Основные сферы общественной жизни


 

Основным способом совместной жизни людей является общественное производство,которое позволяет наследовать историю и творить ее.Понятие «общественное производство» использовалось уже Д.Локком и А.Смитом и обозначало процесс целенаправленной деятельности людей, который в то же время приводит к непредсказуемым результатам. К.Маркс трактовал это понятие как способ совместной жизнедеятельности людей, продуктом и результатом которого является общество. По его утверждению, форма общества складывается в процессе совместного производства людьми своей общественной жизни.

Производство называется общественным потому, что оно выполняет жизненно важные социальные функции: воспроизводство материальных условий существования людей; производство самих людей как общественных индивидов; производство социальных связей и отношений; производство идей и духовных ценностей.

Познавательно-методологический потенциал понятия общественного производства состоит в том, что оно приложимо как к материальным, так и нематериальным видам деятельности.

В процессе общественного производства формируются основные, взаимосвязанные друг с другом сферы жизни общества – экономическая, социальная, политическая и духовная.

В экономической сфере жизни общества воспроизводятся материальные условия существования людей, создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей. Содержание экономической сферы составляет материальное производство.

Многие философы поддерживают идею о ведущей роли материального производства. Маркс выразил эту идею в качестве основного закона социальной философии следующим образом: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества». Под влиянием марксизма традиция считать материально-производственную деятельность основой общественного производства стала ведущей в отечественной философии. Однако в силу того, что в развитых странах в последние десятилетия сложилась устойчивая тенденция к снижению доли материального производства, которое уступает место сфере услуг, мощной индустрии развлечений, меняются представления о характере связи общества и материального производства. И сегодня философы обращают внимание на то, что, хотя материальное производство остается основой общественных изменений, в качестве важнейшего источника этих изменений все чаще выступает нематериальное производство.

Материальное производство – это трудовая деятельность человека по преобразованию природы, направленная на создание материальных благ, которые служат удовлетворению человеческих потребностей и интересов. В процессе материального производства происходит взаимодействие двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Материальное производство как неразрывное единство этих двух сторон в современной философии принято обозначать понятием «способ производства».

Активной стороной способа производства являются производительные силы. Производительные силы – это все то, посредством чего осуществляется производственная деятельность. Они включают в себя орудия и средства труда, а также людей, обладающих необходимыми для трудовой деятельности навыками, знаниями и опытом.

Орудиями труда называют специальные инструменты, созданные человеком с целью воздействия на природный мир и преобразования его в своих интересах.

Средства трудапредставляют собойсовокупность объектов, которые составляют так называемую«сосудистую систему» общества: природные коммуникации, транспорт, хранилища, склады и пр. инфраструктуру. Уже первобытный человек использовал реки и водоемы для того, чтобы куда-то добраться или что-то перевезти. А знаменитый путь «из варяг в греки» способствовал созданию общерусского государства. Умение хранить, консервировать, запасать и накапливать продукты стало величайшим достижением человечества и сегодня является важной составляющей материально-производственной деятельности.

Все то, на что направлена трудовая деятельность человека, определяется как предмет труда. Предметы труда могут быть как природными (земля, леса, дичь, полезные ископаемые и т.п.), так и искусственными (созданные человеком волокна, пластмассы и т.п.).

Взятые вместе предмет труда, орудия и средства труда составляют средства производства. Они являются вещным компонентом производительных сил.

В качестве личностного и главного компонента производительных сил всегда выступали и выступают люди, которые приводят средства производства в действие. В современных условиях люди как участники трудовой деятельности должны обладать не только производственным опытом, определенными навыками и умениями, но и необходимым минимумом научных знаний.

