Общество как предмет философского анализа
Понятие «общество» определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают как определенный этап исторического развития человечества, так и конкретную страну, а также определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Например, феодальное общество, российское общество, общество собаководов.
В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Из всех явлений действительности общественная жизнь – одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей складываются многообразные общественные отношения, которые и формируют общество как устойчивую и в то же время сложноорганизованную, динамическую, саморазвивающуюся, открытую систему.
С древнейших времен философов интересовали вопросы общественного развития. Уже в древневосточной и античной философии разрабатывались учения об общественном устройстве, о взаимоотношениях людей, о государстве. Существенный вклад в теорию государства внесли Платон и Аристотель, у которых понятие государства мало чем отличалось от понятия общества.
В средние века Августином Блаженным и Фомой Аквинским была дана религиозная трактовка общества, утверждалась идея сотворенности общества Богом.
Только к XYIII веку философское истолкование общества вышло за пределы средневекового учения. К этому времени относятся первые серьезные попытки создать науку об обществе, вскрыть естественные законы общественной жизни. В это же время начинает оформляться идея историзма, в которой общество рассматривается как непосредственное продолжение развития природы. В рамках данной концепции немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер(1744-1803) утверждал, что история общества сливается с историей природы. Человек неразрывно связан со всеми природными стихиями, растительным и животным миром. Причины общественного развития Гердер усматривал во взаимодействии природных, географических, климатических факторов и социальных, культурных сил. В истории, как и в природе, все развивается из определенных естественных условий в соответствии со строгими законами. Закон прогресса в истории основывается на законе прогресса в природе и обнаруживается в духовных устремлениях человечества.
Стремление философов естественными причинами объяснить происхождение и существование общества привело к разработке натуралистических концепций. В них общество предстает как сумма индивидов, удовлетворяющих свои природные потребности, и отрицается качественная специфика общественных законов.
Размышления над проблемой связи человека и общества привели к выделению в социальной философии субъективистского и объективистского подходов к данной проблеме.
Субъективистский подход отрицает наличие объективных законов общественного развития. В общественной жизни человек руководствуются законами, вытекающими из его собственной природы. В силу этого общество понимается как сумма автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору.
Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864-1920), создавшему концепцию социального действия. Социальное действие– это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, то есть направлено на других людей и вызывает их реакцию. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например, он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.
Для объективистского подхода свойствен детерминизм: общество производит тех людей, которые ему нужны. Он утверждает объективные основанияобщественной жизни и истории. При этом эти основания могут трактоваться как с идеалистических, так и с материалистических позиций. Примером объективистского понимания взаимосвязи человека и общества с идеалистических позиций может служить учение известного французского философа и социолога Дюркгейма, а с материалистических позиций – марксистское учение об обществе.
В отличие от М.Вебера Эмиль Дюркгейм(1858- 1917) утверждал объективные основания общественного развития. При этом объективность трактовалась им как независимость только от индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание он рассматривал в качестве объективной причины общественной жизни.
Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Он не волен выбрать свой язык или отказаться от существующей денежной системы. Индивид вынужден подчиняться коллективному сознанию. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п.
Материалистическое понимание истории было создано К.Марксом и Ф.Энгельсом. До этого на протяжении многих веков абсолютизировалась духовная сторона жизни общества, и общественная жизнь рассматривалась исключительно с идеалистических позиций. Так, философы эпохи Просвещения полагали, что основной движущей силой общественного развития является Разум. Они были убеждены в том, что распространение знаний позволит организовать общественное устройство, соответствующее разумной природе человека, и обеспечит общественный прогресс. Невежество и различного рода предрассудки они считали тормозом развития общества.
Гегель развитие человеческого общества рассматривал как саморазвитие разума, под которым понимал надындивидуальное начало – абсолютную идею, или объективный дух. Носителем объективного духа в ту или иную эпоху является дух какого-то одного народа. Гегель обосновывал мысль, что именно немецкий народ выступает носителем всемирно-исторического прогресса.
Другие представители немецкой классической философии определяющую роль в развитии общества отводили моральному, правовому или религиозному сознанию.
