Глава 2. РОССИЯ В ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
В периодизации этого отрезка отечественной истории нет единого мнения. Началом Смуты считают разные события: смерть Ивана Грозного, пресечение династии Рюриковичей, начало правления Бориса Годунова, выступление Лжедмитрия I и т.д. Окончанием Смуты также называют разные события: освобождение Москвы от поляков, начало царствования Романовых, окончание борьбы против шведско-польской интервенции. Эти трудности в определении хронологических рамок связаны с тем, что исследователи по-разному определяют основное содержание Смутного времени, соответственно выбирая и разные события для датировки периода.
В современной историографии под «Смутным временем» понимают структурный кризис, охвативший все стороны жизни российского общества в конце XVI – начале XVII вв.
В экономике – это последствия разорения страны в период опричнины и формирование крепостнических отношений. В социальной сфере – начало открытых народных выступлений и активизация средних слоев населения на фоне нарастающего раскола и растерянности в среде боярства. В политической системе – династический кризис, разразившийся вследствие пресечения династии Рюриковичей (проблема «законного царя»). В сфере духовной жизни изменилась система ценностей, что выразилось, прежде всего, в смене представлений о взаимоотношений власти и общества: если царь выбран на царство, то он должен прислушиваться к мнению народа и отвечать за свои деяния перед теми, кто его выбирал. Все это вместе взятое осложнилось ярко обозначившейся угрозой потери национальной независимости вследствие начавшейся польско-шведской интервенции. Выход из кризиса был найден на путях «примирения общества», поисках компромисса между различными социальными группами, что проявилось на Земском соборе 1613 г.
Исходя из сказанного, можно принять следующие хронологические рамки Смутного времени. Начало – 1584 г. (смерть Ивана Грозного и начало борьбы за власть различных боярских группировок). Окончание – 1613 г. (избрание на царство Михаила Романова).
1.Территория и население.
В период Смутного времени Россия потеряла часть своих территорий на западе (включая Смоленск) – их захватила Речь Посполитая. Часть Новгородских земель и Корела были захвачены шведами. Продолжалось на рубеже веков освоение Поморья, а с конца XVI в. началось перемещение части населения в Сибирь (в том числе из Поморья и Прикамья).
Освоение новых территорий шло, в первую очередь, за счет народной колонизации. На южные земли (Поволжье) бежали холопы и крестьяне. В итоге на этих окраинах государства к началу XVII столетия скопились большие массы недовольного люда, составившие базу народных восстаний «бунташного века».
В конце XVI в. численность населения России определяют в 8-9 млн. чел. Неоднородное по национальному составу население Западной Сибири к моменту ее присоединения к России не превышало 35-40 тысяч человек. Расширяется национальный состав населения страны за счет народов вновь приобретенных земель.
2.Социально-экономическое развитие.
На рубеже XVI-XVII вв. продолжался процесс развития крепостного права. Больше всех в закрепощении крестьян были заинтересованы дворяне: земля имела хозяйственную ценность лишь тогда, когда она обрабатывалась. Занятые на государственной службе дворяне не имели достаточно возможностей заниматься собственным хозяйством и противодействовать уходу своих крестьян. Бояре-вотчинники имели обычно более крупные владения, чем дворяне, и соответственно – больше возможностей для переманивания крестьян на свои земли, равно как и для сыска своих беглых.
По мере усиления централизованного государства правительство должно было все больше давать привилегий своей главной социальной опоре – служилому дворянству. Одним из важнейших мероприятий в этом отношении было законодательное закрепление крестьян на землях феодалов. В 1597 г., как принято считать, установили пятилетний срок сыска беглых крестьян. Сам указ об этом не найден (есть лишь косвенные ссылки на него), что порождает возможность различных трактовок его содержания.
Несколько замедлилось становление крепостничества в период голода 1601-1603 гг., вызванного крайне неблагоприятными погодными условиями. К голоду прибавились эпидемии. Один из современников утверждал, что «вымерла треть царства Московского». Попытки властей пресечь спекуляцию, организовать раздачу хлеба из казенных запасов не имели успеха. Не спасли положения и организованные правительством строительные работы в Москве: они способствовали притоку в столицу огромного количества людей, что обострило и без того уже критическую ситуацию. В этих условиях в 1601 г. Борис Годунов временно разрешил крестьянам уходить от тех владельцев, которые не могут их прокормить. Но на практике у крестьян не было возможности прокормиться, перейдя к новому владельцу, ибо голод был повсюду.
