История как действительность общественной жизни


В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается. Осмысление проблем развития общества, определение целей его существования и смысла осуществляется в рамках философии истории.Философия истории пытается ответить на вопрос, куда приведет общество его история, чего человечеству ждать от настоящего и будущего.

В древности развитие общества рассматривали по аналогии с природными процессами. Наблюдая смену времен года, круговорот веществ в природе, биологические жизненные циклы, древневосточные и античные мыслители, пришли к выводу, что человеческая история есть простая последовательность событий. Движение общества осуществляется по замкнутому кругу или приводит к деградации по сравнению с минувшим «золотым веком». Человечество идет как бы от «золотого века» к худшим векам. Отголоски такого представления о ходе истории угадываются в идеях Руссо о прекрасном прошлом «естественного» человека, испорченного цивилизацией.

С возникновением христианства оказалось возможным такое понимание истории, которое исходит из признания неповторимости событий общественной жизни, протекающей от прошлого в будущее. В средневековой философии Августином Блаженным создается линейная, или линеарная концепция, согласно которой в истории человечества осуществляется поступательное развитие от акта творения Богом мира и человека до второго пришествия Христа и Страшного суда, знаменующего собой «финал», конец истории.

В Новое время земная история перестала восприниматься как священная история. Человеческая история истолковывается теперь посредством понятия естественного закона, утверждающего циклическую повторяемость в мире природы и в человеческой жизни как части этого мира. История человечества есть повторяемость в смене форм государственного правления, династий, в расцвете и упадке различных культур. Но в ХУШ веке формируется также представление об общественном развития в современном его смысле и человеческая история рассматривается, исходя из понятия общественного прогресса. Таким образом, в Новое время в философии истории оформились две основные концепции исторического развития – циклическая и прогрессистская.

Значимый вклад в разработку циклической концепции внес один из основоположников историзма, итальянский философ Джамбаттиста Вико(1668-1744). Он изложил свои взгляды в теории, получившей название «исторического круговорота». Согласно этой теории, любая нация развивается по единому закону, проходит одинаковые циклы в своей истории. Каждый цикл состоит из трех эпох: божественной, героической и человеческой. «Век богов» - это эпоха, для которой характерно отсутствие государства и подчинение общественной жизни религиозным структурам. В «век героев» господствующее положение занимает аристократическое государство, на смену которому в «век людей» приходит демократическое государство или представительная монархия. После прохождения своей вершины общество оказывается в состоянии упадка, потом движение вновь начинается по восходящей линии и проходит те же стадии в той же последовательности.

Прогрессистская концепция впервые системно была разработана Гегелем. Согласно этой концепции, общественный прогресс есть такое развитие общества, которое характеризуется поступательным, восходящим переходом его от низшего состояния к высшему, благополучному, совершенному состоянию.

В своей философии Гегель обосновывал идею о неизбежности прогресса в движении человечества. Историю он представил как процесс поступательного роста сознания свободы, его объективации в социально-политических институтах. На высшей ступени общественного развития мировой дух приходит к сознанию, что человек как человек свободен, что свобода есть сущность духа, и этим завершает свое историческое саморазвитие.

Диалектика Гегеля послужила основой для разработки марксистской теории общественного развития. Как и Гегель, Маркс и Энгельс занимали прогрессистскую позицию, но доказывали, что общественный прогресс обусловлен экономическими причинами, развитием производительных сил.

С конца ХХ века понятие прогресса общества и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. С особой силой философия истории конца ХХ – начала ХХ1 века поставила проблему коммуникации как основания человеческого существования. История возможна лишь в той мере, в какой люди открыты миру и друг другу. История реализуется через общение.

В современном мире, в котором витает постоянный страх термоядерной и экологической катастрофы, многие философы и социологи стали избегать темы общественного прогресса. Часто прогресс отрицают, считая невозможным найти его измерения. Иногда, признавая прогресс в отдельных областях общественной жизни, отрицают его для общества в целом на том основании, что сплошь и рядом прогрессивные изменения несли людям не облегчение, а многие трудности, страх и сомнения.

