II (VII 6) T II (VII 6) T6
В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.
Септаккорды лада
Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.
Таблица септаккордов мажорного лада
Виды септаккордов | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном мажоре | в гармоническом мажоре | в мелодическом мажоре | |
б. маж. 7-акк. | I. IV | I | нет |
м. маж. 7-акк. | V | V | I, VII^ |
б. мин. 7-акк. | нет | IV | IV |
м. мин. 7 акк. | II, III, VI | III | V |
м. 7-акк. с ум. 5 | VII | II | II, III |
ум. 7-акк. | нет | VIIг | нет |
ув. 7-акк. | нет | VI | VI |
Таблица септаккордов минорного лада
Виды септаккордов | На каких ступенях строятся | ||
в натуральном миноре | в гармоническом миноре | в мелодическом миноре | |
б. маж. 7-акк. | III, VI | VI | нет |
м. маж. 7-акк. | VII | Vг | IVм, Vг |
б. мин. 7-акк. | нет | Iг | Iг |
м. мин. 7-акк. | I, IV, V | IV | IIм |
м. 7-акк. с ум. 5 | II | II | VI , VII |
ум. 7-акк. | нет | VII | нет |
ув. 7-акк. | нет | IIIг | IIIг |
Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:
а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;
б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:
малый мажорный септаккорд — на V ступени,
малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,
уменьшенный септаккорд — на VII ступени;
эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;
в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.
Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).
Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 2268;