Уже в 1607 г. правительство продлило сыск беглых до 15 лет. Этим оно рассчитывало привлечь на свою сторону землевладельцев центральных районов, охваченных крестьянской войной.
Правовой статус сословий к началу XVII в. не был четко обозначен, а распределение государственных обязанностей между ними отличалось крайней неравномерностью.
Основное население России в тот период делилось на служилых людей (находящихся на государственной службе) и тяглых людей (несущих денежно-натуральные повинности в пользу государства). К служилым относились бояре (старая аристократия), дворяне (военные) и дьяки (чиновники), к тягловым – посадские и крестьяне. Посадские – это торгово-ремесленное население городов. Крестьяне, в зависимости от того, кому принадлежали земли, на которых они жили, делились на черносошных, поместных, вотчинных, дворцовых и монастырских. Черносошные жили на государственных землях и платили подати лишь государству. Поместные (помещичьи) работали на землях, выделенных дворянам за службу. Вотчинные трудились на землях аристократии (бояр и князей). Дворцовые принадлежали царскому дому. Монастырские были собственностью монастырей (как коллективных феодалов).
Между крестьянами и посадскими существовал значительный слой «гулящих людей» - вольных, не имеющих обычно постоянного источника средств к существованию. Особое место занимало духовенство и казачество. Казаки имели по договору с государством свои особые права и самоуправление, за что они несли военную (пограничную) службу.
Отдельно выделялись малые народы Поволжья и Сибири («ясачные люди») – они не несли государственных повинностей, но платили специальный налог («ясак»).
3. Политический строй.
а) Начало массового народного движения.
В начале XVI в. в России начались первые народные выступления против властей: восстание Хлопка (1603 г.) и крестьянская война под руководством Ивана Болотникова (1606-1607 гг.). Эта война развернулась, прежде всего, в Северских городах, Тульском и Брянском краях (т.е. по терминологии того времени – Польских и Украинных городах).
Социальный состав участников движения был сложным: крестьяне, холопы, посадские люди, казаки, стрельцы, мелкие дворяне. Их объединяло недовольство правительством, хотя причины этого недовольства у разных слоев могли быть самыми различными. Основной причиной движения был процесс усиления крепостных порядков и ужесточения центральной государственной власти. Само же выступление проходило под «царистскими» лозунгами: Болотников выдавал себя за воеводу якобы спасшегося царевича Дмитрия, который «даст народу все, что нужно».
б) Проблема «законного царя».
После смерти Ивана Грозного в 1584 г. трон наследовал его сын Федор. Почти сразу же был организован заговор с целью заменить Федора на престоле его малолетним братом Дмитрием. Заговор не удался, а в 1591 г. Дмитрий погиб в Угличе (причина его гибели осталась неясной). Федор оказался слабым правителем, и фактически власть в стране осуществляли сначала его дядя Н.Захарьин, а затем шурин царя Б.Годунов.
В 1598 г. Федор умер, не оставив наследника. Династия Рюриковичей прервалась. Встала проблема «законного царя». Ее решали, выбирая царя на Земских соборах и заседаниях Боярской думы. Так были избраны Борис Годунов (1598-1605 гг.) и Василий Шуйский (1606-1610 гг.).
В.Шуйский пришел к власти в мае 1606 г в результате восстания, низвергнувшего Лжедмитрия I. Впервые в истории России В.Шуйский при коронации принес присягу «всей земле» (т.н. «крестоцеловальную запись»), в которой гарантировал привилегии боярства (не отнимать вотчин, не судить бояр без Боярской думы и т.д.). Это было связано с необходимостью заручиться поддержкой высшего сословия страны. Неудачи в борьбе против иностранной интервенции привели к нарастанию всеобщего недовольства. В результате в июле 1610 г. дворянство (во главе с В.Ляпуновым) и посадские жители Москвы добились «сведения с престола» В.Шуйского. Он был насильно пострижен в монахи. Власть перешла к временному боярскому правительству («семибоярщине»).