Действительно, по своей природе прогресс не может полностью совпадать с благополучием человеческого существования, поскольку движение вперед неизбежно порождает множество проблем: раскол поколений, нарушение традиций. Культурный и моральный нигилизм способствует развитию многих социальных болезней – преступности, наркомании, непомерной роли секса и т.д.

Общественный прогресс осуществляется в непримиримых противоречиях. В нем сочетаются прогресс и регресс отдельных обществ, развитие одних социальных организмов и отсталость других. На противоречивость общественного прогресса указывал еще Руссо. Он обосновывал идею о том, что развитие цивилизации и культуры вовсе не означает прогресса, а, напротив, ведет к нравственной деградации и падению человека. Тем самым он выражал пессимистическую точку зрения на понимание общественного прогресса.

Начиная с Х1Х века, благодаря теории естественного отбора Ч.Дарвина, одним из ведущих объяснительных принципов общественного развития в философии становится эволюционизм, у истоков которого стоял Г. Спенсер, разработавший учение о всеобщей эволюции.

В этом учении эволюция предстает как ускоряющееся движение от односторонности к разносторонности, которое включает в себя как прогрессивные, так и регрессивные процессы. Суть эволюции заключается в адаптации всего живого, в том числе общества, к природным условиям. Общество есть процесс адаптации людей к природному окружению. Механизмы адаптации и составляют эволюционное развитие общества.

Американский историк и этнограф Льюис Генри Морган(1818-1881) утверждал, что эволюция общества проявляется в усложнении организации человеческого рода, переходя от дикости через варварство к цивилизации. Ознакомившись с учением Моргана, Ф.Энгельс констатировал, что тот в границах своего предмета вновь открыл марксово материалистическое понимание истории.

В современной философии все более влиятельной становится позиция, согласно которой развитие общества идет по нескольким направлениям, и его нельзя понять, исходя из какого-либо одного фактора. Стремление к наиболее полному отражению реального хода исторического процесса способствовало тому, что в настоящее время многие ученые признают необходимость дополнить некогда господствовавший в философии истории формационный подход к пониманию общественного развития цивилизационным подходом.

Формационный подход, представляющий собой оптимистическую трактовку общественного прогресса, был разработан в рамках марксистской философии. С точки зрения формационного подхода, исторический прогресс понимается как естественная смена общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Она включает в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые. Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. В зависимости от типа производственных отношений в развитии исторического процесса выделяют пять общественно-исторических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Поскольку в учении о формациях особое внимание акцентировалось на роли экономического фактора, материально-производственной деятельности людей в жизни общества, то вся иная их многообразная деятельность (политическая, духовная, культурная) не была в этом учении раскрыта в должной мере. Последовательное применение формационного подхода отодвигает на задний план роль человеческого фактора.

Поэтому в современных условиях на первый план выходит цивилизационный подход, который применяет антропологическое измерение общественной жизни и ставит в центр исследования многообразную человеческую деятельность и человека, ориентирует на изучение ценностей, психологии, духовной жизни, национальных особенностей и других сторон общественной жизни, которые выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода. Таким образом, при цивилизационном подходе история предстает, прежде всего, как мир, в котором человек реализует себя в различных формах творчества.

Цивилизационный подход получил распространение благодаря английскому историку и социологу А.Тойнби, который для исследования исторического процесса использовал понятие цивилизации.

Категория цивилизации нередко отождествляется с понятием культуры. Однако имеют место концепции, в которых цивилизация и культура противопоставляются друг другу. Так, например, Вл.Соловьев и Н.Бердяев рассматривали их как такие ступени мировой истории, которые существенно отличаются друг от друга.

Культуру часто определяют как «вторую природу». Другими словами, под культурой понимают природу, обработанную человеком в целях удовлетворения тех или иных его потребностей. Однако культуру нельзя свести только к материальным вещам. Понятие культуры охватывает собой и продукты духовного производства, распространяется на общественные отношения. Суть культуры заключается в том, что она несет в себе совокупность и природных, и социальных качеств.