Когда только возникло понятие производительных сил общества, оно определенно связывалось с созданием материальных вещей из природного материала. В этом была своя логика, ибо производство изначально имело цель – создание наиболее насущных и жизненно важных для человека предметов и продуктов. Но по мере развития науки и техники экономика, по словам австрийского экономиста Х1Х века Бем-Баверка, все более использовала «окольные методы», которые удлиняют путь от добычи первичного сырья до выпуска потребительских благ. В экономику стали включать и образование, и науку. В связи с этим менялось и содержание понятия производительных сил Чем дальше от конца технологической цепочки отстоит природный естественный момент, тем более развитыми считаются производительные силы. И в настоящее время, как это и предсказывал Маркс, непосредственной производительной силой становится наука.

Для характеристики способа производства важное значение имеет понятие производственных отношений. Данное понятие указывает на то, как люди связаны и взаимодействуют друг с другом в процессе совместной трудовой деятельности. Поэтому обычно производственные отношения определяют как отношения, которые складываются между людьми в процессе производства материальных благ. Однако в процессе производства между людьми устанавливаются и правовые, и нравственные, и другие виды отношений. Производственные отношения отличаются от них тем, что проявляют себя, прежде всего, как отношения собственности.

Производственные отношения – это отношения по поводу собственности на средства производства, в которые люди вступают в процессе производства материальных благ.

Реальная возможность развития материального производства создается в том случае, когда производственные отношения отвечают наличному состоянию производительных сил и потребностям их дальнейшего развития. Взаимосвязь производительных сил и производственных отношений выражена в основном законе материального производства – в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил.

Характер производительных сил зависит от особенностей орудий труда и их использования: либо они рассчитаны на единоличное, либо на коллективное потребление. Отсюда и производительные силы будут иметь соответственно индивидуальный или общественный характер. Уровень же производительных сил определяется степенью развития общественного разделения труда, использования достижений науки и техники.

Если в экономической сфере осуществляется трудовая деятельность по созданию материальных благ, необходимых для создания нормальных условий существования человека, то в социальной сфере общественной жизни реализуются возможности удовлетворения разнообразных потребностей людей.

В социальной сфере общественной жизни происходит удовлетворение потребностей человека в материальных и духовных товарах и услугах, в образовании, здравоохранении, социальной защите и в защите от чуждых и опасных явлений природы. Она охватывает собой быт, воспитание, досуг.

Основой социальной сферы являются различные социальные группы. Социальные группы – это формы объединения людей, которые образуются для удовлетворения их потребностей посредством совместных, скоординированных, солидарных действий. Связанные системой отношений и взаимодействий они образуют в своей совокупности социальную структуру общества.

Социальная структура общества неоднородна в силу естественного и социального неравенства людей. Выделяются такие разные критерии неравенства, как различия в способностях и темпераменте, факт обладания собственностью, уровень доходов, принадлежность к власти, род занятий, религиозная принадлежность и т.д.

Для описания неравенства между группами людей используют понятие социальной стратификации. Русско-американский социолог П.А.Сорокин, акцентировав внимание на внутренней неоднородности общества, создал учение о социальной стратификации (от лат. stratumслой). Социальная стратификация -это структурированная дифференциация людей на различные социальные слои, между которыми неравномерно распределяются права и обязанности. Она является неустранимой характеристикой любого общества на всех этапах его развития. Сорокин писал о профессиональной, экономической и политической стратификации. В современной социологии количество классификационных признаков увеличивается.

Социальные группы, существующие продолжительное время, обретают черты социальных общностей. Каждая общность носит конкретно-исторический характер, имеет свое специфическое содержание. Все общности людей можно разделить на социально-классовые, социально-этнические, социально-демографические и малые социальные группы.

К социально-классовым общностямотносятся классы, сословия, касты, слои.

В социальной философии были выработаны естественное, религиозное и социально-экономическое обоснования происхождения классов. Например, Аристотель, отстаивая позицию естественного происхождения классов,считал, что отношения господства и подчинения складываются в силу неравенства людей, вытекающего из их собственной природы. С религиозной точки зрения, социальный строй общества предстает раз и навсегда установленным Богом. Суть социально-экономического подхода к решению проблемы происхождения классов состоит в утверждении того, что классы есть результат определенного отношения людей к средствам производства. Так, Ж.Ж.Руссо разделение общества на классы объяснял захватом земли одних людей у других. Марксистская философия предпосылки возникновения классов усматривала в общественном разделении труда, которое способствовало развитию производительных сил, что, в конечном счете, привело к появлению прибавочного продукта и возникновению частной собственности на средства производства.

