ОПЕРЫ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. В. ГОГОЛЯ
Вопросы к опере«Майская ночь»[1880]
(по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»)
(муз. Н. А. Римский-Корсаков, дир. Ф. П. Коробов, реж. А. Б. Титель, 2010)
1. Как Вы думаете, на своём ли месте Голова?
2. В связи с чем Панночка и русалки появляются именно там и в то время, в какое появляются?
3. Свадьба Левко и Ганны состоялась благодаря чуду?
4. Можно ли порадоваться за Панночку в финале повести?
5. О чём, как Вы считаете, эта повесть Н. В. Гоголя и опера на её основе?
6. В чём, по-Вашему, состоит главная особенность малороссийской культуры?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Черевички»[1885]
(по мотивам повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
(муз. П. И. Чайковский, дир. А. М. Поляничко, реж. Ф. Замбелло, 2009)
1. Каждый из пришедших к Солохе оказывается в финале в глупом положении. В чём причина этого?
2. На кого из главных героев оперы по своему характеру более всего похожа Оксана? Почему Вакула влюбился именно в неё?
3. Почему Вакула в случае с Чубом, со Светлейшим, с чёртом, наконец, с Оксаной получает то, чего хочет? Какими качествами он обладает?
4. Как Вы считаете, почему чёрт в повести Н. В. Гоголя и в этой опере изображён таким комичным и безвредным?
5. О чём, как Вы считаете, эта повесть Н. В. Гоголя и опера на её основе?
6. В чём, по-Вашему, состоит главная особенность малороссийской культуры?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Нос»[1928]
(по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя)
(муз. Д. Д. Шостакович, дир. Г. Н. Рождественский, реж. Б. А. Покровский, Ю. К. Богатыренко, 1979)
1. Почему Прасковья Осиповна гневается на Ивана Яковлевича — только ли из-за обнаруженного отрезанного носа?
2. Как Вы думаете, почему нос пропал именно у Платона Кузьмича Ковалёва?
3. Почему на нос, который зашёл на службу в Казанский собор, никто сначала не обращает никакого внимания? Что спасает его от разоблачения?
4. По словам Д. Д. Шостаковича, задачей оперы было сатирическое изображение эпохи Николая I. В чём выразилась это сатирическое изображение?
5. Зачем Д. Д. Шостаковичу понадобилось так много персонажей для этой оперы?
6. С какой целью Н. В. Гоголь в конце повести говорит о том, что от таких сюжетов «пользы отечеству решительно никакой»?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Мёртвые души»[1976]
(по мотивам одноимённой поэмы Н. В. Гоголя)
(муз. Р. К. Щедрин, дир. В. А. Гергиев, реж. В. А. Бархатов, 2012)
1. Помещики, у которых Чичиков покупает мёртвые души, разные и непростые люди. Как ему удаётся с ними сторговываться?
2. То, что Чичиков покупает мёртвые души, смутило лишь Манилова. Почему помещики реагируют на чичиковское предложение как ни в чём не бывало?
3. Почему предположения городских чиновников относительно того, кто такой Чичиков, одно абсурднее другого?
4. Определение «мёртвые души» приложимо также к помещикам, которых посещает Чичиков. Кто, по-Вашему мнению, самый погибший из них и почему?
5. Какую роль играют в этой опере портреты на стенах?
6. В поэме Н. В. Гоголя важное место занимают поэтичные авторские отступления. В этой опере их нет. Почему? Есть ли что-то, что их отчасти заменяет?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 319;