ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ


В ряде исследований предприняты попытки изучить те пред­ставления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарно­стью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачас­тую не соответствуют действительности. (Т.А.Березина,Е.С.Бабунова, Т.М.Баринова, Н.В.Демидова). Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивле­ния, поскольку в общеобразовательных программах для дошколь­ных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.

В последние годы создаются программы знакомства детей с окружающим миром, в которых представлены знания о семье (О.К.Васильева, С.А.Козлова). В этом отношении особо следует отметить программуС.А. Козловой « Я - Человек». Формирование ребенка как полноценного члена семьи автор рассматривает в ло­гике созидания Человека в Человеке, воспитания гражданина Ро­дины и жителя планеты Земля. Знания о семье сосредоточены в специальной теме «Моя семья, моя родословная» и «рассыпаны» в других разделах. На протяжении всей программы проводятся идеи о ценности содержательного досуга в семье, о необходимости да­рить радость близким, понимать их настроение и т.д. Раздел «Что я знаю о себе» написан от лица ребенка, тем самым знания о семье представлены как бы в зеркале детского восприятия. Это, несо­мненно, «натолкнет» педагога на максимальную активизацию лич­ного опыта каждого воспитанника, побудит к использованию ху­дожественных средств, будирующих детское воображение.

Своеобразная «программа» формирования у детей представле­ний о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержит­ся в народной педагогике. Из курса дошкольной педагогики вы знаете, что народ не создал книг о том, как надо воспитывать де­тей. Но зато оставил в наследство много произведений материаль­ной и духовной культуры, анализируя которые ученые сформули­ровали основные положения народной педагогики. Обращение к произведениям устного народного творчества (сказкам, послови­цам, пестушкам, потягушкам, закличкам и др.) позволяет просле­дить, как народ с малых лет вводил ребенка в мир семейной жизни.

До детей дошкольного возраста важно донести саму суть поня­тия «семья», и поддержкой в этом будут произведения устного на­родного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражаю­щие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служат основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Раньше семья была много­детной (здесь уместно ознакомление с пословицами), теперь в семь­ях не более одного-двух детей. Раньше дети трудились вместе с ро­дителями, нянчили своих младших братьев и сестер, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений (например, А.Барто, Е.Пермяка, В. Осеевой и др.) поможет педаго­гу активизировать личный опыт детей с целью осознания ими сво­его места в системе семейных отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным», «быть любезным» родным людям. Однако и раньше и теперь в семье - одинаковые беды: дети-сироты, «плохие» дети. Проблема детей-сирот сегодня особо актуальна. Задача педа­гога - помочь детям понять не столько умом, сколько сердцем, что значит народная мудрость: «В сиротстве жить - слезы лить». Чте­ние и обсуждение любимых сказок (например, «Хаврошечка», «Золушка»), анализ пословиц соответствующего содержания долж­ны прежде всего пробудить у ребенка чувство сострадания, стрем­ление быть внимательным к окружающим детям, оказывать по­мощь тому, кто в ней нуждается.

В арсенале педагога имеется немало художественных произведе­ний, опираясь на которые он формирует у воспитанников пред­ставления о «хороших» и «плохих» детях. Назовем некоторые из произведений, список которых советуем продолжить: «Пудин и Ля­гушка» (нанайская сказка), «Три сестры» (татарская сказка), «Лас­точка» (корейская сказка), «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. По­знакомив детей с некоторыми из этих произведений, педагог помо­гает детям разобраться в поступках, поведении персонажей, выска­зать свое отношение к ним. Далее подводит детей к самостоятель­ным выводам о том, что значит «плохие» дети, «хорошие» дети, связав эти выводы с особенностями поступков, чувств, отношений к другим людям. Старшему дошкольнику вполне доступно пораз­мышлять над пословицей «Добрые дети - делу венец, плохие дети - дому конец», а затем подумать над тем, какой он сын (дочь), внук (внучка), что он делает хорошего для своих близких, чем может их порадовать.

В народной педагогике, как, впрочем, и во всей культуре наро­да, особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, ро­дительский дом). О нем есть сказки, много пословиц, которые пе­дагог использует в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ (кирпичные, деревянные дома, хижины, юрты и т.д.), а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи (живут люди, семьи, родители заботятся о детях, друг друге). Далее можно провести серию бесед (о домашнем хозяйстве, распределении обязанностей по дому, праздниках, досуге и т.д.), воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям -одна из задач педагога.

Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь неоцени­мы повседневные жизненные ситуации. Так, вечером педагог напо­минает детям, что скоро за ними придут родители, с которыми они не виделись целый день, поэтому надо ласково поздороваться, внимательно посмотреть в лицо, узнать, какое настроение, не тре­бовать сладости, самостоятельно одеться и т.д. Сам педагог подает детям пример, приветливо встречая тех, кто приходит за детьми, спрашивая пожилых людей о здоровье, предлагая им сесть, на прощание желает доброго пути.

