Рыночные тенденции распространяются и на сферу культуры.
Образование.
В 60-е гг. образование приобретает взрывной характер, становится достаточно доступным. Образование обеспечивает социальную мобильность.
Но и здесь ситуация противоречивая. Практически прекратился количественный рост системы образования. Диплом уже не дает прежних социальных гарантий. Образование теряет свою способность обеспечивать социальную мобильность, сокращать социальное неравенство, поскольку в 80-е и 90-е человеку с дипломом нередко предлагали или навязывали работу с низкой квалификацией.
Чтобы избежать безработицы, студенты стремятся растянуть обучение, получить дополнительное образование или повысить квалификацию. Противоречие: дипломы все меньше значат, но все больше необходимы для получения немногих желанных рабочих мест. Вступают в силу критерии дообразовательной (феодальной) эпохи: сословная принадлежность, пол, мировоззрение, разного рода связи и т.д.
Идет постарение населения, что ложится грузом на систему социальной защиты. Негативные тенденции проявились в сфере пенсионного обеспечения, медицинском страховании, пособиях по безработице, детских пособиях. Произошло изменение структуры источников финансирования, распределения и перераспределения национального богатства. Падает доля предпринимательских взносов в общественные фонды. Увеличивается доля взносов наемных работников. Эта ситуация ведет к росту социального протеста. Но, с другой стороны, У.Бек отмечает, что она вынуждает людей к большей терпимости. В условиях индивидуализации и атомизации социального пространства человек оказывается один на один со своими проблемами. В условиях глобализации протестующим людям все труднее определить противостоящие им силы зла: поскольку эти силы становятся все более анонимными и виртуальными, их нелегко идентифицировать.
Итак, ускоряется процесс отхода от идеалов и ценностей эпохи Просвещения, эпохи разума. Прогресс человеческого разума больше не определяет прогресс человечества. Современный разум служит неолиберальной экономике, в которой главными являются прибыль, эффективность, гибкость, понимаемые в узкотехническом плане, в отрыве от широких социальных и человеческих ценностей, таких, как справедливость, солидарность, социальный мир.
Идут попытки разработать концепции, в которых рынок и коллективное регулирование, экономический рост и развитие, эффективность и защищенность взаимно дополняют друг друга. Например, концепция неосоциал-демократической системы занятости и социальной защиты выступает за тесную связь экономической теории с этикой. Данная модель предусматривает сохранение регулирующей роли государства, как координатора усилий всех участников социальной и экономической жизни – наемных работников, профсоюзов, предпринимателей. Она исходит из широкого понимания прав и потребностей человека.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 297;