрозионной опасности земель может быть установлена только на основе единого интегрального показателя, отражающего закономерную совокупность основных природных и антропогенных факторов, определяющих интенсивность поверхностного смыва. Отсутствие такого показателя лишает возможности сравнивать отдельные районы, делать окончательные выводы.
Во-вторых, по одним морфометрическим показателям склонов можно судить об их эрозионной опасности только при условии постоянства других факторов эрозии. Среди других факторов в определении интенсивности водной эрозии ведущими выступают количество выпадающих и стекающих по земной поверхности жидких осадков, а также способность почв смываться под воздействием энергии потоков воды, которые изменчивы в пространстве и во времени и должны быть соответствующим образом учтены.
В-третьих, прямой связи между морфометрическими показателями склонов и фактической смытостью почв в природе не существует, так как последняя определяется, кроме того, продолжительностью и интенсивностью использования почв и ее свойствами. Следует учитывать также, что при определении степени смытости почв были использованы неодинаковые методические принципы, приводящие порой к различным результатам по одному и тому же объекту. Все это значительно усложняет определение степени эрозионной опасности пахотных земель по геоморфологическим районам и заставляет изыскивать новые, более рациональные варианты решений.
Решить эту проблему можно на основе учета ведущих факторов эрозии. На основе их комплексного учета можно дать общее представление об интенсивности современного смыва почв с пахотных склонов крутизной более 1° и по их удельному весу определить степень эрозионной опасности и соответственно степень потребности почв в противоэрозионной мелиорации по геоморфологическим районам ЦЧО. Для выполнения такой работы был использован разработанный нами метод расчета смыва почв (Иванов,1977, 1980). Сущность метода заключается в том, что величина смыва почв определяется как произведение показателя эродируемости почв (способности почв смываться талыми водами) на работу стекающей массы воды со склонов, при этом учитываются и другие факторы эрозии путем введения ряда относительных поправочных коэффициентов. Это позволило нам в одном показателе отразить влияние сразу нескольких факторов эрозии, объединенных между собой на объективной физической основе – зависимости смыва почв от энергии потока воды на склонах. Смыв почвы со склонов ЦЧО обусловлен преимущественно стоком талых вод, поэтому для определения массы стекающих вод с пахотных склонов использована карта нормы весеннего стока (Рязанцев,1981), а для определения средневзвешенного показателя эродируемости почв – почвенное районирование территории ЦЧО (Адерихин, Тихова,1963) и материалы исследований автора.
В отличие от предшествующих работ (Косцова, Семенов, Хруцкий,1982; Марковский, Косцова, Хруцкий,1982) характеристика геоморфологических районов дается по интенсивности проявления эрозионных процессов на пахотных склонах крутизной более 1° (Iэ) с учетом показателя эродируемости почв (Q), массы стекающих талых вод (т), длины (L) и крутизны (sin а) склонов, формы склонов (Кфс), гранулометрического состава почв (Кмс) и существующей защищенности почв от эрозии (Кзп). Окончательная оценка степени подверженности геоморфологических районов процессам эрозии (С) дается с учетом удельного веса пахотных склонов крутизной более 1° (Р) по шкале: очень низкая степень подверженности пашни процессам эрозии – средняя интенсивность смыва почв по всей площади пашни <5 т/га, низкая — 5-10, средняя — 10-15, высокая — 15-20, очень высокая — >20 т/га. Степень нуждаемости (потребности) почв в противоэрозионной мелиорации будет соответственно в обратной последовательности.
В таблице приведены основные показатели, характеризующие степень подверженности пашни каждого геоморфологического района процессам эрозии. Интегральная величина интенсивности смыва почв с единицы площади пашни позволяет не только более объективно подойти к сравнительной оценке интенсивности эрозии по геоморфологическим районам, но и одновременно по этому показателю определить очередность проведения противоэрозионных мелиораций на соответствующих пахотных землях. Границы геоморфологических районов на территории ЦЧО и степень потребности пашни в противоэрозионной мелиорации по этим районам показаны на рисунке.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 526;