Наука, теория, методология. Недопустимость абсолютизации и субъективизации методологии


Понятия «метод» и «методология» — одни из ключевых в концепции Лакатоса, которые у него тесно связаны с важнейшими для его концепции понятиями науки и тео­рии. Он также подчеркивает тесную аналогию между на­учными и методологическими исследовательскими про­граммами.

1 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструк­ции // Структура и развитие науки. С. 322.

2 Лакатос И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 138. См. также: Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследова­тельских программ. М., 1995.

Лакатос разделяет мнение Поппера о том, что ученые еще не научились быть «достаточно критичными и рево­люционными». Одна из причин этого (конечно, не един­ственная) — невнимание к методологическим вопросам или даже их полное игнорирование. Однако если призна­вать, что высшая цель науки состоит в постижении исти­ны, то следует отдавать себе отчет в том — какой путь ве­дет к истине, т. е. каковы способы, методы ее достиже­ния. А это и есть проблемы методологии. Так, например, историк науки «должен обратить серьезное внимание на философию науки и решить, какую методологию он поло­жит в основу создаваемой им внутренней истории науки»1. При этом надо иметь ввиду следующие обстоятельства:

а. Современная методологическая концепция (или «ло­гика открытия») представляет собой просто ряд правил (может быть, даже не особенно связанных друг с другом) для оценки готовых, хорошо сформулированных теорий.

б. Методология обычно скрыта и не всегда четко ее мож­но выявить, т. е. ее можно осознавать или не осознавать.

в. Методология не есть чисто субъективный, случай­ный и произвольный феномен, она «вообще не занимает­ся мнениями и убеждениями».

г. Правила и предписания методологии не следует аб­солютизировать, преувеличивать их роль в научном иссле­довании, а чрезмерно строгие предписания прошлых ме­тодологических концепций надо игнорировать.

д. Всякая — даже самая верная — рациональная мето­дология неизбежно ограничена.

«Логика открытия» и ее четыре формл. Односторонность априоризма и антитеоретизма

Лакатос выделяет четыре различных «логики открытия»: индуктивизм, конвенционализм, методологический фаль-сификационизм (Поппер), методологические научно-иссле-

1 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструк­ции // Структура и развитие науки. С. 265.

довательские программы (Лакатос). Рассмотрев особенно­сти этих методологических концепций, он подчеркивает, что, «исследовательские программы являются величайши­ми научными достижениями и их можно оценивать на ос­нове прогрессивного или регрессивного сдвига проблем; при этом научные революции состоят в том, что одна исследо­вательская программа (прогрессивно) вытесняет другую»1.

Выступая против априористского и антитеоретическо­го подходов к методологии науки, Лакатос, в частности, отмечает, что мудрость научного суда и отдельные преце­денты не могут быть точно выражены общими законами, сформулированными философом — будь то Ф. Бэкон, Р. Карнап или К. Поппер. Дело в том, что, по его мне­нию, наука вполне может оказаться «нарушительницей пра­вил научной игры», установленных этими и другими фи­лософами. Поэтому, во-первых, необходима «плюралис­тическая система авторитетов», а, во-вторых, при выра­ботке методологических рекомендаций (которые Лакатос отличает от методологических оценок) следует шире опи­раться на историю познания (философского и научного) и ее результаты.



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 367;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.