Философия и религия
Философия
Характерной особенностью культуры Возрождения являлось то, что она базировалась на теоретическом фундаменте. Отсюда громадное значение философии, которая и призвана была дать обоснование важнейших черт новой культуры, и в первую очередь нового человека: если искусство создавало зримый образ этого человека, то философия описывала его на языке предельно абстрактных понятий. При этом между философией и искусством существовала теснейшая связь, которая выражалась прежде всего во взаимопроникновении, взаимооплодотворении, взаимообогащении. Художники, как правило, были знакомы со всеми наиболее яркими философскими идеями, а философы жили и творили в гуще художественной жизни. Очень часто философская и художественная деятельность, да впридачу еще научная и инженерная совмещались в одном лице (Леонардо да Винчи).
Парадокс, однако, заключается в том, что, несмотря на очевидно выдающуюся роль философии в культуре Возрождения, исследователи в течение долгого времени отказывали ей в оригинальности. «От Гегеля до Бертрана Рассела часто повторялось мнение, что Возрождение не произвело на свет в сфере чистой мысли ничего принципиально нового или хотя бы действительно заслуживающего внимания философии. Это мнение было авторитетно подкреплено Якобом Буркхардтом, полагавшим, что Возрождение выразило себя не в философских спекуляциях и теоретических формулах, а в практической позиции по отрошению к миру. Начиная с Э. Кассирера была, однако, произведена энергичная переоценка и флорентийского неоплатонизма, и натурфилософии XVI в. Ренессансной философии теперь как будто бы воздано должное. Но в основу переоценки (за немногим исключением) кладутся обычно прежние анахронистичные критерии оригинальности: выражение новых идей в системных, законченных формах»[268].
«Историки философии искали у возрожденческих мыслителей свежие выводы и доводы, внутреннюю законченность — и были разочарованы или старались реконструировать все это, невзирая на вавилонское смешение, разноголосицу и противоречия». Однако к ренессансной мысли, как справедливо подчеркивает Л. М. Баткин, надо подходить иначе и видеть «в ее эклектизме не просто межеумочный плод переходной поры, не только проявление, так сказать, идеологической либерализации, но и, прежде всего, твердую логику творчества, структурообразующий принцип всемирно значимого типа культуры»[269].
Эти положения являются развитием тех подходов, которые выработал один из виднейших исследователей культуры Возрождения — Эудженио Гарэн. Полемизируя против обвинений ренессансных мыслителей в философском дилетантизме, Э. Гарэн отмечал, что эта ситуация объясняется тем, что «философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений, несистематических, открытых, проблематичных и прагматических»[270]. По мысли Гарэна, «...гуманисты выносят приговор тому типу философии, который господствовал на протяжении четырех столетий, являясь тормозом свободной мысли. Поэтому гуманисты не захотели отказываться от того, чем обычно жертвуют — собственным образом мысли — ради построения грандиозных «соборных идей», ради большей систематизации логики и теологии, такой философии, которая сводит к «сумме» любую проблему»[271].
Каковы же те основные идеи, которые, несмотря на видимую эклектичность, придавали ренессансной философии внутреннюю цельность?
Это, прежде всего, антропоцентризм — принцип, согласно которому человек является центром мироздания. Наиболее концентрированное его выражение — цитированный выше фрагмент из речи «О достоинстве человека» Пико делла Мирандоллы.
Это, во-вторых, комплекс идей, смысл которых можно выразить формулой «индивидуалистический гуманизм», т. е. провозглашение высшей ценностью культуры человека во всем богатстве проявления его сущностных сил, с превалированием, однако, тех из них, которые связаны с его индивидуальностью, его личными интересами, его творческими устремлениями, с заметным пренебрежением к таким понятиям, как дисциплина, норма, общественный интерес.
Производными от названных являлись такие проблемы ренессансной философской мысли, как соотношение духа и тела, фортуны (судьбы) и человеческой свободы, эмоционального и рационального в человеческой духовности.