в) Появление самозванцев на троне.
Шаткость правового положения государей вызвала появление самозванцев.
В 1604 г. начал свой поход с территории Польши Лжедмитрий I. (считается, что это был беглый монах Г.Отрепьев). Недовольство населения правительством Б.Годунова облегчило действия самозванца. После внезапной смерти правителя и последовавшего вскоре свержения боярами с престола его сына (Федора Годунова) Лжедмитрий I в июне 1605 г. стал царем. Но он не сумел заручиться поддержкой ни одной из социально-политических сил. Пренебрежением нового правителя русскими традициями и вызывающими действиями поляков в Москве вызывали недовольство населения, которое и спровоцировало восстание 17 (27) мая 1606 г., в ходе которого самозванец был убит.
Неприятие народом политики В.Шуйского привело к появлению нового претендента на трон – Лжедмитрия II (существуют различные версии его происхождения). Его поддержали представители различных слоев населения. В лагере Лжедмитрия II в Тушине сформировались параллельные государственные структуры: своя Боярская дума и свой патриарх – Филарет (Федор Романов). К самозванцу примкнули значительные силы поляков во главе с Яном Сапегой (хотя официально Сигизмунд III не поддерживал «тушинцев»). После ряда поражений лагерь сторонников самозванца распался в декабре 1609 г. Через год Лжедмитрий II был убит одним из своих бывших приверженцев.
г) Начало царствования Романовых.
Смутное время создало уникальную ситуацию, когда власть в ходе борьбы против интервенции оказалась фактически в руках общества, а не узкой группы аристократии. Единство прежнего государства было разрушено. В ходе ополчения сложился сословно-представительный орган – «Совет всей земли» (создан в Ярославле весной 1612 г.), который выполнял роль временного правительства.
Завершилось Смутное время Земским собором, который 21 февраля (3 марта) 1613 г. избрал на царство Михаила Романова, которому тогда было 16 лет. Боярство надеялось подчинить молодого царя своему влиянию. Немаловажным было и то, что Романовы были в родстве с Рюриковичами. Отцом Михаила был патриарх Филарет (Федор Романов, сослан в монастырь в 1601 г. при Б. Годунове), находившийся с 1610 г. в польском плену. Родство царя и патриарха открывало прекрасную возможность преодоления противоречий между светской и церковной властью и создания ситуации духовного единения общества. Филарет был известен как опытный политик, что давало возможность молодому царю быстро приобрести необходимый государственный опыт.
Земский собор 1613 г. открыл возможность перехода к сословно-представительной монархии в России:
1) Был достигнут компромисс между различными социальными силами;
2) Молодой царь вынужден был постоянно искать согласия с церковью, Земским собором и Боярской думой.
5. Внешняя политика
Борьба против самозванцев сопровождалась обострением внешнеполитического положения России. Выступление Лжедмитрия I резко осложнило отношения России с Речью Посполитой: поляки открыто участвовали в его походе, хотя формально король Сигизмунд III не дал своих войск. Для борьбы с Лжедмитрием II правительство Шуйского пригласило шведов. В итоге это вылилось в шведскую интервенцию, в результате которой в 1610 г. шведы захватили Новгород.
Приглашение шведов для борьбы с «тушинцами» дало повод польскому королю Сигизмунду III вторгнуться в Россию. (Но) планы короля сорвала героическая оборона Смоленска (1609-1611 гг.). Отчаянной попыткой снять проблему «законного царя» и одновременно найти путь к компромиссу с Речью Посполитой стало призвание в августе 1610 г. на русский престол боярским правительством («семибоярщиной») Владислава – сына польского короля Сигизмунда III. Это привело к началу открытой польской интервенции.
Инициативу в борьбе против интервенции взяли на себя не высшие слои (боярство), а средние – посадские и «служилые» люди, т.е. сословия, которые ранее не играли заметной (а тем более ведущей) роли в решении важнейших государственных дел. В 1611 г. в Рязани было создано первое ополчение (под руководством П. Ляпунова, И. Заруцкого и Д. Трубецкого). Разногласия между дворянами и казаками привели к его поражению. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты К. Минина начало формироваться второе ополчение, военным руководителем которого стал князь Д. Пожарский. 26 октября (5 ноября) 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал.