Отношение к собственности на средства производства классиками марксизма рассматривалось в качестве основной экономической характеристики классов. Впоследствии В.И.Ленин, будучи сторонником экономического обоснования происхождения классов, дал им следующее определение.

Классы это большие группы людей, различающиеся, во-первых, по их месту в исторически определенной системе общественного производства; во-вторых, по их отношению к средствам производства; в-третьих, по их роли в общественной организации труда; в-четвертых, по способам получения и размерам доли общественного продукта. В силу различия их места в определенном укладе общественного хозяйства одна из этих групп может присваивать себе труд других.

По отношению к средствам производства в различные исторические периоды выделяют в качестве основных классы рабов и рабовладельцев, крепостных крестьян и феодалов, пролетариата и капиталистов.

Согласно марксистской теории, с появлением классов важнейшим источником общественного развития стала классовая борьба. Классовая борьба может осуществляться в трех формах: экономической, политической и идеологической.

Экономическая форма классовой борьбы - это борьба за улучшение условий существования классов в пределах данного общественного строя. Политическая форма – это борьба классов за государственную власть и за определенное государственное устройство. Идеологическая форма – это борьба против взглядов и теорий, распространяемых классом-оппонентом.

В середине ХХ века в западной социологии появились понятия высшего, среднего и низшего классов. Для их выделения послужил такой экономический критерий как размер доходов, которыми обладают принадлежащие к ним люди. Высший класс образует верхушка общества. К среднему классу принадлежат предприниматели, высококвалифицированные рабочие, работники умственного труда. В развитых странах к среднему классу относится до 60% населения. В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии. Низший класс составляют люди, имеющие низкий доход и занятые неквалифицированным трудом.

В отличие от классов сословия образуют социальные группы, которые обладают закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями. Например, в российском государстве существовали сословия дворян, мещан, ремесленников, крестьян. Сословный социальный статус может наследоваться, а может приобретаться человеком. Так, нередко представители низших сословий ценой собственных усилий, за заслуги перед Отечеством получали дворянское звание.

Когда складывается система строго фиксируемых сословий, социальную структуру общества можно назвать кастовой. Касты – это обособленные социальные группы, члены которых связаны происхождением и правовым положением и принадлежность к которым является наследственной. История Индии дает нам свидетельство того, что переход человека из одной касты в другую исключается, по крайней мере, при жизни человека.

В социально-классовом пространстве общества выделяются разнообразные слои. Слои – это социальные группы, которые образуются в рамках классов и сословий на основе тех или иных критериев. Например, в зависимости от квалификации в рабочем классе формируются слои так называемой рабочей аристократии, неквалифицированных рабочих.

Переходным статусом в обществе обладают маргинальные слои. Их образуют люди, которые в силу определенных причин (экономические преобразования, реформы в армии, межнациональные конфликты) лишились своего социального положения, были выбиты из привычной жизненной колеи. Крайнюю степень маргинализации в обществе представляют люмпенские слои, так называемые социальные аутсайдеры, например, бомжи, попрошайки, воры, бандиты и т.п.

Социальные общности,которые существуют в рамках определенного отрезка человеческой историии отличаются природными, языковыми, психологическими, хозяйственными и другими признаками, называются этническими.

Этносы – это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Исторически первой социально-этнической общностью был род, основанный на кровной близости.Род обеспечивал различные формы совместной деятельности людей в первобытной общине. Союзы родов, деятельность которых осуществлялась на общей территории, привели к образованию племен. Племена – это совокупность родов, связанных между собой сознанием общего происхождения и общими чертами культуры. Родоплеменные объединения характерны в основном для архаического, первобытного общества.