Культ разума в соединении с культовым отношением к миру человеческих чувств приводили к тому, что важнейшими философскими категориями становились «любовь» и «красота».
Столь же значимой, как и в средние века, но совсем иначе решавшейся, являлась проблема веры и знания. При этом Ренессанс отказывался и от рационализма Фомы Аквинского, и от иррационализма тертуллиановского толка. Идея веры была согрета, укреплена и очеловечена идеей любви.
Сквозной идеей ренессансного философствования был бог и его связь с природой и человеком.
Идея бога сочеталась с антиклерикальным характером ренессансной философии. Другая отличительная ее черта — антисхоластический характер.
Каковы же теоретические и методологические основы ренессансной философии?
Довольно содержательный ответ на этот вопрос дает уже философия Николая Кузанского (1401 – 1464), которая считается пограничной между средневековой схоластикой и философией гуманизма. Его биография характерна для эпохи Возрождения. Сын немецкого рыбака, родившийся в Кузе на Мозеле (настоящее его имя Николай Кребс), он стал кардиналом римской церкви, при этом был сторонником веротерпимости.
Базовый принцип философии Николая Кузанского — пантеизм, который выражался в формуле «бог во всех вещах, как все они в нем». Уже в этой формуле содержится главный момент методологии Кузанского: диалектическая идея о совпадении противоположностей. Ее он стремился доказать, в первую очередь, данными математики. Вместе с тем он подчеркивал, что одной математикой здесь не обойтись, нужна и такая мощная человеческая способность, как интуиция, ибо, на взгляд Кузанского, только интуитивным путем человек доходит до понимания того, что в высшем единстве мира совпадают противоположности.
Кроме того, Николай Кузанский высоко ценил значение опыта, ратовал за применение эксперимента в естествознании. Именно на этой основе, а не путем схоластических рассуждений возможно, на его взгляд, познание высших истин, которое, однако, никогда не бывает окончательным, завершенным. Это «ученое незнание», как его называл Кузанский, он противопоставлял схоластическому «знанию».
Одним из самых влиятельных течений в философии Ренессанса был неоплатонизм.
О прямой связи возрожденческой философии с Платоном говорит основание Марсилио Фичино в 1459 г. во Флоренции Платоновской академии. Однако теория идей Платона, его этика и эстетика не могли уже восприниматься философами Возрождения без учета той довольно решительной переработки, которой его подвергли философы, образовавшие школу неоплатоников (середина III — середина VI вв.). Ее представители Плотин (205 – 270 гг.), Порфирий (232 – 304 гг.), Ямвлих (ум. ок. 330 г.), Прокл (410 – 485 гг.) соединили учение Платона с некоторыми идеями Аристотеля, стоиков, пифагорийцев и все это в сильнейшей степени сдобрили восточной и христианской мистикой и религией.
Как известно, неоплатоники находились в сложных отношениях с христианством. Один из них — Порфирий — даже написал полемическое сочинение «Против Христа» (448 г.), которое, правда, было уничтожено и безвозвратно утрачено. Зато Прокл, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета, напротив, явился автором произведения «Теологическое учение об элементах», которое рассматривалось средневековыми христианскими теологами в качестве основного сочинения.
Вот это сложное, неоднозначное отношение к христианству унаследовали от неоплатонизма и философы Возрождения. Вместе с тем философы Возрождения довольно далеко ушли от неоплатоников в решении проблемы души и тела. Например, основатель неоплатонизма Плотин такое большое значение уделял одухотворению, что стыдился своего тела. Философам Ренессанса это не было свойственно ни в малейшей степени: высоко превознося человеческий дух, они не менее высоко чтили человеческое тело как одно из реальных воплощений идеи красоты.
