ОПЕРЫ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. ПУШКИНА
Вопросы к опере«Руслан и Людмила»[1842]
(по мотивам одноимённой поэмы А. С. Пушкина)
(муз. М. И. Глинка, дир. В. А. Гергиев, реж. Л. Мансури, 1995)
1. Что объединяет всех отрицательных персонажей этой оперы?
2. Какое чувство Вы испытываете по отношению к Наине? Почему?
3. Чем похожи Руслан и Ратмир?
4. Что привлекает в Людмиле Руслана, Ратмира, Фарлафа и Черномора? Что такого особенного в её характере?
5. О поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» можно говорить как о национальной или патриотической. Докажите, что это действительно так.
6. О чём, как Вы считаете, эта поэма А. С. Пушкина и опера на её основе?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Русалка»[1855]
(по мотивам неоконченной драмы А. С. Пушкина)
(муз. А. С. Даргомыжский, дир. А. И. Рудин, реж. С. Новиков, 2017)
1. Князь говорит Наташе, что вынужден жениться на другой. Как Вы думаете, это действительно так?
2. Любит ли, по-Вашему, мельник свою дочь? Да? Нет? Почему?
3. Наташа утопилась. Судя по последствиям, это было хорошее решение? Нет? Почему? Были ли у неё другие варианты?
4. Кого Вам больше всего жаль в этой истории? Почему?
5. Обошлась бы, по-Вашему, эта история без мистицизма? Да? Нет? Почему?
6. В этой постановке авторы изменили трактовку финала оперы А. С. Даргомыжского. Как Вы к этому относитесь?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Борис Годунов»[1869]
(по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина)
(муз. М. П. Мусоргский, дир. В. А. Гергиев, реж. А. А. Тарковский, 1990)
1. Григорий Отрепьев — лжецарь. Благодаря чему он оказался на российском престоле?
2. Узнав о том, что в Литве объявился некий самозванец, взявший имя умершего царевича Димитрия, Борис Годунов перестаёт верить князю Василию Шуйскому. Почему?
3. Чем похожи Григорий Отрепьев и Марина Мнишек?
4. Почему голосом правды для царя Бориса становится голос юродивого и почему царь не велит этого юродивого казнить?
5. Народ идёт за самозванцем свергать царя Бориса. Станет ли жизнь народа лучше? Нет? Почему?
6. О чём, как Вы думаете, написал эту трагедию А. С. Пушкин?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Каменный гость»[1869]
(по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина)
(муз. А. С. Даргомыжский, дир. М. Ф. Эрмлер, реж. О. М. Моралёв, 1979)
1. Русская традиция написания имени главного героя этой пьесы — «Жуан». Зачем А. С. Пушкин меняет транскрипцию его имени?
2. Дон Гуан убивает дона Карлоса. Лаура скоро успокаивается, при этом труп остаётся до рассвета в её доме. В Испании так легко относятся к смерти?
3. Дон Гуан видел, что статуя командора кивнула в ответ на его приглашение. Почему он не остановился и пошёл к донне Анне?
4. Есть разные истолкования образа дона Жуана (Гуана). Кто он, по-Вашему?
5. Жаль ли Вам тех женщин, которых оставил дон Гуан? Нет? Почему?
6. Как Вы думаете, почему расплата за злодеяния для дона Гуана пришла в виде статуи?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Кавказский пленник»[1874]
(по мотивам одноимённой поэмы А. С. Пушкина [а также — в данной постановке — поэмы М. Ю. Лермонтова и повести Л. Н. Толстого])
(муз. Ц. А. Кюи, дир. А. Х. Косинский, реж. Н. Кунингас, 2018)
1. Что способствовало тому, что Фатима полюбила русского пленника?
2. Заслужил ли русский пленник спасение?
3. По-Вашему, Фатима совершила предательство?
4. Когда смотришь эту оперу, вспоминается слово «политкорректность». Что Вы думаете по этому поводу?
5. Какой смысл заложен в названии этой поэмы А. С. Пушкина и оперы на её основе?
6. Авторы этой постановки предложили другой финал оперы Ц. А. Кюи? Что изменилось по форме и по сути?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Евгений Онегин»[1878]
(по мотивам одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина)
(муз. П. И. Чайковский, дир. В. А. Гергиев, реж. Ф. Шоу, 2013)
1. Евгений Онегин и Владимир Ленский дружат. Почему же Ленский погиб от руки Онегина?
2. А. С. Пушкин создал слегка пародийный образ Ленского как эпигона романтической поэзии. Но в знаменитой арии Ленского («Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?..») П. И. Чайковский предлагает, напротив, иноё истолкование этого образа. Какое? Почему композитор так делает?
3. В разговоре с кем Татьяна слышит свою будущую судьбу?
4. Как Вы думаете, верное ли приняла решение Татьяна, отвергнув любовь Онегина?
5. Жалко ли Вам Онегина? Нет? Почему?
6. Про роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина говорят как про «энциклопедию русской жизни». Производит ли такое впечатление опера П. И. Чайковского? Нет? Почему?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Мазепа»[1883]
(по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Полтава»)
(муз. П. И. Чайковский, дир. В. А. Гергиев, реж. Б. Лардж, 1996)
1. Кто, по-Вашему, прав, а кто не прав в ситуации с Марией, ушедшей от родителей к гетману Мазепе? Почему?