Господство идеалистических взглядов на общество и вся сложность формирования материалистического понимания истории заключались в том, что в обществе трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, существующие вне его. Не отрицая роли идей в общественной жизни, классики марксизма пытались определить причину господства в определенные исторические периоды тех или иных взглядов. Оказалось, что взгляды людей изменяются вместе с изменениями условий их жизнедеятельности.
Реальный процесс жизни людей Маркс определил как общественное бытие. Общественное бытие включает в себя всю совокупность общественных материальных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и распределения материальных благ, в семье, в культурно-бытовой сфере. Общественное бытие обусловливает содержание общественных идей, воззрений, чувств.
Решающее значение в осмыслении общественной жизни в рамках концепции материалистического понимания истории придается прежде всего материальному производству и производственно-экономическим отношениям. Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей.
В марксистской философии преодолевается натуралистический редукционизм, сводящий общественные законы к законам природного мира, а также субъективистский подход к пониманию законов общественного развития. В ней утверждается, что законы общественного развития столь же объективны, как и законы природы, но при этом имеют свою специфику. Она заключается, прежде всего в том, что в механизм действия общественных законов включена сознательная деятельность людей.
В XIX веке благодаря эмпирическим социальным исследованиям началась разработка социологии как самостоятельной науки. Понятие «социология» было введено французским философом Огюстом Контом(1798-1857). Придерживаясь позиции натурализма, он писал, что нет принципиального различия между естественными и общественными науками и что общественные науки должны строиться по образцу естественнонаучного знания. Поэтому социологам следует изучать эмпирические факты и их закономерности.
В представлении Конта, социология – это единственная и универсальная наука об обществе, которая растворяет в себе все специальные общественные науки.
В современном понимании социология изучает функционирование и развитие отдельных социальных систем в их связи с общественным целым.
Изначально идеи социальной философии и социологии были тесно переплетены. И в настоящее время сложилось два понимания основного смысла социальной философии: собственно философское и социологическое. В собственно философском смысле социальная философия выявляет качественное своеобразие общества, общие законы, движущие силы и этапы общественного развития, определяет фундаментальные цели, идеалы, ценности и перспективы общества. В социологическом смысле социальная философия исследует общетеоретические общественные проблемы с помощью категорий общей социологии.
Взаимосвязь социальной философии и социологии выражается в том, что социальная философия, с одной стороны, нередко становится источником социологии, а с другой стороны, сама получает дальнейшее творческое развитие в рамках разнообразных социологических теорий, например, Э.Дюркгейма и М.Вебера.
В современной философии широкое распространение получили социальные концепции, относящиеся к сциентистскому направлению. В этих концепциях доминантными факторами общественного развития считаются наука, техника, научно-техническая и иная информация. К сциентистскому направлению относятся теория пяти стадий экономического роста американского экономиста и социолога Уитмена Ростоу(р. 1916), теория индустриального общества французского ученого и публициста Раймона Арона (1905-1983), концепция постиндустриального общества американского социолога Даниела Белла (р. 1919) и др.
Многообразие социальных концепций обусловлено и многообразием существующих обществ, и сложностью социальных систем, их многоаспектностью и многофакторностью.
Общество и природа
Выявление качественной специфики общества осуществляется в социальной философии через определение характера его связи с природой. Как сложная открытая система общество испытывает на себе большое влияние со стороны природной среды, одновременно оказывая на нее обратное воздействие.
Вопрос о взаимосвязи общества и природы является крайне важным не только в теоретическом, но и в практическом отношении, поскольку затрагивает актуальные проблемы, связанные с отношением человека к окружающему миру, с существованием самого общества.
Природа –это та часть материального мира, которая не создана человеком и существует независимо от него. Она является естественным условием существования человека, и человеческое общество есть продукт длительного развития природы. Однако общество как обособившаяся часть природного мира развивается по своим собственным законам. Специфика общественного развития заключается в том, что все существующее в обществе представляет собой то или иное проявление практической человеческой деятельности.
По мере расширения общественной производственной деятельности менялось отношение человека к природе. В древности человек не отделял себя от природы, он переносил на нее свои свойства, представлял ее одушевленной. Гармония человека и природы обосновывалась античными мыслителями. Так, например, стоики, утверждая органическую связь человека с природой, благой и счастливой считали жизнь в согласии с природой и ее законами.
В средние века утвердилась идея возвышения над природой. Природа трактовалась как воплощение изменчивого и преходящего материального начала и противопоставлялась сотворившему ее вечному и неизменному Духу – Богу, к которому и должны быть устремлены все помыслы человека.