Культура – это система материальных и духовных ценностей, которая создается в процессе духовно-практической деятельности людей и которая в своем наиболее обобщенном проявлении выступает как мера творческого развития человека, раскрытия его сущностных сил и способностей.

Главный признак культуры, определяющий все ее существо, - это степень развития человека как субъекта творческой, духовно-практической деятельности, формирования его как личности.

Культура обнаруживает себя в истории. Она существует на всех ступенях человеческой истории, включая доклассовое и возможное в будущем бесклассовое общество. Одним из главных критериев жизнестойкости и прогресса культуры является способность одной культуры вбирать и осваивать достижения других культур. Культура обусловлена потребностью общества в закреплении и передаче совокупного духовного опыта.

На протяжении длительного времени ведущим компонентом в культуре была технология обеспечения жизненного цикла человека. Технологический аспект культуры воплощает в себе цивилизация. Главное в цивилизации – это непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества.

Понятие цивилизации (от лат. civilis – гражданский, государственный) появилось во Франции в ХУШ веке, а содержание его было раскрыто в трудах Л.Г.Моргана и Ф.Энгельса. В своем развитии общество переходит от состояния дикости, а затем варварства к цивилизации. Таким образом, цивилизация представляет собой ту ступень в человеческой истории, которая приходит на смену варварству. Возникновение цивилизация обусловлено разделением труда, совершенствованием производительных сил в результате развития науки и техники, улучшением средств сообщения, созданием массового рынка и т.п. причинами. Связующей силой цивилизованного общества стало государство.

Цивилизация – «это такой исторический период в истории человечества, который связан с существованием товарного производства и социально-классовых отношений и характеризуется интенсивным и разносторонним развитием промышленности, техники, науки, искусства, средств связи, городского строительства, предметов быта и других культурных ценностей, а также появлением соответствующего образа жизни людей, некоторых черт их поведения и внешнего облика»[104]

В будущем, согласно Моргану, Энгельсу и их последователям, цивилизация должна уступить место бесклассовому обществу.

Разные общества относятся к определенному историческому типу цивилизации в силу того, что им присущи подобные пути развития науки и техники, средств связи, транспорта, предметов быта и т.д. Так, для аграрной цивилизации характерно приручение животных, использование простых орудий труда и переход к производящей деятельности, а также классовое расслоение общества и становление государства, возникновение письменности.

Для промышленной (индустриальной) цивилизации свойственно научное восприятие мира, использование точного знания, применение машинного труда, расширение степени свободы человека вследствие передачи им части своих естественных функций механизмам, рост городов как центров развития науки, техники, культуры.

Формирование постиндустриальной цивилизации, которая существует сегодня в виде отдельных очагов в высоко развитых странах, обусловлено развертыванием современной научно-технической революции. Основу этой цивилизации составляет научно-технологический способ производства.

При существовании в каждом классовом обществе в определенную историческую эпоху различных культур, цивилизация в таком обществе остается одной и той же. Например, в рамках аграрной цивилизации сформировались египетская, греческая и иные культуры с их своеобразным содержанием.

В силу того, что существуют различные трактовки проблемы цивилизации, ее связи с культурой, неоднозначно в философии истории определяется и суть цивилизационного подхода к развитию исторического процесса.

Арнольд Тойнби(1889-1975) обосновывал концепцию круговорота локальных цивилизаций. Под цивилизацией он понимал устойчивую систему территориальных, религиозных и политических характеристик. Всемирная история в его учении предстает как совокупность локальных цивилизаций, каждая из которых проходит определенный цикл.

Цикл обозначает последовательный переход от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Дезинтеграционная фаза – это период разложения цивилизации, завершающийся ее гибелью.

Такое циклическое развитие цивилизации определяется законом «вызова и ответа». Умеренно неблагоприятная природная среда постоянно бросает «вызов» обществу. Общество посредством усилий «творческого меньшинства», властвующего за счет силы своего авторитета, решает возникающие проблемы. Когда способность находить надлежащие ответы уменьшается, «творческое меньшинство» превращается в меньшинство «господствующее» и уже не может обеспечивать рост цивилизации. Это приводит к упадку цивилизации, ее разложению и гибели.