Возрожденцы не разделяли также и неоплатоническую идею антагонизма божественной первосущности и материи. Согласно Плотину, материя возникает как низшая ступень эманации (т. е. истечения, изменения) божественной первосущности, она (материя) есть злое, «несуществующее», абсолютное отрицание божественной первосущности. Возрожденческие неоплатоники, и в первую очередь виднейший из них — Марсилио Фичино — тоже считали материю пассивной, косной, бессильной без бога. Но в то же время они полагали, что и божественное начало нуждается в материи, дабы явить свою полноту и совершенство в творении (подробнее об этом см. разд. 3.6.2).
Несколько меньшую, чем неоплатонизм, но все-таки довольно значительную роль в возрожденческой философии играл неоаристотелизм. Его виднейший представитель Пьетро Помпонацци (1462 – 1524) воспринял учение Аристотеля так же, как и неоплатоники учение Платона, через позднюю античность, и в частности через учение Александра Афродизийского (198 – 211 гг.). Вслед за своим учителем Помпонацци отрицал бессмертие человеческой души и соответственно не признавал религиозную мораль, греха и наказания за него или воздаяния за благочестие в потустороннем мире. Против неизбежных в этом случае нападок церкви Помпонацци защищался при помощи учения о двойственной истине, согласно которому одно и то же положение может быть истинным с точки зрения теологии и ложным с точки зрения философии, и наоборот, поскольку у теологии и философии разные критерии истины.
Верный духу научности, первоисточником которого в европейской культуре было учение Аристотеля, П. Помпонацци отрицал возможность существования сверхприродных явлений.
Стремление к научности причудливым образом сочеталось у философов Возрождения с интересом к оккультизму. В основе оккультизма (от лат. occultus — тайный, сокровенный) лежит теоретическое положение, согласно которому все вещи составляют единое целое и между ними существуют необходимые, целенаправленные, скрытые связи, не являющиеся ни пространственными, ни временными. Практическая сторона оккультизма связана со стремлением вскрыть эти тайные связи и использовать их. Поскольку они дают знать о себе различными звуковыми и световыми сигналами, возникновением новых материальных форм (материализацией), зачастую персонифицированных, то для их обнаружения и стимулирования их появления оккультистами использовались не только заклинания, но и различные манипуляции с химическими веществами, наблюдения и эксперимент. Таким образом, учение оккультизма о всеобщих скрытых связях и необходимости их выявления косвенно способствовало вызреванию нового, экспериментального научного метода.
Интерес философов Возрождения к оккультизму был неразрывно связан и с их вниманием к герметике или герметизму. Название этого учения происходит от имени греческого бога наук и покровителя магии Гермеса Трисмегиста. Ему, считавшемуся посредником между богами и человеком, приписывалось авторство некоей совокупности трудов (corpus hermeticum), включавшему в себя более 40 арабских и латинских трактатов, появление которых относится к I в. н. э. В них содержалась мистическая теория познания и сотеориология — учение о спасении.
Пристальное внимание возрожденческих философов привлекал и зороастризм. Название этого учения происходит от имени Заратустры (греч. Зороастр) — пророка и реформатора древнеиранской религии. Согласно зороастризму, верховным божеством является Ормузд — добрый дух. Ему противостоит злой дух — Ариман. Человек не является пассивным наблюдателем или жертвой борьбы этих двух начал. Задача человека заключается в том, чтобы содействовать Ормузду и шести добрым духам-гениям, находящимся на его стороне. Это — правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долговечность. Одновременно человек должен противостоять Ариману и его злым гениям — гневу и лжи. Позднее знаменитый философ Фридрих Ницше дал одному из самых знаменитых своих произведений название «Так говорил Заратустра», поскольку, как считал Ницше, Заратустра первый увидел «в борьбе добра и зла истинную причину движения вещей». Возрожденцев же больше всего, видимо, привлекала идея зороастризма об активной роли человека и его влиянии на исход борьбы между добром и злом.
