Глава 3. ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ В XVII ВЕКЕ.


1.Территория и население.

В XVII в. существенно изменилось геополитическое положение Русского государства.

По Деулинскому перемирию (1618 г.) Россия уступила Речи Посполитой смоленские, черниговские и новгород-северские земли. По Столбовскому миру со Швецией (1617 г.) были возвращены России Новгород, Старая Русса, Порхов, Ладога и Гдов, но потеряны Ижорская земля и Корела, т.е. Россия оказалась отрезанной от Балтийского моря.

В XVII в. резко усилилось давление на западные границы страны. Главной опасностью были теперь не татары, после 1571 г. никогда не прорывавшиеся в центр России, а Польша, Швеция, Турция.

В XVII в. Россия при помощи землепроходцев, казаков и стрельцов распространила свое влияние на земли Сибири и Дальнего Востока, вплоть до границ Китая, подчинила черноземные земли южных степей.

Общая численность населения страны на конец XVI в. определялась в 8-9 млн. человек, к концу XVII в. – 16 млн. После 1653 г. пошел отток русского населения из центральных районов на Слободскую и Левобережную Украину, присоединенные к России. В течение всего столетия шло активное заселение восточных земель. К концу XVIII в. все население Сибири составляло 450-500 тысяч человек, из них русских было около 300 тысяч (в т.ч. до 11 тыс. служилых людей).

Во второй половине XVI в. в России было 220 городов, в конце XVII - свыше 300. Из них было всего 16 городов с числом посадских дворов более 500. Рост городов был связан с развитием торгово-промышленной активности населения, с началом формирования общероссийского рынка. Города же, основанные на вновь присоединенных землях, служили, прежде всего, опорными пунктами для закрепления этих территорий за Россией.

2. Социально-экономическое развитие.

В XVII в. шел рост товарного производства.

Основными хлебопроизводящими районами оставались старинные регионы. Практически во всех частях России земледелие сочеталось с продуктовым скотоводством. В XVII в. продолжалось широкое наступление феодалов на черные крестьянские земли. Особенно быстро шла раздача крестьянских земель помещикам. Постепенно стал набирать силу процесс стирания различий между вотчиной и поместьем.

К концу XVII в. стали вырисовываться отдельные территории преимущественного развития того или иного ремесленного производства.

При Алексее Михайловиче появились мануфактуры – крупные предприятия, в которых каждый работник специализировался на выполнении определенной операции. К ним приписывались крестьяне соседних волостей. Это был зародыш крепостной мануфактуры. Вольнонаемный труд показывает свою эффективность в условиях широкого применения техники на производстве, когда работник заинтересован в результате труда. В России в то время господствовал ручной труд, техническое оснащение предприятий было низким. В этих условиях эффективность производства зависела прежде всего от стоимости сырья, от количества работников и организации их труда. Крепостная система вполне позволяла эффективно решить этот вопрос.

Первая мануфактура (по изготовлению парчи) была основана в Москве в 1630 г. голландцем Фирмбрантом. Многие мануфактуры были казенными. Но и иностранцы весьма охотно привлекались русским правительством для создания предприятий. При этом предпочтение отдавалось представителям протестантских стран (англичане, голландцы, немцы). Общее число зарубежных специалистов в России при царе Михаиле превысило 5 тысяч человек. Число мануфактур в XVII в. достигало 30.

Во второй половине XVII в. города в России быстро набирали силу, развивалась торговля, складывался всероссийский рынок. Центрами оптовой торговли стали Московская, Архангельская, Макарьевская, Ирбитская ярмарки. Расширялась международная торговля, которую вели через Архангельск и Астрахань. Основные товары русского экспорта – лен, пенька, хлеб, меха. В импорте преобладали предметы роскоши, железо, оружие, сукно, бумага, лекарства.

Появились купцы, обладавшие громадными состояниями (Никитниковы, Строгановы, Шорины и др.) К этому времени горожане стали представлять весьма сплоченную силу, интересами которой нельзя было пренебречь даже для экономических выгод государства.

Быстро шло вовлечение в хозяйственную жизнь страны сибирских земель, богатых пушным зверем, запасы которого в европейской части России к XVII в. оскудели. Освоение восточных земель шло первоначально торгово-промышленными людьми (в основном выходцами из Поморья), а затем эти земли закреплялись размещением здесь служилых людей – казаков и стрельцов. Своеобразным источником пополнения сибирского населения стала ссылка. Ссыльных определяли в низшие разряды служилых людей. Немалую роль сыграла и крестьянская колонизация Сибири. В 1619 г. русское правительство окончательно запретило плавания «Мангазейским ходом» (морской путь из Белого моря в Карское), чтобы не дать возможности проникнуть иностранцам в Сибирь.

