Биологическое – социальное
Понятие «телесное» зачастую употреблялось деятелями Возрождения и в другом смысле, как синоним чувственности биологического содержания. В отношении к этому феномену Возрождение гораздо более сдержанно, чем по отношению к телу как эстетическому предмету. Более того, в этом случае Возрождение зачастую более связано со средневековьем, чем во многих других. Так, Петрарка называет требования тела неукрощенным ослом и высказывает сожаление, что Боккаччо пускает гулять этого осла по страницам своего «Декамерона»[212]. Сам же Боккаччо, как известно, отрекся от своего произведения (9, 229)[213]. Более того, в поведении многих титанов Возрождения можно заметить черты средневекового аскетизма. Так, тот же Петрарка, по рассказам современников, «сумел превратить свое тело в послушное орудие своего духа: он мало спал, вставал, даже зимою, при сильной стуже до света, покидал свое ложе как только просыпался и уходил заниматься в библиотеку. Он разрешал себе только самый необходимый покой»[214].
Согласно Николаю Кузанскому, все природное в человеке (биологическое в нашей терминологии) должно преодолеваться и преодолевается, но не за счет социума, а за счет личных, индивидуальных творческих усилий. По Н. Кузанскому, люди, не имеющие сил искать, стучаться, творить, довольствуются своей принадлежностью к природе. Но тот, кто ищет и действует, получает помимо природного дара, принятого им вместе со своим рождением, второй дар — света. Мир не в своей абсолютности, а в своей конкретности предстает такому сознанию как теофания, т. е. каждая вещь в нем приобретает значимость, выражение, начинает светиться своим внутренним смыслом, светом истины[215].
Таким образом, в возрожденческой культуре биологическое, природное в человеке противопоставляется не социальному, а опять-таки индивидуально-личностному. Проблема социальности вообще не особенно волновала мыслителей Ренессанса. Исключение составляет, пожалуй, Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Через все его произведения проходит идея об изначально дурной природе человека, которая и есть источник социальной напряженности. «Причина этому та, что природа создала людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть. А так как желание приобретать всегда больше соответственной возможности, то следствием сего оказывается их неудовлетворенность тем, чем они владеют, и недовольство собственным состоянием. Этим порождаются перемены в человеческих судьбах, ибо по причине того, что одна часть граждан жаждет иметь еще больше, а другая боится утратить приобретенное, люди доходят до вражды и войны, каковая одну страну губит, другую возвеличивает»[216]. Социальной силой, которая может обуздать порочную природу человека, является, по Макиавелли, власть мудрого государя.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 322;