Этика как философская наука
Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой — Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить.
Этика – это:
· наука нормативная;
· учение о нравственности;
· система правил контроля и коррекции поведения людей;
· способ оценки человеческих поступков, одобрения или осуждения;
· «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.
Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта.
Цель этики по Аристотелю: оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.
Главная задача этики по Аристотелю: исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Другие задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы. Учить мораль необходимо для того, чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".
Два рода проблем в этике:
1. Как должен поступать человек (нормативная этика)
2. Теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика — "чистая философия" морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне, без соприкосновения с практикой.
58. Основное содержание философской аксиологии
Аксиология — особый раздел философии, предметом которого являются ценности; учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду — Красоту, Добро, Истину.
В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны.
Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором — с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 415;