 

3. Социальная структура.

Соборное уложение 1649 г. завершило законодательную работу государства по созданию жесткой сословной структуры. Отныне каждое сословие имело четко обозначенные права и обязанности. Одним из важнейших положений стало ведение бессрочного сыска беглых. Феодалы получали право суда над своими крестьянами. Различия между крепостными и холопами практически исчезли. Одновременно черносошные крестьяне и посадское население прикреплялось к своему месту жительства и роду занятий, а выход из посадской общины запрещался. Соборное уложение 1649 г. завершило процесс формирования крепостного права в России.

К 1649 г. у российских сословий (дворян, купцов, ремесленников) сложились требования, отражавшие их представления о своих интересах. Во многом экономические интересы сословий совпадали с государственными. Это позволяло государству идти навстречу нуждам дворян и городского населения, одновременно ограничивая права старой феодальной знати, бояр и монастырей. При этом правительство выступало в роли посредника между различными слоями общества.

Сословные интересы податных сословий – крестьянства и горожан – почти всецело подчинялись интересам государства. Во имя интересов государства все сельское и городское население было закрепощено. С 1677 г. изменили систему взимания налогов: от поземельного учета перешли к подворной переписи населения. Учетом населения занимался Счетный приказ.

Крестьянское население активно уходило на южные (украинские) земли, куда еще не распространились крепостнические отношения. Одновременно здесь же размещались служилые люди для охраны новых границ.

4. Политический строй.

а) Складывание самодержавия.

В XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию.

В связи с избранием в 1613 г. Земским собором на престол Михаила Романова в стране был проведен своего рода «референдум» в городах и уездах страны. В избирательной грамоте было указано, что Михаила выбрали на царство «все православные христиане всего Московского государства». Но если Рюриковичи воспринимали государство как свое наследственное владение, как «вотчину», то Романовы должны были помнить, что получили власть «от общества» и должны учитывать мнение народа, выражать не частные, не сословные, а общенациональные интересы.

При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. Абсолютизм (который сформировался в России уже в XVIII в.) означал, что и обсуждать свои решения царь ни с кем не был обязан.

После 1613 г. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. Однако существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы.

В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя.

С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает. После 1649 г. состоялись всего четыре Земских собора. Они решали важнейшие государственные вопросы: утверждали основные законодательные акты, давали согласие на ведение или прекращение военных действий, обсуждали международные соглашения и т.д. До 1682 г. в их компетенцию входило утверждение русских государей на царство. В 1653 г. потребовалось согласие Земского собора на просьбу гетмана Б. Хмельницкого о присоединение Левобережной Украины к России, ибо это означало неизбежную войну с Польшей.

Уменьшилось и значение Боярской думы в политической жизни: она полностью переходит под власть царя во второй половине XVII века. Зато возрастает влияние «ближней государевой думы», куда входили доверенные лица самодержца.

В середине 50-х гг. XVII в. возник Приказ тайных дел – личная канцелярия царя, поставленная над всеми официальными учреждениями и лицами. Число приказов увеличилось до 80. Все большую роль в них играют не бояре, а служащие-дьяки, происходившие из мелкого дворянства. Так рождалась бюрократия – необходимый элемент системы абсолютизма. Попытки ограничить своеволие бюрократии предпринимались неоднократно, но без особого успеха. В 1682 г. было отменено местничество – система получения государственных постов по степени знатности и родовитости. Управление страной становилось все более централизованным, хотя и мало упорядоченным.

На местах централизация выражалась в создании на базе нескольких уездов особых округов – разрядов. Реальным путем усиления власти государства было развитие местной администрации. В XVI веке воеводы существовали только в некоторых пограничных городах, в 1614 г. они правили уже в 103 городах, в 1616 – в 138, в 1625 - в 146. Полномочия воевод были шире полномочий наместников-кормленщиков прежних времен.

В 1631-1632 гг. прошла военная реформа: возникли солдатские, рейтарские (кавалерийские) и драгунские полки («полки иноземного строя»), которые содержались за счет казны. Они существовали наряду с системой дворянского ополчения и стрелецкими полками

б) «Бунташный век».

Указы о соляном налоге (1646 г.), о замене серебряных денег на медные (1654 г.) привели к «соляному» (1648 г.) и «медному» (1662 г.) бунтам. Гнев народа обрушился прежде всего на бояр – непосредственных исполнителей государственной политики. В народном сознании формировался образ боярина – носителя «кривды», противопоставленный образу царя – носителя «правды». В этих условиях правительство продолжало укреплять позиции дворянства, практически полностью зависевшего от государства, как наиболее надежного для себя слоя русского общества. С другой стороны, государство в борьбе против влияния бояр стремилось опереться на «мнение народа», выразителем которого считались Земские соборы. Как только аппарат самодержавия был укреплен, отпала необходимость и в Земских соборах.

