СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
У ребенка рано складывается эмоциональное отношение к близким, которое «окрашивает» его представления о родителях, других членах семьи, о своем доме и т.д. Эти представления во всем их своеобразии могут пролить свет на те стороны семьи, домашнего воспитания, которые по другим каналам изучить трудно. Как, например, узнать, кто из членов семьи является особо значимым для ребенка, к кому он испытывает привязанность, как видит свое место в семье и т.д.? Конечно, об этом и многом другом, связанном с эмоциональными привязанностями ребенка, со степенью его приятия-неприятия в семье и т.д., можно расспросить родителей, бабушку, дедушку и других родственников, но тогда мы получим их видение проблемы, которое не всегда отражает истинное положение дел. Поэтому имеются специальные методики, с помощью которых изучается эмоциональное благополучие ребенка в семье, его представления о своем месте в семейном коллективе, о доме, близких людях и т.д.
Рисуночная методика. Ребенку предлагают нарисовать свою семью, не наводя его на мысль, кого или что он может рисовать: «Рисуй так, как тебе хочется». По окончании рисунка уточняются некоторые детали, ребенок называет изображенных членов семьи («Это мама, это я»). Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, как расположены, как сгруппированы члены семьи, насколько удалены друг от друга, место нахождения самого ребенка среди них, с кого ребенок начал рисовать семью, на ком кончает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом, кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, а кто вырисован до деталей и т.д.
Психологи научились «считывать» заключенный в детском рисунке смысл. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных взаимоотношений, в которые вовлечен маленький художник. Если же на рисунке отсутствует сам художник, то это сигнал конфликта между ним и семьей или кем-то из ее членов. Таким способом ребенок выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье. Впрочем, когда ребенок вместо семьи рисует только одного себя, то это - крик одиночества, грозный признак семейного неблагополучия. Рисунок без кого-то из родителей или других реальных членов семьи (например, младшего брата) означает, что «забытый» родственник - источник дискомфорта, переживаний и мучений ребенка. Но бывают случаи, когда ребенок «дополняет» свою семью несуществующим родственником или посторонним человеком. Этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, улучшить семейную обстановку. Авторитетность членов семьи ребенок подчеркивает размерами фигур, поэтому для самых «ценных» родственников иногда не хватает места на листе бумаги: такие они высокие! С них обычно и начинается созидание семейного портрета. Когда ребенку хорошо и комфортно в семье, то он изображает себя ростом почти с маму или папу, чаще всего - в центре между родителями. А вот если на семейном портрете маленький художник нарисовал себя после братьев и сестер, подальше от папы и мамы, то это говорит о его ревности к другим детям по отношению к родителям. Об эмоциональной близости или, напротив, разобщенности родственников автор семейного портрета заявляет большей или меньшей «плотностью» их размещения. Чем сильнее любят друг друга члены семьи, тем ближе они расположены. В неблагополучных, конфликтных семьях родственники изображаются на расстоянии друг от друга, а пространство между ними заполнено вещами, предметами, малознакомыми людьми.
Казалось бы, такая малость - детский рисунок на тему «Моя семья», но на деле он имеет глубокий внутренний смысл и при грамотном «раскодировании» представляет собой своеобразную диагностику внутрисемейных отношений.
Модификация рисуночной методики «Моя семья» в «Семью, которую хочу» дает возможность приоткрыть завесу его тайных желаний, несбывшихся надежд. Интересно, что дети не рисуют себя в будущем, когда вырастут, станут взрослыми. Нет, они рисуют семью, которую хотят иметь сейчас, а не много лет спустя. Ребенок конструирует семью таким образом, чтобы ему было в ней уютно, тепло, надежно. Для этого он устраняет одних родственников, меняет местами других, «передвигает» себя поближе к маме, папе, рисует на коленях собачку, о которой так страстно и долго мечтает, и т.д.*
* Подробнее о рисуночных методиках рекомендуем почитать в книгах: Баркан А.И. Его Величество ребенок. – М., 1996; Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.
Проективные методики основаны на принципе проекции - перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Ребенку предлагаются те или иные задания, которые можно выполнить по-разному, в зависимости от его жизненного опыта, представлений об окружающем мире, потребностей и желаний. Для изучения особенностей семейного воспитания можно использовать игровые задания, методики комментирования картинки, методики завершения рассказа, неоконченных предложений.
Игровые задания.С целью выявления эмоционального климата педагог может привлечь ребенка к своеобразной игре «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить». Предлагаются два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжетных картинок, отражающих разные жизненные события (мальчик разбил чашку, упал в лужу, бьет малыша, чистит свои ботинки, держит в руках розу, дергает кошку за хвост, девочка вытирает пыль, поливает растения, убирает постель, помогает маме нести сумку, ест конфеты из пакета, спрятавшись в укромное место, стоит перед дверью квартиры с котенком на руках и др.). Ребенку предлагается рассмотреть картинки, представить себя их героем, а затем разложить следующим образом. Если маме (папе, бабушке) поступок понравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, а если огорчит, то - к хмурому. Анализ выполнения задания дает основание судить об отношении взрослых к ребенку (бывают семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка), о согласованности в домашнем воспитании (у разных членов семьи одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению реакции), о ценностях семьи (что именно радует и печалит взрослых).
Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди предъявляются картинки, изображающие обычные семейные сцены (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа; мальчик помогает маме мыть посуду, входит папа и т.п.). Предлагается описать картинку (Что нарисовано?) и «озвучить» (Как ты думаешь, что мама сказала проснувшейся дочке? Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?). Ребенок рассказывает о картинке, исходя из своего личного опыта, наделяя персонажей своими переживаниями, заботами. В уста взрослых членов семьи он вкладывает те слова, которые слышит от своих родителей в сходной ситуации. Например, слова папы, заставшего сына за мытьем посуды: «Заканчивай скорее и приходи играть в шашки!», «Ничего интереснее не придумал!», «Ты что - девочка? Марш из кухни!» Оказывается, что не во всех семьях проснувшемуся утром ребенку желают доброго утра, говорят ласковые слова. Значительно чаще дети слышат: «Быстро вставай, а то я опять на работу из-за тебя опаздаю!»
Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке): «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лиза осталась дома с младшим братом. Братишка стал капризничать, и Лиза решила нарисовать ему картинку. Она взяла краски, лист бумаги, поставила банку с водой и начала рисовать. Она очень старалась, а братишка с интересом следил, как Лиза рисовала зайку с морковкой. Он нечаянно толкнул банку, и мутная вода разлилась по столу. Лиза расстроилась, но в это время пришла мама». Конец рассказа придумывает ребенок в зависимости от того, как реагировала его собственная мама в подобной ситуации. У некоторых детей мама успокоила детей: «Ничего страшного! С кем такое не случается! Сейчас все приведем в порядок! Главное, что Лиза хорошо заботилась о брате». Концовки рассказов других детей были грустными: «Мама наказала Лизу за то, что она неряха!»
Методика неоконченных предложений используется достаточно часто. Педагог предлагает ребенку «поиграть»: «Я начну предложение (фразу), а ты закончишь». Например: «Когда я прошу купить мне мороженое, папа...», «Если я упаду или ударюсь, то мама...», «Если я плохо мою руки, то мама...», «Если у мамы болит голова, то мы с папой...», «Мама хвалит меня, если я ...», «Бабушка огорчается, когда я...».
Дети любят играть, поэтому целесообразно использовать игры с семейной тематикой для выявления их представлений о семье, особенностях взаимоотношений «взрослый-ребенок». А.Д.Кошелева предлагает такую методику. Педагог играет роль ребенка, а ребенок становится мамой (папой). По ходу игры «ребенок» (педагог) обращается к «маме» с просьбами: разрешить заниматься каким-то делом, почитать книжку, поиграть с ним и т.д. Одним словом, как и в проективных методиках, предлагаются ситуации, очень близкие каждодневному опыту ребенка, неоднократно воспроизводящиеся в жизни. Приведем пример разрешения такой ситуации ребенком. «Ребенок» (педагог): «Мама, поиграй со мной!» - «Мама» (ребенок). «Играй сама! Мне некогда!»
Проективные методики и игровые методы помогают педагогу увидеть «глазами ребенка» привычные для семьи действия, обращения, оценки, стереотипы повседневного общения. Зачем педагогу такие знания? Для корректировки своей позиции в отношении каждого ребенка. Ведь может открыться, что ребенок, внешне благополучный, на самом деле чувствует отчужденность в собственной семье. Значит, педагог должен восполнить дефицит тепла, быть особенно чутким и внимательным к нему. Возможно, что своим отношением к ребенку он повлияет на позицию родителей, а если это не удастся, то станет посредником между ребенком и его родителями. Поможет им понять собственного ребенка, убедит в необходимости изменения отношения к нему.
При изучении семьи «глазами ребенка» от педагога требуется особый такт, чтобы не нарушить этические нормы. Недопустимы обсуждения полученных данных с кем-либо, в том числе и с родителями, особенно в присутствии ребенка. Педагог должен постоянно помнить, что он с помощью научных методов проник в тайные уголки души ребенка, заглянул в ту сферу семейной жизни, которая обычно оберегается от посторонних глаз. Такое вторжение в частную жизнь семьи, во внутренний мир ребенка оправданно настолько, насколько будет использовано в интересах ребенка. А если педагог это сделать не может, не хочет, то и не следует изучать семью «глазами ребенка».
Задания
1. Вам предстоит объяснить молодому специалисту необходимость изучения опыта семейного воспитания. Как вы это сделаете докажете целесообразность использования разных методов изучения семьи и домашнего воспитания, напомните о профессионально значимых качествах (такт, педагогический оптимизм, педагогическая зоркость, эмпатия), поможете понять направления практического «применения» полученных данных об особенностях семейного воспитания?
2. Объясните, почему педагог должен представлять себе, как родители того или иного ребенка относятся к дошкольному учреждению, что ждут от общественного воспитания. Определите методику изучения отношения родителей к дошкольному учреждению.
3. Представьте, что вас волнует недостаточная сформированность культурно-гигиенических навыков у детей группы, где вы проходите педагогическую практику. С помощью каких методов вы будете изучать опыт семей в воспитании этих навыков?
4. Составьте план специально созданной педагогической ситуации, в основе которой - неформальное общение педагога, родителей, детей. Объясните, что может педагог «извлечь» из этой ситуации для уточнения, углубления своих представлений об особенностях домашнего воспитания в семьях.
5. Разработайте методику выявления у детей представлений о труде их родителей.
6. Объясните суть проективных методик. Сформулируйте рекомендации к их использованию.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 345;