Согласно Тойнби в истории человечества существовало около трех десятков локальных цивилизаций, между которыми не было жесткой взаимосвязи.

Подобно Тойнби, идею цикличности в движении человеческой истории развивали О.Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы» и Н.Я.Данилевский в труде «Россия и Европа».

Освальд Шпенглер (1880-1936) цивилизацию и культуру считал различными стадиями мировой истории. Он исходил из того, что каждая культура существует изолированно и замкнуто. Появляясь на определенном этапе исторического процесса, она переживает возрасты отдельного человека (детство, юность, зрелость и старость) и затем погибает. Смерть культуры начинается с возникновения цивилизации. Таким образом, Шпенглер определял цивилизацию как заключительную стадию любой культуры, как показатель ее разложения и гибели.

В философии русского философа Николая Яковлевича Данилевского(1822-1885) понятия цивилизации и культуры по сути дела отождествляются. Цивилизация понимается как определенный культурно-исторический тип. Он считал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Всякое воздействие чуждых начал Данилевский отвергал безусловно. Тем самым он подчеркивал обособленность культурно-исторических типов, находящихся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой.

Лишь немногие народы, по мнению Данилевского, смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческим типом». Он насчитывал десять таких цивилизаций: египетскую, древнесемитскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую и германо-романскую. Самым перспективным Данилевский считал славянский тип цивилизации, который наиболее полно представлен в русском народе.

Тойнби, Шпенглер, Данилевский и их последователи разрабатывали цивилизационный подход, исходя из отрицания всемирной истории и пессимистической трактовки общественного прогресса.

В последние десятилетия ХХ века цивилизационный подход получил обстоятельную разработку в трудах авторов концепций индустриального общества. Они оптимистически оценивают общественный прогресс, связывая его с развитием и совершенствованием техники и науки, признают преемственность в развитии общества.

Согласно американскому социологу У.Ростоу,в истории в зависимости от уровня развития техники, науки, производительных сил можно выделить пять стадий экономического роста. Во-первых, это отсталое, аграрное традиционное общество, которое просуществовало до конца феодализма. Во-вторых, это переходное общество, в котором складываются предпосылки для становления домонополистического капитализма. В-третьих, это общество взлета, обусловленного промышленной революцией, предваряющей монополистический капитализм. В-четвертых, это зрелое индустриальное общество. И, наконец, в-пятых, это общество высокого уровня массового потребления. Такое общество, по словам Ростоу, обозначилось в английском и американском государствах.

Развернутую характеристику трех основных стадий истории дал другой известный американский социолог Д.Беллв своей книге «Приход постиндустриального общества». Он представил доиндустриальное общество как природную стадию, индустриальное общество как техническую стадию, а постиндустриальное общество как социальную стадию развития человеческой истории.

Еще один американский социолог О.Тоффлер,конкретизируя цивилизационный подход, выделил три цивилизации, или по его терминологии, «три волны», которые он связывал с различными видами богатства. «Первую волну», основным богатством которой является земля, он относил к эпохе аграрной революции. «Вторая волна», основным богатством которой стал капитал, характеризуется применением машин массового производства и распределения. Это эпоха промышленной революции. «Третья волна», в которой главным богатством выступает знание, связана с научно-технологической революцией.

В конце ХХ века оформилась особая отрасль знания – цивилизационные исследования, целью которых является попытка охватить все, что накоплено наукой за предшествующие годы и дать прогноз относительно новой, неведомой еще модели мировой цивилизации. Этот прогноз основывается на анализе реально существующих тенденций к становлению единого человечества.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному, для которого характерно использование новых информационных технологий (Интернета, спутникового телевидения) приводит к значительному усилению связей между отдельными людьми, организациями, государствами и делает современный мир целостным. Практически все уголки и регионы планеты соединились сегодня в единый информационный поток.