Ответом на закрепощение крестьян и посадских людей стали народные восстания и крестьянская война под руководством Степана Разина (1670-1671 гг.). Основными участниками этого движения были казаки и крепостные крестьяне. Участие в нем приняли также городские низы, мелкие служилые люди, «работные люди», а также представители малых народов Поволжья. Главным лозунгом была ликвидация крепостного права. В идеологии движения явно просматривался наивный монархизм (вера в «хорошего царя»). Четкого представления о будущем государственном устройстве у восставших не было. В случае победы предполагалось установить по всей стране «казацкие порядки». Основные причины поражения крестьянской войны те же, что и у предыдущих выступлений: стихийность, локальность, отсутствие четкой политической программы, разногласия среди участников.

Эта война обозначила рубеж, когда намечавшийся после Смутного времени диалог власти и народа, тенденция к росту народного представительства и закреплению прав сословий вновь сменились деспотическим монологом власти и антигосударственным монологом народа, фактически опиравшегося на традиционные патриархальные ценности (вече, выборность власти, общинное устройство и т.п.).

 

5. Внешняя политика.

При первых Романовых Россия принимала активное участие в европейской политике, ставя задачей борьбу за возвращение потерянных ранее земель русского государства.

В первые годы после избрания Михаила Романова на царство важнейшей внешнеполитической задачей было заключение мирных договоров с Польшей и Швецией. Смута истощила силы страны. В результате русское правительство пошло на заключение невыгодных для себя Столбовского мира со Швецией (1617 г.) и Деулинского перемирия с Польшей (1618 г.)

Чтобы вернуть себе Смоленск, Россия безуспешно воевала с Польшей в 1632-1634 гг. Вернуть русские земли удалось после успешной для русского правительства Смоленской войны (1654-1667 гг.), которая началась после добровольного вхождения Украины в состав России.

Крымское ханство продолжало свои набеги на южные русские земли. Русское правительство вынуждено было ежегодно посылать хану богатые дары («поминки»), что очень напоминало дань. для защиты своих земель русское правительство в 30-е гг. XVII в. г. укрепило Тульскую засечную черту. и начало строительство Белгородской черты. (Засечная черта – цепь городов-крепостей, связанных между собой.) Одновременно оно усилило помощь донским казакам, которые в итоге смогли в 1637 г. захватить турецкую крепость Азов. Но удержать крепость не хватало сил, и в 1642 г. Азов был оставлен.

В течение первой половины XVIII в. русскими мореходами «на свои страх и риск» было пройдено все северное побережье Евразии, от Баренцева моря до северной части Тихого океана, проложены пути от Оби до Берингова пролива и от Чукотки до устья Амура. В 1648 г. казачьи отряды С. Дежнева и Ф. Алексеева (Попова) обогнули на кочах крайнюю оконечность Евразии, открыв пролив между Азией и Америкой. (Сообщение об этом походе затерялось на долгие времена в архивах Якутска.). Но если землепроходцы прокладывали путь «встречь солнцу», то для закрепления новых земель нужны были усилия государства. Именно правительство основывало в сибирских землях города-крепости, размещало там гарнизоны и администрацию.

6. Положение церкви.

Важную роль в жизни России в XVII в. играл конфликт интересов государства и церкви. Государство постепенно ограничивало церковные права и привилегии. Для решения церковных дел был создан Монастырский приказ. За церковью сохранялись лишь суд по духовным делам и гарантия завещаний. Решительный шаг в ликвидации феодальных привилегий церкви был сделан государством в 1649 г. (принятие Соборного уложения). В частности, были ликвидированы «белые слободы» в городах, принадлежавших в большинстве своем церкви. В то же время Уложение вводило суровые репрессии за богохульство.

Ключевым событием в истории русской церкви стали реформы патриарха Никона (1652-1666 гг.). Идеологическим основанием преобразований служила доктрина «Москва – третий Рим». В то время Россия была единственной православной страной в мире (другие православные народы находились под игом турок). Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон были единодушны в стремлении превратить Русское царство во вселенское. В связи с этим особую актуальность приобретал вопрос о ликвидации религиозно-обрядовых противоречий между Русской и Греческой церквями.