6. Положение церкви.
В 1589 г. с согласия вселенского патриарха Константинопольского Иеремии в России учредили патриаршество. Первым русским патриархом стал Иов. На следующий год собор патриархов в Константинополе утвердил его избрание.
Патриарх Иов активно обличал Лжедмитрия I, за что был лишен самозванцем сана в 1605 г. и заточён в Старицкий Успенский монастырь. Умер Иов в Москве в 1607 г. Место его на патриаршем престоле занял рязанский архиепископ Игнатий, активно поддерживавший Лжедмитрия I, позднее служивший Лжедмитрию II и закончивший карьеру в Польше, признав Брест-Литовскую унию.
Церковь поддержала избрание на трон Василия Шуйского. Игнатий был низвергнут. В 1606 г. патриархом Московским и всея Руси избрали Гермогена, митрополдита Казанского. Он сначала присоединился к приглашению на русский трон королевича Владислава с условием, чтобы тот перешел из католичества в православие. В январе-марте 1611 г. патриарх выступал с призывами к русским людям отказаться от присяги Владиславу и постоять за веру православную. За это он был заточен поляками в Чудов монастырь и «уморен голодом» в январе 1612. Именно церковь в эпоху Смутного времени предложила объединяющую идею – идею защиты православия. Призывы патриарха Гермогена и послания архимандрита Троице-Сергиевой лавры Дионисия имели огромное агитационное воздействие на русских людей.
Тем не менее, в течение десяти месяцев на рубеже 1608-1609 гг. существовало своеобразное «двоевластие» в русской церкви. В 1608 г. из Ростова в тушинский лагерь был привезен митрополит Филарет, враждовавший с В.Шуйским, и «наречен» патриархом. Официально Филарет стал патриархом в 1619 г.по возвращении из польского плена.
Русская православная церковь активно поддержала борьбу против интервентов, выделила значительные средства на формирование ополчения. Яркой страницей истории Смуты стала героическая оборона Троице-Сергиева монастыря (1608-1610 гг.), сорвавшая польско-литовские планы. Одними из идейных вдохновителей ополчения стали архимандрит Дионисий и келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий (Аверкий Палицын, бывший кольский воевода). Именно Авраамий, активно участвовавший во многих политических событиях этого периода, вручил Михаилу Романову в марте 1613 г.в Ипатьевском монастыре под Костромой символ царской власти – особый посох.
7. Культура.
Культура России в XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Но при Борисе Годунове началось проникновение европейских элементов в русскую культуру. В частности, были привезены астрономические приборы, распространились часы. На рубеже XVI-XVII вв. было проведено картографирование России (т.н. «Старый Чертеж», «Чертежная книга Сибири» и другие карты).
Бурные события Смутного времени привели к росту национального самосознания. Одним из отражений этого стало распространение в литературе жанра публицистики. В данный период усиливаются светские элементы в русской культуре.
В годы Смуты прекратилось каменное строительство, которое возобновилось лишь вначале 20-х гг. XVII в.
Выводы.
Смутное время стало периодом, когда перед страной и обществом вновь остро встал вопрос о цивилизационном выборе. Это нашло отражение во всех сферах общественной жизни рубежа XVI-XVII веков. В результате острой борьбы в целом был сохранен традиционный путь развития России, ориентированный на самобытность системы ценностей, что воспринималось как условие сохранение национальной независимости и государственного суверенитета.
Но все же в этой системе ценностей обозначились заметные коррективы. В результате Смуты и ее преодоления существенно изменилось соотношение сил между различными сословиями и их степень участия в политической жизни.
Пресечение династии Рюриковичей в конце XVI в. сыграло особую роль в изменении представлений о характере царской власти. Рюриковичи воспринимали власть как родовое право на владение Русской землей, и власть считалась им данной от бога. Новый, избранный, царь не мог рассматриваться как «вотчинник». Он теперь становился «царем-батюшкой», «отцом народа», который обязан заботится о своих «детях», учитывать их мнение и хранить идеал «правды». Иначе говоря, в общественном сознании укрепилась мысль о том, что власть дана народом («всей землей»), и поэтому народ имеет право влиять на эту власть.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 287;