В рабовладельческом и феодальном обществах доминировали народности, например, эллинская в Древней Греции или древнерусская в период феодализма. Процесс формирования народностиопределялся уже не кровнородственными связями, а такими факторами, как общность территории, языка, психологического уклада.

Развитие товарного капиталистического производства и формирование единого рыночного пространства привели к появлению нации. Общность экономической жизни стала главным фактором в образовании нации. Нация - историческая общность людей, совместно ведущих экономическую жизнь, имеющих общую территорию и язык, единую культуру и специфический психологический уклад, а также общую историческую судьбу.

Всего в современном мире насчитывается до пяти тысяч этносов, но только несколько сотен из них являются нациями.

Социально-демографические общности людейразличаются по разным основаниям. Прежде всего, все население конкретного общества можно разделить по половому признаку на мужчин и женщин, по возрастному – на детей, молодежь, взрослых и пенсионеров, по формам жизнедеятельности и условиям жизни людей – на городское и сельское население и т.д.

Малые социальные группы –это группы, состав которых ограничен и, как правило, состоит от двух до двадцати человек. К малым социальным группам относятся семья, трудовой коллектив.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья является исходной ячейкой социальной сферы и выполняет ряд важнейших функций. Специфические функции семьи вытекают из ее сущности. К ним относят рождение, и социализация детей. Именно с семьи начинается социализация личности. Таким образом, репродуктивная и воспитательная функции – это основные функции семьи. Важная специфическая функция семьи – содержание детей. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и недееспособных детей и других членов. В этом состоит экономическая функция семьи. Принадлежность к семье предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру, то есть семья выполняет социально-статусную функцию. Досуговую функцию семьи характеризует организация семейного отдыха. Кроме того, в семье удовлетворяются потребности в духовном общении и взаимообогащении интересов, в личном счастье и любви.

В истории общества существовали разные виды семьи.

В матриархальной семье наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Традиционную (патриархальную) семью характеризует главенствующее положение отца семейства. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной, характеризуется справедливым распределением домашних обязанностей. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной группы, в гетерогенных семьях супруги принадлежат к разным социальным группам.

Политическая сфера общественной жизни призвана обеспечивать целостность общества, эффективно регулировать взаимодействия индивидов, согласовывать различные группы интересов. Политика, по словам Аристотеля, который и ввел в научный обиход это понятие, есть форма общности, служащая достижению общего блага и счастливой жизни.

Политическая сфера складывается по мере усложнения общественной жизни. В примитивных обществах политики не было, поскольку поведение первобытных людей основывалось на естественном совпадении их интересов, которые сводились исключительно к физическому выживанию. Жизнь родовой общины регулировалась различного рода запретами, верованиями, традициями, обычаями.

Общественное разделение труда, возникновение частной собственности привели к дифференциации потребностей людей, к образованию социальных групп с противоположными интересами. В этих условиях и появилась необходимость в политической деятельности по согласованию и интеграции разнородных интересов ради сохранения целостности общества.

Политическая сфера общественной жизни – это сфера взаимодействия индивидов, социальных групп и борьбы между ними из-за несовпадения присущих им имущественных, правовых, нравственных и иных интересов и жизненных позиций.

Конкретные индивиды и группы как носители интересов выступают субъектами политической жизни. Интересы и потребности людей являются побудительными мотивами политической деятельности, в процессе которой складываются определенные политические отношения, приобретающие разнообразные формы (конфронтации, сотрудничества, компромисса и т.п.).

Сознательное участие людей в политической жизни возможно благодаря политическому сознанию, которое включает в себя как обыденные, так и научные знания о политике и государстве. Освоить эти знания помогает политическая культура, через которую от поколения к поколению передаются опыт, традиции и способы деятельности в политике.

Политическая жизнь как искусство управления государством и обществом должна основываться на определенных принципах и нормах, которые при принятии сознательного решения определяют предел допустимого, что вытекает из интересов безопасности и стабильного развития общества.