Заметное влияние на многих возрожденческих философов оказала каббала и соответственно каббалистика. Каббала (др.-евр. — предание, традиция) в широком смысле слова это свод религиозных заповедей, передававшихся в устной форме от поколения к поколению до появления письменно изложенных законов религии. В узком смысле каббала — свод сочинений, самое раннее из которых («Книга творения») относится к VIII или IX в., а самое позднее («Книга Зогара») (евр. — сияние) — к периоду около 1200 г. Согласно Каббале, мир происходит из некоего первоединого первоначала, которое порождает из чисел, форм и потоков света некий прообраз земного мира и земного человека Адама-Кадмона (евр. — первый человек). Цель человеческого развития заключается в достижении этого первоначального образца. Возможность решения этой задачи и одновременно ее трудность связаны с тем, что умом, душой и жизненной силой человек принадлежит ко всем трем мирам, возникшим из первомира, — миру форм, миру ангелов и миру материи.
Одной из составных частей Каббалы является учение о переселении душ. Самым же интригующим положением Каббалы было содержащееся в «Книге творения» утверждение, что в 10 цифрах и 22 буквах заключена основа всех вещей. Поэтому любимым занятием каббалистов было выведение формул различных вещей и процессов. При этом можно догадываться, что своим дальним прицелом эти занятия имели выведение формулы всего мироздания.
Известно, что особенно большое внимание уделял Каббале Пико делла Мирандола. Одновременно он выступал против астрологии за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности.
Очень мощной струей в потоке ренессансного философствования была натурфилософия, стремившаяся философски осмыслить и обобщить знания о природе, полученные из различных источников, и в первую очередь из науки.
Своеобразный итог развития философии в эпоху Возрождения был подведен Джордано Бруно (1548 – 1600). Элементы эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма он соединил с достижениями наук своего времени. В результате возникла грандиозная философская система, построенная на принципе пантезима. Основной его тезис: «Природа — это бог в вещах». Вселенная бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами движутся в ней по своим орбитам. Согласно Бруно, в мире нет ничего неживого, все одушевлено. Этот принцип всеобщей одушевленности называется гилозоизмом.
Методологической основой философии Д. Бруно явилась диалектика, понимаемая им как учение о противоположностях. Согласно Д. Бруно, тот, «кто хочет познать наибольшие тайны природы, должен рассматривать и наблюдать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей».
С пантеизмом Бруно тесно связано и его убеждение в том, что Бог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, изучая законы развития универсума и выстраивая свою жизнь в соответствии с ними. В соответствии с этим, как полагал Бруно, всякое познание естественного закона есть нравственное дело.
Как и многие другие философы Возрождения, Д. Бруно увлекался магией, оккультизмом, каббалистикой. О том, как все это оценила церковь, речь пойдет впереди.
Важной особенностью философии Бруно, подчеркивающей ее возрожденческий характер, является то, что свои идеи он зачастую выражал в поэтической форме и всегда с поэтическим воодушевлением.
Обращает на себя внимание, что выбор философских приоритетов обеспечивал возрожденческим мыслителям очень прочную укорененность во времени и пространстве культуры. Так, магия, оккультизм в варианте герметизма, зороастризма, орфизма, каббалистики связывала Ренессанс с древнейшими слоями западной и, что очень важно, восточной культуры, неоплатонизм — с античной в ее более ранних и более поздних модификациях, натурфилософия играла роль моста в будущее — в культуру нового времени с ее культом естественных наук. В связи с этим становился необходимым и аристотелизм, очищенный от средневековой схоластики и способный в результате играть роль методологической базы научных исследований.
На первый взгляд, самым странным и неожиданным среди ингредиентов философской мысли эпохи Возрождения представляется оккультизм, который обыденным сознанием воспринимается обычно как антипод науки и просвещения. Однако с точки зрения особенностей антропологической структуры культуры эпохи Возрождения, т. е. ее «человеческого измерения», все выглядит вполне закономерно и логично. Именно магия, зороастризм, каббалистика и тому подобные учения рассматривались мыслителями Возрождения как один из важнейших путей и способов реализации идеи о безграничном и безмерном могуществе человека, позволяющем ему раскрыть все тайны бытия и использовать эти знания в своих целях.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 331;