Общий поиск оптимального хозяйственного устройства, осознание необходимости в создании смешанной рыночной и социально защищенной экономики способствует гармонизации и упрочению общемировых хозяйственных связей. Создаются такие международные организации в экономической и финансовой сферах, как транснациональные корпорации, имеющие свои филиалы по всему миру, Европейское экономическое сообщество, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Ориентация на мирное решение даже самых острых проблем во внутренней и международной политике, поиск взаимоприемлемых ценностей, отказ от упрямого идеологического противостояния сближает государства, предостерегает их от крайних действий, ускоряя тем самым процесс возникновения социокультурного единства человечества.

Процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности называется глобализацией.

Глобализация оказывает противоречивое влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, глобализация является позитивным процессом. Она сопровождается активным развитием мировой экономики и мировой системы разделения труда, концентрируя усилия на разработке новых, передовых технологий и создавая возможности производить и реализовывать товары там, где это обходится дешевле и дает максимальную выгоду. Кроме того, она характеризуется внедрением единых представлений об оптимальном социально-политическом устройстве, распространением массовой культуры. Наконец, она подталкивает к объединению усилий разных стран для решения сложных социально-экономических и политических вопросов.

С другой стороны, очевидны негативные последствия глобализации. Она создает препятствия для отечественного развития производства, игнорирует экономическую и культурно-историческую специфику разных стран, навязывает единый стандарт потребления и определенный образ жизни, нередко противоречащий традициям данной страны, обостряет экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», что приводит к взрыву национализма в слаборазвитых странах.

В качестве одного из основных факторов единства современного человечества признаются глобальные проблемы, решение которых возможно только общими усилиями всего мирового сообщества. И будущее мировой цивилизации связывают сегодня именно с разрешением глобальных проблем, с которыми человечество столкнулось во второй половине ХХ века.

Глобальные (от лат. global – всеобщий) проблемы– это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества или значительной его части. Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества как биологического вида, основам жизни на Земле. Они представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек – общество – природа».

Глобальные проблемы являются прямым следствием современного состояния техники и технологий производства.

Возникновение глобальных проблем обусловлено рядом причин. Во-первых, невиданный расцвет производительных сил привел к тому, что техногенная нагрузка на Землю резко возросла. Во-вторых, человек оказался недостаточно проницателен, чтобы вовремя предусмотреть пагубные последствия технического влияния. В-третьих, активно преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания.

Все глобальные проблемы разделяют на интерсоциальные, природосоциальные и антропосоциальные.

Интерсоциальные проблемы возникают между государствами. Прежде всего, это проблемы предотвращения новой мировой войны, сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север – Юг»), создания оптимальных условий для социального прогресса всех народов, международного терроризма.

Природосоциальные проблемы проявляются в отношениях между обществом и природой. К ним относятся экологическая, продовольственная, топливно-сырьевая (энергетическая) проблемы.

Антропосоциальные проблемы – это проблемы в отношениях между человеком и обществом. Среди них на первый план выходит демографическая проблема, обусловленная неуклонным ростом населения Земли, особенно крайней перенаселенностью стран «третьего мира». Антропосоциальными являются также проблема преодоления отрицательных воздействий НТР и проблема здоровья человека, возникающая в силу широкого распространения таких «болезней цивилизации», как наркомания, СПИД, онкологические заболевания и др.

Все эти проблемы, затрагивая жизнедеятельность всего человечества, проявляются как объективный фактор исторического развития и настоятельно требуют своего разрешения.

Однако, с точки зрения «экологического пессимизма», гибель человечества неотвратима, так как решение глобальных проблем требует таких мер, которые реализовать практически невозможно. Нельзя, например, отказаться от технического и технологического прогресса, приостановить рост населения, снизить уровень потребления.

Сторонники позиции «научно-технического оптимизма», напротив, уверены в возможности разрешения наиболее сложных глобальных проблем. Эта возможность осуществима благодаря современной НТР, но только при условии, что она будет подчинена интересам выживания, сохранению природной среды существования человечества.

При этом важно осознавать, что, хотя решение глобальных проблем при помощи техники и новых технологий, действительно, возможно, но исключительно в случае нравственного прогресса человечества. Человечество сможет выжить и развиваться дальше, кардинально изменив отношения людей к друг другу и к природе.

 

Контрольные вопросы:

1. Как в истории философской мысли изменялись взгляды на общество?

