ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА


Цивилизация и культура — слова латинского про­исхождения. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Культурный — воспитанный, образо­ванный, развитой, почитаемый. Уже в происхождении слов «культура» и «цивилизация» видно определенное различие. Цивилизация — это человечество во всем его богатстве. Культура — это достижения цивилизации, самое совершенное в ней — триумф человеческого.

Шум оркестра — это еще не культура, хотя уже ци­вилизация. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем Чайковского и Бетховена, читаем Пушкина, созерцаем иконы Рублева, наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первоклассной техникой. Культура — это мастерство, высочайшая квалифика­ция, в ней показывает себя автор — мастер. Его тво­рение предназначено другим. Культура требует обще­ния, вне общения она умирает.

В общении реализуется общезначимость культу­ры. Но здесь есть свои неожиданности. Как наиболее совершенное достижение цивилизации культура не

доступна всем в равной степени. Культура обладает об­щезначимостью лишь для круга людей, которые ее понимают, она не универсальна. Чем выше уровень куль­туры, тем меньше удельный вес членов общества, по­нимающих ее. Всякая цивилизация гордится своей культурой, но испытывает трудности в том, чтобы сде­лать своим фундаментом верхние этажи культуры, ко­торые недоступны широким народным массам. По­следним доступна массовая культура, культура нижних и средних этажей, обедненная по сравнению с высокой культурой ценностными ориентирами.

Культура — это всегда творчество, деятельность, цен­ностное отношение к себе и другим по законам красо­ты, истины и добра. Эта великая троица ценностей заслуживает детального рассмотрения. Ближайшим предметом нашего интереса является красота как цен­ность. Воплощением красоты является искусство.

Что такое КРАСОТА?

• Мир человека включает красоту, интуитивно это яс­но каждому. Всякий человек способен на любовь, а лю­бят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (самое красивое). Соответствен­но мало кто приветствует некрасивое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некрасивое). Од­нако наивно-интуитивного понимания мира красоты не­достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощуща­ется потребность в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины ХVII века фи­лософы не придавали должного значения сфере красо-

ты. Философы античности, средневековья, Возрожде­ния считали самостоятельными разделами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чув­ству» . Но чувство считали всего лишь моментом позна­вательной или же практической деятельности. Когда выяснилось, что мир чувственно-эмоционального име­ет не только подчиненное, но и самостоятельное зна­чение, наступило время эстетики, в рамках которой об­рели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничи­ваемся упоминанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточно многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор вокруг этого вопроса не умолкает и поныне. В за­висимости от философской позиции по-разному пони­мается природа эстетического. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит, искусство как во­площение красоты должно быть реалистическим. Про­тивоположная точка зрения состоит в том, что эстети­ческое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точки зрения называют субъектив­ными идеалистами).

Современные философы преодолели противопос­тавление субъекта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценности, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно совер­шенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и до­стигшее необходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низ­менное, а красивое, прекрасное, возвышенное. Вот по­чему если артист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не искусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями мастера, часто гово­рят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, ор­ганично связана не с мыслью и не с действием, а с чув­ством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы на­зываем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мысли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь пото­му, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмоции), соотносящиеся с определенными эстетичес­кими ценностями.



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 296;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.