Полярная сова и евражки
По считалке выбирают полярную сову. Остальные играющие – евражки (зверьки-грызуны). Сова находится в углу площадки или комнаты.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры.Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Среди игр, способствующих развитию внимания и памяти, можно выделить большую группу игр с фантами.
Примечание.Фантом называется любая мелкая вещь: игрушка, ручка, карандаш и др. Все участники игры имеют по несколько фантов. Проигранные фанты отдаются водящему в игре, который хранит их у себя до момента «выкупа» фантов. Под «выкупом» понимаются какие-то действия играющего, которые он должен совершить по просьбе других детей. Происходит это следующим образом. В конце игры водящий обращается к игрокам и сообщает им, что сейчас будут «выкупаться» фанты. Выбирают игрока, который будет назначать «выкуп». Затем водящий берет чей-то фант и, не показывая его детям, спрашивает: «Что сделать этому фанту?» Назначающий «выкуп» должен придумать интересное задание: спеть песню, прочесть стихотворение, загадать загадку, что-то изобразить и т. д. После того, как владелец фанта выполнит задание, он получает фант обратно. В случае отказа выполнить требуемое действие фант остается у водящего.
Черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите
Выбирают водящего. Он обходит играющих и говорит:
Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
После этого он ведет с участником игры беседу, задавая разные провокационные вопросы с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет». Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся «выкупает» свой фант.
Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Водящий ведет примерно такой разговор:
– Что продается в булочной?
– Хлеб.
– Какой?
– Мягкий.
– А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
– Всякий.
– Из какой муки пекут булки?
– Из пшеничной. И т. д.
Правила игры.На вопросы играющие должны отвечать быстро.
Ответ исправлять нельзя.
Почта
По считалке выбирают водящего-почтальона. Он начинает перекличку с игроками:
– Динь, динь, динь!
– Кто там?
– Почта!
– Откуда?
– Из города...
– А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают, рисуют и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. А затем начинают «выкупать» фанты.
Птичка
Выбирается водящий. Все дети садятся в круг, в центре которого водящий. Он дает всем игрокам названия деревьев (дуб, клен, липа и т. д.). Каждый должен запомнить свое название.
Водящий говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты «выкупаются».
Правила игры.Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.
Указания к проведению.Перед началом игры ведущий группу должен познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках, рассказать, где какое дерево растет.
Ригу-рагу
Выбирается водящий. Он стоит перед играющими. У всех пальцы сжаты в кулаки. Водящий трясет перед собой руками, сжатыми в кулаки, и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу...» Затем высовывает большие пальцы, изображая рога, и называет, например: «Коза с рогами» или «Дом с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если названо животное без рогов или какой-то предмет, то дети не показывают пальцами рога. За ошибку платят фант. В конце игры фанты «выкупаются».
Указанияк проведению.Перед началом игры ведущий группу должен познакомить ребят с различными животными, имеющими рога, рассказать о месте их обитания, показать на картинках.
Летит – не летит
Эта игра проходит за столом. По считалке выбирают водящего. Играющие кладут на стол пальцы. Водящий называет птиц, зверей, насекомых, цветы п т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего – платит фант. В конце игры фанты «выкупаются».
Указания к проведению.Перед началом игры ведущий группу разбирает с детьми, кто летает, а кто – нет; показывает картинки. Отдельно рассказывается о летающих птицах и насекомых, о летающих предметах, сделанных руками человека (самолет, ракета), о летающих сказочных существах (при этом читаются соответствующие сказки).
Дай ответ
Выбирают водящего. Игроки делятся на две группы, выстраивающиеся друг против друга. Водящий становится между ними. Обращаясь по очереди к каждой группе, он задает игрокам разные вопросы. По условиям игры игроки не должны отвечать. Кто ответит на вопрос водящего, тот платит фант. Например, водящий спрашивает: «Завтра будете с нами играть?» Если кто-то из игроков ответит: «Да, будем!» – то он отдаст фант. Выигрывает та группа, игроки которой меньше ошибались или не ошибались совсем. В конце игры фанты «выкупаются».
5. Игры, развивающие моторику ребенка*
* Игры этого раздела взяты из книг: Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986; Детские подвижные игры народов СССР. М. 1988.
Палочки
Палочки рассыпают на столе. Участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая палочку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше палочек, тот ивыиграл.
Правила игры.Чтобы рассыпать палочки на столе, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы.
Поднимать палочки можно рукой или уже взятой палочкой.
Палочки делают одинаковой толщины (до 5 мм) и длины (10-15 см). На каждого играющего должно быть до 10 палочек.
Бирюльки
Играющие рассыпают бирюльки (разные мелкие предметы) на столе и вытаскивают их по одной палочкой с крючком на конце так, чтобы не задеть рядом лежащий предмет. Если крючок, которым поднимают бирюльки, прикрепить к шнурку, то подцепить предмет будет еще сложнее. Выигрывает тот, кто больше вытащил бирюлек. Игра закачивается, когда все бирюльки будут разобраны.
Дорожки
На земле проводят разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешая друг другу ине наталкиваясь на впереди бегущего.
Указания к проведению.Длина дорожки должна быть не менее 3 м. Игру можно провести на соревнование. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, в конце каждой положить цветные флажки. Тот, кто первым из играющих добежит до флажка, быстро должен поднять его над головой.
Стая уток
Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты – «озера» (10-15 м), не меняя положения рук и ног. Побеждает та утка, которая первой достигнет озера (перейдет черту).
Правила игры.Тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук и ног, считается проигравшим.
Колечко
Выбирается водящий. Играющие стоят в шеренгу, держа руки впереди лодочкой. В руках у водящего лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Водящий идет вдоль шеренги и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:
Я иду, иду, илу,
Всем колечко вам кладу,
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом отходит иговорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны постараться задержать его.
Правила игры.После слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 300;