2. Каким образом проявляется взаимосвязь общества и природы?

3. Дайте общую характеристику основных сфер общественной жизни.

4. Какую роль в жизни общества играет материальное производство?

5. Какие концепции происхождения государства вы можете назвать?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные социальные общности людей.

7. Каковы функции семьи?

8. Каковы внутренние закономерности формирования и развития общественного сознания?

9. Что вы можете рассказать о структуре общественного сознания?

10. Что является предметом философии истории?

11. Что такое общественный прогресс и каковы его критерии?

12. Определите достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов к пониманию человеческой истории.

13. Как соотносятся между собой понятия культуры и цивилизации?

14. В чем суть процесса глобализации?

15. Какая из глобальных проблем, на ваш взгляд, является на сегодняшний день самой острой?

 

 

Основная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2009.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2001.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М., 2009.

Марков Б.В. Философия. СПб., 2009.

Налетов И.З. Философия. М., 2007.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2006.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2008.

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2009.

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008.

 

Дополнительная литература:

 

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1998.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Демченко Т.А. Глобализация социально-экономических процессов. Человеческое измерение. М., 2003.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

Задохин А.Г., Митрофанова А.В. Глобализация и глобальные проблемы человечества: Методологический аспект. М., 2003.

Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М., 2009.

Мир философии: книга для чтения. М., 1991. Ч. 2.

Моисеев Н.Н. Быть или не быть – человечеству? М., 1999.

Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М., 2000-2001.

Социальное знание и социальные изменения /Отв.ред. В.Г.Федотова. М., 2001.

Философия истории в России: Хрестоматия/Сост. Г.К.Овчинников. М., 1996.

Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина. М., 2009.

Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1993.

Шин А.Л. Социальная философия. М., 2003.

Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории./Пер. с нем. 2-е изд. М., 1994.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

 

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 


[1] Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 129.

[2] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С.290.

[3] Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. С. 83.

[4] Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. СПб., 2001. С. 22-23.

[5] Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. С. 25.

[6] Мир философии. Ч. 1. С.149.

[7] Мир философии: Книга для чтения. С. 136.

[8] Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2. С.104.

[9] Вопросы философии. 1988. № 8. С. 125.

[10] Законы Ману (II в. до н.э.),приписываемые мифическому прародителю людей, божественному законодателю Ману, представляют собой сборник предписаний о правилах поведения людей в их частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма.

 

[11] См.: Оливер М. История философии. Минск, 1999. С.28.

[12] Геомантика – искусство прорицания; гадание, основанное на учении о связи небесных явлений, космических сил и земного рельефа.

[13] См.:Оливер М. История философии. Минск, 1999. С. 39.

 

[14] Гомер (YIII в. до н.э.) – древнегреческий поэт, автор поэм «Илиады» и «Одиссеи», в которых нашла свое выражение предфилософская мифология Древней Греции.

[15] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 62.

[16] Гесиод (YIII - YII вв. до н.э.) - древнегреческий поэт, автор поэм «Труды и дни» и «Теогония», в которой систематизируются древнегреческие мифы.

[17] Фрагменты ранних греческих философов. С. 130.

[18] Аэций – автор «Свода мнений», в котором излагаются воззрения древнегреческих философов.

[19] Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. С 367.

[20] Чернышев Б. Софисты. М., 1929. С. 31.

[21] Платон. Сочинения: В 3 т. Т.3. М., 1971. С. 234.

[22]Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 400.

[23] Там же. Т.4. С. 77.

[24] Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Кн. 3. У. 10.

[25] Аристотель. Там же. Кн. 4. 1Х. 8.

[26] Секст Эмпирик. Соч. М., 1975. Т. 1. С. 8.

[27] Эпикур утверждал, что не только тело человека, но и его душа состоит из атомов, которые и обеспечивают человеку богатство мира ощущений. После смерти душа и тело распадаются на атомы, и человек теряет способность к чувствительности.

[28] Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969. Т.1, ч.1. С. 355-356.

[29] Термин «логика» впервые ввели стоики. Аристотель для обозначения науки о законах и формах мышления использовал понятие «аналитика».

