Б) Отношения с дальним зарубежьем.
В отношениях с дальним зарубежьем Россия в 1992-2007 гг. прошла путь от эйфорических, но неоправданных надежд на тесный союз с США, на вступление в ЕС к выработке своих национально-государственных интересов и умению их отстаивать на основе равноправного партнерства.
В 1992-1994 гг. важнейшим приоритетом внешней политики России являлось установление партнерских отношений с США. В январе 1992 г. Ельцин и президент США Дж.Буш-старший подписали декларацию “О принципах новых отношений между Россией и США”, в которой провозглашалось, что отношения между двумя странами будут строиться на основе дружбы и партнерства. В марте 1992 г. Россия и другие страны СНГ вступили в Совет Североатлантического сотрудничества. Это стало началом партнерства между странами СНГ и НАТО. В 1994 г. Россия и страны СНГ вступили в программу “Партнерство ради мира”, в которой наряду с ними принимали участие страны Восточной Европы. Совместно с НАТО Россия принимала активное участие в разрешении всех вооруженных конфликтов в мире: на Ближнем Востоке, на территории бывшей Югославии (в Боснии) и т.п.
К 1994 г. российские войска покинули страны Восточной Европы. Продолжались переговоры по сокращению гонки вооружений. В январе 1993 г. между РФ и США был подписан Договор СНВ-2, предполагающий сокращение уровня ядерного противостояния к 2003 г. на две трети.
В апреле 1992 г. Россию приняли в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Экономическая поддержка этих международных организаций позволила России получать кредиты на выгодных условиях. Летом 1992 г. российский Президент впервые принял участие в саммите “большой семерки”, куда входят семь наиболее крупных индустриальных государств мира. С этого времени встречи стали постоянными, а “семерка” формально превратилась в “восьмерку”. Правда, пока Россия принимает участие в политических дискуссиях, а не в экономической части саммита.
В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. В ноябре 1996 г. было подписано соглашение о партнерстве России с Европейским Союзом (ЕС). Будучи правопреемником СССР, Россия стремилась проводить согласованную с другими странами политику в отношении внешнего долга. В апреле 1996 г. Россия заключила соглашение с Парижским клубом о 25-летней отсрочке по выплате государственной задолженности в 40 млрд. долларов. В сентябре она стала членом Парижского и Лондонского клубов. Что облегчило ей возвращение хотя бы части от 100 млрд. долларов, которые должны были СССР многие развивающиеся страны.
Однако с 1995 г. отношения между Россией и странами Запада начали становиться все более прохладными. Наибольшие сложности были связаны с позицией НАТО. К началу 1999 г. в отношениях России с НАТО обнаружились спорные вопросы: политика по отношению к Ираку, проблема Косово, судьба договора по ПРО. В настоящее время серьезное беспокойство России доставляет расширение НАТО, стремление Грузии и Украины вступить в Североатлантический альянс.
В целом успешно развивались отношения со странами Азии. Китай стал вторым по значению торговым партером России. К 1997 г. впервые за всю историю их отношений была проведена демаркация российско-китайской границы (определена не только на картах, но и на местности) на 97% линии ее протяженности.
В отношении с Японией камнем преткновения остается вопрос “северных территорий”. Японская сторона настаивает на возвращении четырех южных островов Курильской гряды. Вместе с тем в самой Японии растет понимание необходимости развития экономического сотрудничества с Россией. С 1998 г. Россия участвует в деятельности Азиатско-Тихоокеанского экономического совета.
Надо отметить, что прозападный, не соответствующий национальным интересам внешнеполитический курс России было принято связывать с именем министра иностранных дел А.В.Козырева. Когда пост министра иностранных дел занял Е.М.Примаков, затем – И.С.Иванов, а ныне – С.М.Лавров, российская внешняя политика активизировалась на всех направлениях, стала целенаправленной и взвешенной. Сегодняшняя Россия выстраивает свою внешнюю политику на основе национальных интересов и реальных возможностей. Учитывая интересы партнеров, Россия учится бороться цивилизованными средствами за рынки, инвестиции, экономическое и политическое влияние в мире.
Положение церкви.