В эпоху Возрождения была осуществлена реставрация античного мировосприятия природы как воплощения гармонии и совершенства.
В философии нового времени, ориентированной на науку, природа стала объектом научного исследования. Тогда же сложилось представление о природе как о раз и навсегда самодействующей машине, выступающей объектом производственной эксплуатации. Определяющей стала идея господства человека над природой.
Только в современную эпоху произошел переход от идеи абсолютного господства обшества над природой к идее гармонизации их отношений. Идея гармонизации предполагает ответственное отношение к природе, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы, учет того, что человек является частью природы, связан с ней непосредственными узами, зависит от нее.
В этот процесс взаимодействия природы и общества включена не вся природа, а лишь та ее часть, которая определяется познавательными и технологическими возможностями человека и которая обозначается понятием «естественная среда». Однако естественная среда является необходимым, но не единственным условием существования человеческого общества. Преобразовывая и изменяя естественную среду своего обитания, оно создает «искусственную среду». Это орудия труда, дороги, транспорт, жилища, заводы, города и т.д. Таким образом, развитие общества происходит в сложных материальных условиях, включающих как естественную, так и искусственную среду обитания. Соотношение естественной и искусственной среды обозначается понятием «окружающая среда».
Совокупность всех естественноисторических условий, в которых существует общество, называют географической средой. Географическую среду образуют такие природные элементы, как рельеф, климат, почва, богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути сообщения. Общество во многом зависит от географической среды. Особенно это характерно для ранних ступеней общественного развития, когда люди успешнее развивались в регионах с более мягким климатом, богатым растительным и животным миром.
С совершенствованием орудий труда, технических средств зависимость человечества от географической среды уменьшается, обитаемыми становятся области с суровым климатом и малоплодородными почвами. Однако многие мыслители прошлого определяющим фактором общественного развития считали именно географическую среду. Такие представления получили название географического детерминизма. Один из основоположников географического детерминизма французский философ и историк Ш.Л.Монтескьё (1689-1755) утверждал, что географические условия определяют не только психологию, нравы, обычаи людей, но и строй общественной жизни, законы государства. Тем самым он отрицал специфику общественного развития.
Многие философы признают, что географическая среда как одно из важнейших материальных условий жизнедеятельности общества, безусловно, влияет на его развитие. В частности, Маркс обратил внимание на то, что родиной капитала стал умеренный пояс. Но ни Маркс, ни большинство других мыслителей не абсолютизируют роль географической среды, отмечая, что характер ее влияния на общество зависит от социальных факторов, от уровня производительных сил.
По мере развития общества роль искусственной среды его обитания возрастает. В настоящее время значительную часть своих материальных и духовных потребностей человечество удовлетворяет за счет искусственной среды. Основу развития искусственной среды составляет научно-технический прогресс. Он позволил создать искусственную реальность, равномощную природной реальности. Мир, в котором живет современный человек, нередко называют техносферой. Она поглощает естественную природу, вызывает деградацию природного начала. С одной стороны, техносфера расширяет возможности человека, обеспечивая благоприятные условия и способы его жизнедеятельности, а, с другой стороны, увеличивает пропасть между человеком и природой.
В связи с тем, что восстановление естественной среды происходит медленнее, чем ее нынешнее потребление человеком, возникает экологический кризис. Человечество и раньше сталкивалось с различными экологическими кризисами (наводнения, землетрясения, эпидемии и т.д.), но они были вызваны стихийными силами природы, носили локальный характер и не угрожали существованию человечества в целом.
Для современной эпохи характерен всепланетарный охват природы: человеческая деятельность затронула и ближайший космос, и мир элементарных частиц. Значительно разнообразились связи между странами. Вследствие стремительной интернационализации хозяйственной деятельности взаимодействие природы и общества приобрело черты единой целостной системы, а экологические проблемы стали глобальными.
Задача, стоящая перед человечеством, - найти выход из экологического кризиса. Ученые предлагают радикально-негативное, радикально-позитивное и радикально-умеренное решения этой задачи.