[30] Антология мировой философии. Т.1, ч. 1. С. 489.

[31] Антология мировой философии: Античность. Минск, 2001. С.737.

[32] Антология мировой философии. Т 1, ч. 1. С. 506.

[33] Теология ( от греч.theos – Бог и logos – учение) – богословие, учение о Боге.

[34] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С 5.

[35] Впоследствии понятие «схоластика» получило негативный смысл. Схоластикой стали называть всякую оторванную от проблем реальной жизни, крайне усложненную и запутанную философию, а также пустое словопрение.

 

[36] Аверроисты – последователи арабского мыслителя ХП в. Аверроэса (Ибн Рушда),который прославился своими комментариями к сочинениям Аристотеля.

[37] См.: Таранов П. Энциклопедия высокого ума. М., 1997. С. 226.

[38] См.: Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. С.274.

[39] Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 490.

[40] Рационализм в данном случае понимается в широком смысле слова.

Рационализм в узком смысле – это гносеологическое учение, противостоящее эмпиризму.

 

[41] Эмпиризма - гносеологическое направление, которое основой познания, его главным источником и критерием истинности признает чувственный опыт.

 

[42] Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2-х т. М., 1969-1971. Т.1. С. 373.

[43] Декарт в переводе на латинский язык означает Cartesius – Картезий.

[44] .Декарт. Сочинения в 2-х т. М., 1989. С. 269.

[45] Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957. Т. 1. С. 308.

[46] Лейбниц. Соч. В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 82.

[47] Гельвеций К. Сочинения: В 2т. Т.2. М., 1974. С. 506.

[48] Кант И. Собр. Соч.: В 6 т. Т.4, ч. 1. М., 1965. С. 499.

[49] Фихте. Избр. Соч. Т.1. С. 456.

[50] Мир философии. М., 1991. Ч.1. С. 40.

[51] Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма. М.-Л., 1936. С. 12.

[52] Там же. С. 14.

[53] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т.2. С. 33.

[54] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 32.

[55] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 263.

 

[56] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. М., 1900. С.3..

[57] Там же. С. 18.

[58] Там же. С. 337.

[59] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 100.

[60] Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. М., 1990. Т.1. С. 62..

[61] Там же.

[62] Там же. Т.2. С.346.

[63] Там же. С. 644.

[64] Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1967. С. 109.

[65] Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 12.

[66] Там же.

[67] См.: Современная буржуазная философия. М., 1978. С. 481-482.

[68] На путях постмодернизма. М., 1995. С. 175.

[69] Ломоносов М.В. Избр.филос. соч. М., 1950. С. 98.

[70] Радищев А.Н. Полн.собр.соч.: В 2 т. М., 1938-41. Т.2. С. 98.

[71] Там же. С. 86.

[72] Индетерминизм – это концепция, которая отрицает причинную обусловленность всех явлений. Выражением индетерминизма стали идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами (Божественной целью).

[73] Флуктуация - отклонение системы от некоторого среднего состояния.

[74] Точка бифуркации – это точка ветвления путей развития нелинейных систем.

[75] См.: Голод С.В. Новые аспекты реальности микромира в искусственных нанообъектах/Сб. «Новые» и «вечные» проблемы философии. М., 1999. С.91-101.

[76] Недиалектическое (метафизическое) отрицание – это деструктивное отрицание, поскольку его результатом является полный отказ от всего того, что связано с прежним состоянием предметов или явлений. После такого отрицания развитие уже невозможно.

[77] Спиркин А.Г. Философия. М., 1998. С. 383.

 

[78] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 80.

[79] Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. С. 254.

[80] Павлов И.П. Лекции по физиологии. М., 1952. С. 21.

[81] Гегель Г.Ф. Наука логики, т. 3. М., 1972. С. 290.

[82] Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 22.

[83] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978. С. 204.

[84] Винер Н. Творец и робот. М., 1966. С. 73-74.

 

 

[85] Бердяев Н.А. Человек и машина.// "Вопросы философии", 1989, N 2,

с. 155.

 

[86] Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 234.



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 362;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.074 сек.