Период становления новой российской государственности сопровождался ростом активности в религиозной жизни россиян. Так, с 1991 г. по 1996 г. число официально зарегистрированных религиозных конфессий выросло с 19 до 58. Количество православных общин увеличилось с 3 451 до 6 709, мусульманских – с 870 до 2 349, буддийских – с 16 до 113, католических – с 23 до 123, протестантских– в три раза. К сожалению, одновременно с этим распространялись и тоталитарные религиозные секты, нередко опасные для здоровья и психики людей.
Ведущую роль в духовной жизни страны продолжала играть Русская Православная Церковь. Она имела в 1997 г. 124 епархии, около 18 тысяч приходов, 242 монастыря на территории России (всего – 390), 56 учебных заведений.
В 1997 г. был принят закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”, который не только закрепил свободу вероисповедания, равные права религиозных конфессий на территории страны, но и не предусматривал государственных органов “по делам религии”.
Государство возвратило в собственность религиозных конфессий многие церковные здания и ценности. Государственные структуры власти, коммерческие круги оказывали и продолжают оказывать помощь РПЦ в восстановлении храмов, монастырей. К 850-летию Москвы (1997 г.) восстановлен на прежнем месте храм Христа Спасителя. Он был построен в 1831 г. в память об Отечественной войне 1812 г. и уничтожен в 1931 г.
Для Православной Церкви в последние годы характерен небывалый рост социальной активности. В 2000 г. Архиерейский Собор принял “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”, реализация которых означает усиление влияния Православия в разных сферах общественной жизни. В частности, открываются храмы в вузах, в военных частях, в исправительных учреждениях. Ежегодно проводятся Всемирный Русский Соборы, инициатором и организатором которых является отдел по внешним связям Московского Патриархата. С 2002 г. обсуждается вопрос о возможности преподавания в средних школах “Основ православной культуры”. Этот предмет уже преподается в качестве факультативной дисциплины в большинстве школ Калужской, Белгородской областей, Ставропольского края. С 1992 г. под эгидой Московского Патриархата ежегодно проходят международные Рождественские образовательные чтения, на которые собираются тысячи преподавателей, ученых, священнослужителей со всей страны и из-за рубежа. В 2007 г. произошло воссоединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ).
Между тем, рост влияния РПЦ вызывает в обществе неоднозначную реакцию. Летом 2007 г. в СМИ появилось так называемое “Письмо академиков”, в котором ведущие российские ученые, в числе которых нобелевские лауреаты академики Алферов и Гинзбург, обеспокоенные “клерикализацией общества”, выражали протест против изучения в школах “Основ православной культуры”. Письмо вызвало бурные дискуссии в печати и на телевидении, на которых позиция защитников Православия выглядела более обоснованной, чем их оппонентов.
Культура.
В первой половине 1990-х гг. в среде деятелей искусства продолжался раскол по политической ориентации. Немало представителей культуры, исповедующих либеральные ценности, поддерживали политику Ельцина. Их оппоненты, придерживающиеся национал-патриотических взглядов, выступали на стороне оппозиции. По этому признаку раскололись творческие организации и союзы. Например, писательский союз разделился на Союз писателей России (с патриотической ориентацией) и Союз российских писателей (с либеральной ориентацией).
Самым негативным образом на культурной жизни сказалось резкое сокращение государственного финансирования: рынок заставил всех зарабатывать деньги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. Сократился выпуск книг, меньше стало сниматься фильмов, а их место заняла хлынувшая из-за границы низкопробная продукция.
С другой стороны, перед деятелями культуры открылась полная свобода творчества, цензура практически бездействовала. В литературе 1990-х гг. появились новые герои стремительно меняющегося общества: “новые русские”, беженцы, безработные, бомжи, преступники. Усилилась тоска по патриархальной России в творчестве В. Распутина. Вновь обратился к теме войны В. Астафьев. В романе “Прокляты и убиты” он отразил страдания и ожесточение рядовых участников войны.
В ряду литературных стилей и течений на первые позиции вышел постмодернизм, воплощающий духовный кризис и пессимистическое восприятие мира и человека. Заявили о себе такие писатели-постмодернисты, как В.Пелевин, В.Сорокин, Ю.Буйда, В.Пьецух, Т.Толстая, Л.Петрушевская и др.