С 1652 г. началось исправление богослужебных книг и унификация обрядов. Для этого были взяты за основу греческие образцы и приглашены ученые монахи с Украины. Но «ревнители благочестия» считали необходимым ориентироваться на старорусские образцы, ибо в Греции незадолго до этого также были исправлены книги и чин богослужения.

Необходимость церковных реформ вызывалась и тем, что нужно было устранить различия между обрядами в русской и украинской церквях после присоединения Украины. Более того, без такого упорядочивания нельзя было рассчитывать на рост влияния русской церкви за пределами России (в т.ч. на Балканах). В 1654 г. церковный собор одобрил проведенные реформы по греческим образцам.

В ответ возникло движение «старообрядцев», не признавших нововведений. Идейными лидерами его стали протопопы Аввакум Петров, Иван Неронов, Иван Наседка. В 1656 г. защитники старых обрядов были отлучены от церкви. В русской церкви произошел раскол. Собор 1666 г. вновь предал анафеме расколоучителей и их последователей. В последующие десятилетия движение раскольников стало одной из форм социального протеста. Наиболее острой формой его проявления стало восстание в Соловецком монастыре («Соловецкое сидение» 1668-1676 гг.).

Авторитет «священства» в целом заметно вырос после Смутного времени благодаря патриарху Филарету, практически подчинившего своей власти сына – царя Михаила. Этой же позиции пытался придерживаться патриарх Никон при царе Алексее Михайловиче. Именно патриарх Никон принял первую и единственную в истории Русской церкви попытку поставить священство выше царства. Но амбиции патриарха пришлись не по душе Алексею Михайловичу. В 1658 г. конфликт между царем и патриархом принял открытую форму. В ответ на объявление о «гневе» царя Никон демонстративно удалился от дел. Этим воспользовался Алексей Михайлович: он добился того, что церковный собор 1666 г. лишил Никона патриаршего сана и отправил его в ссылку в Ферапонтов монастырь.

Но на Соборе 1667 г. церкви удалось отстоять принцип независимости духовной власти от светской и вернуть часть утерянных привилегий. Царь вынужден был уступить, ибо правительство нуждалось в поддержке церкви.

7. Культура.

Во второй половине XVII века предпринимались попытки преобразования отдельных элементов русской духовной жизни. Присоединение Левобережной Украины означало для страны контакт с другим цивилизационным вариантом развития общества. Украина стала посредником в отношениях России с Польшей, которая в XVII веке была для русских образцом европейской цивилизации. Среди русской знати стали появляться первые признаки систематического предпочтения западного образа жизни традиционному российскому.

В середине XVII века грамотность среди различных слоев русского общества выглядела так: помещики - 65%, купечество - 96%, посадские - около 40%, крестьяне - 15%, стрельцы, пушкари, казаки - 1%. Если в XVI веке в России было выпущено всего 14 книг, то в XVII - 483. Типографии существовали в Москве, Нижнем Новгороде, Иверском Валдайском монастыре, Казани. В основном печатались книги церковные, светских книг издали всего 7. В 1634 г. В.Бурцев напечатал первый в России «Букварь» («Букварь языка словенска, сиречь начала учения детям…»). В 1674 г. вышел «Синопсис» - первый учебник русской истории. С 1621 г. при царском дворе стала издаваться первая русская рукописная газета «Куранты». Ее содержание считалось секретным, поскольку в «Курантах» помещались выдержки из иностранных газет о событиях в Европе.

В середине XVII в. в Москве возникло несколько школ, в которых изучались иностранные языки и широкий круг наук. В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, в которой учились представители различных сословий. Но система естественнонаучного и технического образования в России в XVII веке отсутствовала.

В XVII столетии в крупных центрах Российского государства насчитывалось значительное число “лечцов” (народных врачевателей - недипломированных специалистов). В 1620 г. был создан Аптекарский приказ - высший орган управления медицинской службой в стране. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта “Школа русских лекарей”, первый набор которой состоял из 30 учеников. При монастырях строились “больничные палаты”. Методы борьбы с эпидемиями носили в России государственный характер.

В 1672 г. начал действовать придворный театр в селе Преображенском, а в селе Измайлове в 1674 г. для царской потехи построили зверинец.

 

Выводы.

Начинавшаяся модернизация русской жизни была продиктована логикой развития общества, которое приступило к решению задачи возвращения потерянных ранее территорий, для чего необходимо было вступить в противоборство с западной цивилизацией. Для успеха в этом противоборстве было необходимо догнать европейские страны в самых различных сферах общественной жизни. Но при этом в период XVII в. россияне не стремились разорвать с традиционными ценностями. Образно говоря, российское общество словно примеряло на свои плечи европейский наряд, раздумывая, подходит ли он ему.

 



Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 609;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.