Суть радикально-негативной позиции состоит в отказе от достижений научно-технического прогресса и возврате к натуральному хозяйству. Утопичность такого решения экологической проблемы очевидна, поскольку натуральное хозяйство не в состоянии обеспечить необходимые потребности людей, число которых возросло многократно.
Сторонники радикально-позитивной концепции выход из экологического кризиса видят в полной замене биосферы техносферой. Однако такая замена может привести к разрушению человеческой телесности и духовности, которые неразрывно связаны с функционированием биосферы.
В радикально-умеренной концепции делается попытка преодолеть крайности первых двух подходов к решению экологических проблем. В этой концепции акцентируется внимание на гармонизации взаимодействия научно-технического прогресса и биосферы. По утверждению сторонников данной позиции, должны внедряться только те технологии, которые совместимы с функционированием биосферы.
Особую актуальность в современных условиях приобретает учение о ноосфере. Термин «ноосфера» (от греч. noos – ум, разум) был введен в 20-е годы ХХ века французским философом Э.Леруа. Представление о ноосфере развивал другой французский мыслитель и ученый Тейяр де Шарден. Под ноосферой он понимал идеальную мыслящую оболочку, которая облекает земной шар с тех пор, как на нем появился человек.
С естественнонаучных позиций рассматривал ноосферу российский академик В.И.Вернадский. Созданная им теория биосферы привела его к идее ноосферы. Ученый пришел в выводу, что появление жизни означало переход от геологической и геохимической эволюции Земли к биосферному ее существованию. Жизнь стала регулирующим и конструирующим центром круговорота веществ и энергии на Земле. Человек, «как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно изменяет»[100]. Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты. Разум человека, устремленная и организованная воля его, как существа общественного, есть космическая сила, способная изменить биосферу Земли в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это изменяющее Землю воздействие человека, который руководствуется при этом своим разумом, Вернадский назвал ноосферой.
Ноосфера – это сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Она включает постоянное проявление естественных процессов природы, но эти процессы контролируются и регулируются человеком в соответствии с данными науки. Ноосфера не ограничивается рамками нашей планеты. Ее пределы постоянно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.
Вернадский обращал внимание на то, что материально-техническая деятельность людей по изменению природной среды должна сопровождаться коренными социальными изменениями, процессом экономического и социального объединения человечества в единую мировую ассоциацию.
Необходимой составной частью экологической проблематики являются вопросы развития нравственности и экологического воспитания. Современный российский ученый Н.Моисеев, рассуждая о путях перехода в эпоху ноосферы, писал: «Умение искать компромиссы, уважение к чужим жизненным стандартам, умение ценить природу, подавлять собственную агрессию, …обретение чувства общепланетной общности – это те атрибуты нравственности, которые необходимы уже в самом ближайшем будущем.[101].
Основная задача экологического воспитания состоит в том, что сформировать у человека новое экологическое мышление, для которого высшей нравственной ценностью будут экологические приоритеты: выживание человечества и коэволюция, то есть взаимосогласованное развитие человека и природы.
Экологическое воспитание основывается на экологической этике. Одним из основоположников экологической этики считается немецко-французский философ, богослов, музыкант, врач и писатель Альберт Швейцер(1875-1965), который посвятил свою жизнь непосредственному служению людям. По его мнению, этика должна исходить из следующего всеобъемлющего факта сознания: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди других жизней, которые хотят жить»[102]. Основным принципом нравственности он считал «равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой»[103].
Признание принципа «благоговения перед жизнью» требует от человека любви, преданности, сопереживания, сопричастности с другими живыми существами, бережного отношения ко всему живому. Согласно Швейцеру, ценность одной жизни перевешивает все иные ценности цивилизации.
В отличие от традиционной этики, которая занимается нашим отношением к людям, предметом экологической этики являются наши отношения ко всему сущему. Поэтому именно с помощью экологической этики люди смогут достичь духовной связи со вселенной.
Экологическая этика предлагает императивы, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы при условии, что они будут практически пронизывать все сферы человеческой деятельности: не только воспитание, но и науку, и материальное производство, и политику, и т.д. Во-первых, необходимо отказываться от любых действий, которые могут снизить возможность существования будущих поколений. Во-вторых, мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния окружающей природной среды. В-третьих, недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.
Эволюция взаимодействия природы и общества идет в направлении неуклонного возрастания мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду в ходе его развития и расширения ноосферы.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 1042;