Кризис переживал в 1990-х гг. и российский кинематограф. Сладость “запретного плода” толкнула многих режиссеров в сторону криминальной тематики и эротики. Вместе с тем, в эти годы были созданы глубокие и яркие фильмы, вызвавшие большой общественный резонанс: “Утомленные солнцем” и “Сибирский цирюльник” Н.Михалкова, “Кавказский пленник” С.Бодрова-старшего, “Брат” и “Брат-2” А.Балабанова, “Ширли-мырли” В.Меньшова и др. В стране вновь стали проходить кинофестивали: Международный Московский, “Кинотавр” в Сочи, фестивали в Петербурге и Выборге. Широкое распространение получили отечественные телесериалы.
В изобразительном искусстве на смену социальной проблематике пришли пейзажи, натюрморты, портреты. В Россию привезли свои работы вынужденно эмигрировавшие Э.Неизвестный и М.Шемякин. В столице были установлены памятники Г.К.Жукову и Николаю II, на Поклонной горе был возведен Мемориальный комплекс работы скульптора З.Церетели.
Сложные, противоречивые процессы в эти годы происходили в сфере науки и образования. Самой серьезной проблемой стала скудость финансирования. В 2000 г. учреждения образования получили около 40% средств от уровня 1991 г. Появились платные формы образования, распространялось репетиторство, что нарушает принципы равных стартовых возможностей для молодежи.
Одновременно почти в 2 раза выросло число вузов. Примерно половина из них являются негосударственными, работающими на коммерческой основе. Общее число студентов в них по сравнению с 1991 увеличилось на 40%. Кардинально изменились возможности получения образования за рубежом, учебных стажировок в странах Запада. Несколько упал престиж инженерных специальностей, естественно-технического образования и большую популярность приобрели профессии, востребованные в новых рыночных условиях: финансист, менеджер, экономист, юрист.
В настоящее время в России реализуется идея модернизации всей системы образования. Идет разработка единых стандартов по каждому предмету. Осуществляется переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Немало проблем существует в сфере академической науки, где остро сказывается имевшая место в 1990-е гг. “утечка мозгов”, то есть эмиграция ученых. Плохо обстоят дела с материально-технической базой, информационным обеспечением. Кроме того, исчезновение цензуры привело к широкому распространению псевдо- и лженаучных теорий (астрология, “новая хронология” и др.)
Тем не менее ситуация в научной сфере улучшается, что связана с приоритетным финансированием науки, включенной, наряду с образованием, в число национальных проектов. Совместно с США Россия финансирует и ведет работу на Международной космической станции (МКС). Признанием достижений российской науки явилось присуждение Нобелевской премии по физике Ж.И.Алферову (2000 г.), А.А.Абрикосову и В.Л.Гинзбургу (2003 г.)
Таким образом, отечественная культура и наука развиваются достаточно противоречиво. Серьезные трудности сочетаются с плодотворными переменами. Сегодня перспективы культурного и научного развития зависят от успеха политических, экономических и социальных реформ.
Выводы.
Направленность, ход и методы преобразований постсоветской России сопоставимы с революцией. В этом процессе можно выделить становление новой государственности, изменение политической системы и формирование правового государства, выработку концепции и поиск путей обеспечения национальной безопасности страны.
Пережив социально-экономические и политические потрясения 1990-х гг., страна вышла из глубокого системного кризиса. В начале ХХI века экономическая и политическая ситуация в России стала более стабильной, упорядоченной и предсказуемой. Вместе с тем, пока далека от решения задача формирования гражданского общества.
Однако, несмотря на драматические события недавней истории, у страны хорошие перспективы. Российское государство стремится к саморазвитию на основе совершенствования всех сфер социальной жизни. Стабилизация экономики, забота о благосостоянии людей, укрепление законности, “прозрачная” и последовательная внешняя политика – вот те ориентиры, которые выбрала для себя современная Россия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
XIX век в истории России занимает очень важное место. В это время российское общество оказалось в системном кризисе, который наметился еще в конце предыдущего столетия, а завершился в начале ХХ века. Системным кризис являлся потому, что охватил все сферы социума (экономическую, социальную, политическую, духовную) и преодолеть его можно было только путем радикальных перемен.