2. Почему и зачем гетман Мазепа хочет перейти на сторону шведов?
3. Почему Пётр I не поверил Кочубею?
4. Какой, по-Вашему, смысл в образе пьяного казака?
5. Мазепа сильно любил Марию, всё был готов для неё сделать. Почему он её потерял?
6. Как Вы думаете, насколько эта опера актуальна сегодня? Почему?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Пиковая дама»[1890]
(по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина)
(муз. П. И. Чайковский, дир. В. А. Гергиев, реж. Ю. А. Темирканов, 1992)
1. Много кто беден, много кто влюблён, но почему именно у Германа такие сильные страсти?
2. Почему Лиза, которую и Елецкий, и Герман называют ангелом, выбирает не влюблённого в неё Елецкого, а демонического Германа?
3. Судя по тому, что и как говорит графиня, она кажется просто пошлой старухой. Но почему же Герман не может оторвать взгляда от её портрета?
4. Как связан со всей этой историей город, в котором происходит действие?
5. Если бы Лиза не погибла, а Герман выиграл бы деньги, были бы они счастливы?
6. Герман сам выбрал свою судьбу, но кто ещё ответственен за ту трагедию, что случилась с ним и с Лизой?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Алеко»
(по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»)
(муз. С. В. Рахманинов, дир. Ю. Г. Каспаров, реж. М. С. Ковальчик, 2010)
1. Почему Земфире, помимо того, что она полюбила другого, постыл Алеко?
2. Кто или что является первопричиной разыгравшейся трагедии? Почему?
3. Цыгане не мстят Алеко. Почему?
4. Кого можно пожалеть в этой истории?
5. Какие строки, по Вашему мнению, являются ключевыми для понимания смысла этой пушкинской поэмы и рахманиновской оперы?
6. А. С. Пушкин назвал свою поэму «Цыганы», С. В. Рахманинов свою оперу – «Алеко». Что изменилось?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Моцарт и Сальери»[1897]
(по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина)
(муз. Н. А. Римский-Корсаков, дир. Р. З. Вартанян, реж. Г. Г. Панков, 1981)
1. Почему Моцарт любит Сальери и дружит с ним? И почему Сальери любит Моцарта и дружит с ним?
2. Прав ли Сальери, считая, что Моцарт «недостоин сам себя»? что небо несправедливо, дав дар Моцарту, а не ему ― «поверившему алгеброй гармонию»?
3. Почему Моцарту интересно слушать уличного скрипача?
4. Моцарт — человек искусства, у него развита интуиция. Почему он не чувствует, что Сальери против него что-то задумал?
5. Назовите все причины, из-за которых Сальери убивает Моцарта.
6. Могут ли, по Вашему мнению, быть совместимыми гений и злодейство?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Сказка о царе Салтане»[1900]
(по мотивам одноимённой сказки А. С. Пушкина)
(муз. Н. А. Римский-Корсаков, дир. В. А. Гергиев, реж. А. В. Петров, 2018)
1. Вам не кажется, что решение царя Салтана, когда он вдруг определил судьбы трёх сестёр, произвольно и ничем не обосновано? Мало ли что кто сказал?
2. Почему козни сестёр и Бабарихи оказались возможны в царстве Салтана?
3. Почему все злодеяния сестёр и Бабарихи в конце концов рассыпались?
4. Главные герои этой оперы, по-Вашему, заслужили счастье? Нет? Почему?
5. Почему сестёр и Бабариху простили? Правильно ли, по-Вашему, что простили?
6. О чём, как Вы считаете, эта сказка А. С. Пушкина и опера на её основе?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Скупой рыцарь»[1904]
(по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина)
(муз. С. В. Рахманинов, дир. В. М. Юровский, реж. А. Арден, 2004)
1. Барон считает своего сына безумцем и расточителем. По-Вашему, он прав? Да? Нет? Почему?
2. Альбер отвергает предложение ростовщика насчёт капель. Как Вы считаете, почему он это делает? Он искренен?
3. В этой пьесе и опере на её основе есть два персонажа, которые занимаются накоплением денег. Чем они похожи и чем отличаются?
4. Судя по монологу барона в подвале, каково одно из его главных качеств (если вынести за скобки скупость)?
5. Чем похожи и чем отличаются пушкинский барон и гоголевский Плюшкин?
6. О чём, как Вы думаете, написал эту трагедию А. С. Пушкин?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Вопросы к опере«Золотой петушок»[1908]
(по мотивам «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина)
(муз. Н. А. Римский-Корсаков, дир. В. А. Гергиев, реж. А. О. Матисон, 2017)
1. Чем царь Додон отличается от своих сыновей?
2. Как Вы думаете, есть ли в этой сказке и опере положительный персонаж? Нет? Почему?
3. Кого Вам больше всего жаль в «Золотом петушке»? Почему?
4. А. А. Ахматова видела в этой истории политический подтекст. О чём может идти речь?
5. О чём, как Вы считаете, эта сказка А. С. Пушкина и опера на её основе?
6. В чём, по-Вашему, состоит символизм образа Золотого петушка?
7. Какой музыкальный фрагмент в этой опере понравился Вам больше всего и почему?
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 309;