Целесообразно создавать специальные ситуации, которые ста­вят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того чтобы порадовать их, доставить удо­вольствие. Например, перед Днем матери, Женским днем 8 Марта педагог заранее предупреждает детей, что им предстоит делать су­вениры женщинам своей семьи. Чтобы подарок был приятен, вы­звал радость, надо знать, что именно будет приятно маме, бабушке, сестренке, тете. Тогда не будет одинаковых обезличенных подар­ков, а в каждом из них будет заключен индивидуальный смысл. Например, Саша говорит: «Мама очень любит читать, она обраду­ется, если я сделаю закладку в книгу. Бабушке можно нарисовать цветы, она их очень любит. А сестренке Катюше я сделаю корзи­ночку, она будет с ней играть!»

Углублению интереса детей к эмоциональному состоянию близ­ких людей служат мини-этюды, направленные на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими: «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реаги­ровать на них (О.К.Васильева). С помощью этюдов дети учатся пе­редавать, распознавать радость, волнение, усталость, тревогу, страх. Можно использовать игровые тренинга типа «Назови лас­ково близких и родных», «Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку)», «Чей ты помощник дома», задания, требующие закончить предложения типа «Если мама огорчена, я...», «Если бабушка устала, я...». Целесообразно использовать и дидактический театр, как-то: «Подготовка ко дню рождения», «Приятный сюрприз мама (папе, бабушке)», «Делу время - потехе час».

Для формирования у детей представлений о семье необходимо освоить комплекс методов и приемов. Переоценка словесных мето­дов, что достаточно часто имеет место в современном дошкольном учреждении, приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», участие в концерте «Песни моей семьи», изготовление сувениров, подарков, выращивание растений и др.).

Многие авторы (Р.И.Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М.Ива­нова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формиро­вании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотноше­ниях. Известно, что игры на семейную, бытовую тематику наиболее распространенные на протяжении всего дошкольного возраста. Но, как выявили специальные исследования, они отличаются бедно­стью и однообразием содержания. Часто линия «мама-папа» раз­вивается в негативном плане: командные нотки «мамы», ее стрем­ление повелевать, подчинить себе «папу». Мальчики плохо пред­ставляют себе, в чем заключается роль «папы». Уходя на «работу», они не возвращаются в «семью», отвлекаясь на другие игры, и т.д. С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффек­тивными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родил­ся ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о до­суге. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

В последнее время детей стали привлекать к различным формам работы, которые помогают им проникнуть в свои генеалогические корни. Конечно, такая работа должна вестись в семье, но многие родители не понимают ее необходимости, не знают, как правильно к ней подступиться. Поэтому педагог показывает направления, возможные формы «путешествия» ребенка в историю семьи, а ро­дители продолжают ее дома.

Для уточнения смысла понятия «семья» используется наглядный материал с изображением членов семьи, относящихся к трем поко­лениям (мама, папа, их родители, дети). Далее целесообразно при­бегнуть к моделированию. Педагог предлагает детям составить мо­дель семьи, состоящей из трех поколений. Каждое поколение обо­значено фишкой своего цвета. Раскладывая фишки, а затем подби­рая изображения членов семьи, ребенок выстраивает ее модель, на­зывая при этом, кто кому кем приходится. Но это семья абстракт­ная. Следующий шаг - к модели своей семьи, которую ребенок вы­кладывает рядом, называя имена, отчества членов семьи, их соци­альные роли, определяя при этом кем он приходится своим родным (сын, внук, племянник, брат). Тут, как правило, ребенка «подкарауливают» трудности - не знает имена и отчества всех сво­их близких. И педагог в этом помочь не может. Создается ситуа­ция, когда ребенок наглядно убеждается, что такое семейная па­мять, кто является ее носителем. Появляется естественная потреб­ность обратиться за помощью к родителям. Педагог беседует с детьми, что значит отчество (наименование по отцу), рассказывает, что звать людей не только по имени, но и по отчеству - особен­ность русского и некоторых других народов. Называя отчество че­ловека, люди вспоминают его отца, выражают уважение к его кор­ням. Здесь уместно поговорить о фамилии, которая также переда­ется от отца к сыну. Если в группе есть дети с фамилиями, вызы­вающими у окружающих улыбку, смех, уместно провести соответ­ствующую работу. Суть ее в том, чтобы дети поняли, что человек, даже совсем маленький, все родственники, носящие одну фамилию, украшают или позорят ее (элементарное понятие о чести семьи). Завершить беседу целесообразно чтением С.В.Михалкова «Финтифлюшкин».

Дальнейшее изучение своей родословной следует продолжить в семье. Педагоги рекомендуют родителям оформить семейный аль­бом «Наша родословная», составить генеалогическое древо с ис­пользованием фотографий. С целью поддержания интереса к родо­словной своей семьи детям можно предложить задания типа «Самый старший (младший) член нашей семьи», «О папах (мамах) моих ро­дителей», «Защитники Родины в нашей семье», «Наши семейные имена (профессии, увлечения)», изготовить коллаж «Моя семья».

В ходе совместной работы дошкольного учреждения и родите­лей дети подводятся к первоначальному, еще очень элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, опреде­ляют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный ре­зультат такой работы: создается реальная возможность ввести де­тей в особенности родственных отношений, помочь им понять не­обходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей склады­ваются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. На­пример, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья.



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 314;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.