Этот системный кризис ярче всего выразился в неспособности крепостнической системы хозяйства конкурировать в условиях промышленной революции с капиталистической системой Запада. Промышленный переворот, проходивший в России с первой трети XIX столетия, привел к революционным переменам в технике и технологии промышленного производства и транспорта в последней трети столетия. На этом фоне сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве становилось основным препятствием для экономического прогресса страны и не давало России возможность успешно завершить «догоняющую модернизацию». Россия относилась к странам так называемого «второго эшелона капитализма», т.е. к тем, кто вступил на путь капитализма в конце ХIХ века. Чтобы догнать страны «первого эшелона», России (как и другим странам «второго эшелона») надо было найти самобытные пути ускоренной модернизации.
В социальной сфере явным анахронизмом становилось сохранение сословной системы в условиях быстро формирующихся буржуазных отношений. Дворянство оказалось неспособно подняться выше своих сословных интересов. Крестьянство, остававшееся по численности доминирующей социальной группой России, сохранило приверженность патриархальным ценностям. Ведущая роль в общественной жизни в XIX веке перешла к немногочисленным пока еще группам, характерным для индустриального общества: пролетариату, буржуазии и интеллигенции.
Остро системный кризис проявился в политической сфере: именно в XIX столетии в России сформировалось революционное движение. Это было закономерным отражением потребностей общества в радикальных переменах, которые упорно тормозились самодержавием. И то, что страна в начале ХХ века пережила три революции – закономерный результат ограниченности «Великих реформ» 1860-1870-х гг.: в комплексе этих преобразований, открывших период становления индустриального общества в России, не хватало реформы политической системы. Ограничение, а затем и ликвидация самодержавия произошли в результате активной политической борьбы низов общества.
В духовной сфере очевидным становилось дальнейшее быстрое сокращение влияния церкви на идеологию основной массы населения. Быстрые успехи российской науки, в ряде отраслей занимавшей ведущие позиции в мировом научном сообществе, способствовали усилению атеистических тенденций. Остро проявился конфликт культур в российском обществе: наряду с сохранявшейся традиционной культурой аграрного общества (т.н. деревенская культура) быстро распространялась культура индустриального общества (т.н. городская).
Сложное положение России в европейском сообществе, подчас выражавшееся в открытом неприятии нашей страны в «европейский концерт», закономерно породило усиление интереса ко всему национальному и дало быстрый рост российского самосознания, нередко принимавшую форму противостояния европейской культуре.
В XIX веке сформировались почти окончательно границы России. Конец столетия был временем максимального расширения границ империи, несмотря на то, что ряд территорий (Русская Америка, часть дальневосточных территорий) были потеряны. Остро встал национальный вопрос, проявлявшийся в том, что уровень развития национальных окраин не соответствовал уроню их политического участия в жизни империи. Очевидная неравномерность экономического и политического развития национальных регионов порождала у них разные тенденции: одни стремились выйти из состава России, другие добивались культурно-национальной автономии, третьи стремились к интеграции, четвертые пытались сохранить традиционный уклад.
В сложившейся имперской системе контроля над мировым пространством, Российская империя оставалась одним из ведущих игроков. Несмотря на непростые отношения со своими соседями, она в XIX- начале ХХ вв. сохраняла (хотя и с разной степенью успеха) роль великой мировой державы, без которой невозможно было решать международные проблемы. И при том, что русское правительство активно проводило восточную политику, все же сохранялась преимущественная ориентация России на западную цивилизацию.
В целом можно считать, что российское общество сумело решить сложнейшую историческую задачу: осуществить поворот от аграрного общества к индустриальному, не потеряв при этом своей самобытности и сохранив за собой роль одного из главных центров мировой цивилизации. Но это далось ценой нарастания конфликтности в российском социуме. Развитие России пошло не по пути эволюции, а по пути революции.
Революции начала ХХ века явились результатом предельной концентрации противоречий российской жизни. Следствием того, что в стране обострились нерешенные ранее проблемы модернизации государства и общества, стала Февральская революция 1917 г. Однако альтернатива буржуазно-демократического развития России, которую давал Февраль, не была реализована. Временное правительство не решалось на политику глубоких реформ, которых ожидал народ. Захват большевиками политической власти в октябре 1917 г. был обусловлен насущными потребностями общества в радикальных государственных мероприятиях по решению вопросов о мире, о земле, об урегулировании социально-экономических отношений.
Октябрьская революция четко выявила самобытность российской цивилизации, ее стратегию развития “рывками” и “скачками”. Модель “догоняющего развития”, характерная для стран “второго эшелона”, сменилась моделью развития “опережающего”. В первые годы Советской власти господствовал взгляд на Октябрь как на пролог мировой революции. Надежды на мировую революцию не оправдались. Необходимость построения социализма в “одной отдельно взятой стране” обусловила особенности тоталитарной сталинской системы.
В конце 1920-х гг. на смену НЭПу пришла централизованная, командно-административная модель управления экономикой. Она позволила в кратчайшие сроки осуществить индустриализацию и коллективизацию СССР. Огромным напряжением всех сил народа страна была превращена в индустриально-колхозную державу и заняла ведущее место среди крупнейших государств мира. Была создана сильная военная промышленность, позднее послужившая одной из предпосылок победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Но отсутствие теории социалистического строительства играло роковую роль, и особенно разрушительным было использование сталинского тезиса об обострении классовой борьбы по мере построения социализма, что служило обоснованием политических репрессий.
Созданная в СССР командно-административная система была эффективна в критических ситуациях, когда требовалась оперативная мобилизация всех производственных и человеческих ресурсов. В стабильные периоды данная модель оборачивалась стагнацией экономики, ибо она несовместима с плюрализмом форм собственности и конкуренцией. Большевики отказались от экономической и политической свободы во имя социального равенства.
Социалистический строй упразднял социальное неравенство. Принятое в дореволюционной России иерархическое сословное деление заменялось опирающейся на марксизм схемой, согласно которой в Советском Союзе существовали два класса – рабочий класс и колхозное крестьянство – и прослойка – трудовая интеллигенция. Теоретические построения не вполне соответствовали действительности: в скрытой форме присутствовало социальное неравенство, имелись признаки стратификационного деления общества, господствующее положение в котором занимала партийно-хозяйственная номенклатура (“правящий класс”). Власть в стране реально принадлежала не Советам, а партийно-государственной элите во главе с лидером.
Несомненны успехи социализма в сфере культуры и образования. Культурная революция 1920-х гг. способствовала ликвидации массовой неграмотности, приобщению народа к лучшим достижениям мировой культуры. Бесплатность и общедоступность образования, выдающиеся открытия в науке и искусстве свидетельствовали о продуманной и эффективной культурной политике Советской власти. Но и в этой области допускались роковые ошибки. Одним из губительных последствий социалистического строительства стало разрушение сложившейся в дореволюционной России духовной иерархии ценностей. Глубокую рану духовной жизни народа нанесло ленинское учение о “двух культурах” – буржуазной и пролетарской. Несправедливым было отношение большевиков к Русской Православной Церкви. Отлучение народа от веры после Октябрьской революции вело к росту бездуховности людей, утрате нравственных начал в обществе.
В сфере внешней политики советского периода ситуация развивалась по линии преодоления Советским Союзом международной изоляции, через “полосу признаний” – к завоеванию международного авторитета в годы Второй мировой войны. Решающая роль СССР в победе над фашизмом изменила расстановку сил на мировой арене. Возникло содружество стран, вставших на путь строительства социализма. Но противостояние двух блоков – социалистического и капиталистического – привело к “холодной войне”, продолжавшейся четыре десятилетия.
Агонию и гибель социалистической системы было бы некорректно рассматривать как победу Запада в “холодной войне”. Ведущими предпосылками крушения социализма и распада СССР были причины не внешнеполитического, а внутриполитического порядка: экономический кризис, социальное недовольство, сепаратистские движения и межнациональные конфликты в союзных республиках, не до конца продуманная стратегия перестройки.
Достаточно тяжелым, драматичным и противоречивым является развитие суверенной России с 1991 г. до начала ХХ века. Перед российским обществом вновь встала проблема выбора цивилизационной идентичности, политической системы, экономической стратегии перехода к рынку. Несмотря на социальные потрясения 1990-х гг. у России хорошие перспективы. Политическое и социально-экономическое развитие страны приобрело позитивные черты. Избрание 2 марта 2008 г. Президентом РФ Д.А.Медведева свидетельствует и о преемственности политического курса и о консолидации российского общества (за него отдали голоса более 70% избирателей). Забота о благосостоянии людей, укрепление законности, стабилизация экономики, национально ориентированная внешняя политика – вот те приоритеты, которым следует современная Россия.
ЛИТЕРАТУРА
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 367;