Объединение всех членов общества на основе общего интереса обеспечивают политические институты. Среди политических институтов выделяют государство, политические партии, средства массовой информации, группы давления и т.д. Посредством этих институтов устанавливается политическая власть в обществе.

Политическая власть – это реальная способность индивида или определенной группы влиять на других людей, проявлять свою волю и реализовывать свои интересы.

Обычно политическая жизнь трактуется как сфера, в которой руководство и управление общественными процессами осуществляется с использованием механизмов власти. В силу этого утверждают, что политика есть борьба за власть. Кто занимается политикой, писал М.Вебер, тот стремится к власти: либо к власти как средству, либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Средоточием политической власти в обществе является государство. От степени концентрации власти в руках государства, позволяющей ему эффективно влиять на социальные процессы, зависит его значимость.

Существуют разные трактовки государства, его происхождения.

Патриархальная концепция, которая восходит к учениям Конфуция и Аристотеля, рассматривает государство как большую семью. Поэтому монарх, подобно отцу семейства, должен заботиться о своих подданных. Последние же, подобно домочадцам, должны повиноваться своему правителю.

Религиозная концепция, получившая разработку в Средние века, утверждает, что вся власть исходит от Бога и, следовательно, государство есть божественное установление.

Теория «общественного договора» оформилась в Новое время благодаря трудам Гоббса, Локка, Дидро, Руссо и др. Согласно этой теории, возникновению государства предшествует некое естественное состояние человека, которое не дает ему ни каких иных гарантий безопасности, кроме собственной физической силы и изобретательности. Ради сохранения мира, защиты имущества и обеспечения общей безопасности люди пришли к добровольному соглашению о том, что каждый член общества должен отказаться от естественного права защищать себя всеми доступными ему средствами и передать это право государству, чтобы оно охраняло общественные интересы в соответствии с едиными гражданскими законами.

От теории «общественного договора» берет начало современное представление о государстве, свойственное, например, Д.Гэлбрейту. В его трактовке государство есть нейтральная сила, отражающая интересы всех слоев общества.

Во всех перечисленных теориях в качестве социальной сущности государства отмечается то, что оно служит интересам личности и общества в целом.

Социально-экономическая концепция была изложена в рамках марксизма. Происхождение государства Маркс и Энгельс объясняли расколом общества на антагонистические классы. Государство есть та сила, которую создает эксплуататор, чтобы обеспечить регулярное изъятие прибавочного продукта у производителя. В силу этого исторически оправданными границами существования государства является период развития производительных сил от начала производства прибавочного продукта до производства его в размерах, достаточных для полного удовлетворения всех потребностей каждого человека. Но до тех пор, пока этого не произошло, государство, согласно классикам марксизма, остается созданной господствующим классом машиной, предназначенной для того, чтобы держать в подчинении угнетенный класс, машиной для систематического применения насилия.

Теоретики анархизма М.Бакунин и П.Кропоткин утверждали, что государство в любом его виде является орудием насилия над личностью, олицетворяет собой тиранию и эксплуатацию.

В этих концепциях подчеркивается, что социальной сущностью государства является то, что оно выступает средством подавления, насилия.

Исходя из рассмотренных теорий, можно дать следующее определение государства. Государство – это такая форма организации политической власти в обществе, которая осуществляет интеграцию различных социальных групп вокруг общепризнанных целей на основе права с помощью специального аппарата принуждения.

Государство обладает существенными признаками, отличающими его от других политических институтов. Во-первых, полномочия государства распространяются на все население в пределах определенной территории – государственной границы. Во-вторых, государство осуществляет публичную власть через такие органы принуждения, как армия, службы охраны порядка, тюрьмы. В-третьих, государство регулирует жизнедеятельность своих граждан, опираясь на право, то есть систему законов, имеющих общеобязательный характер. В-четвертых, государство обладает правом принудительного взимания налогов, чем обеспечивает свою экономическую самостоятельность.

Государство выполняет определенные функции, объем которых обусловлен степенью развития конкретного общества. Все функции государства разделяют на внутренние и внешние.

Внутренними функциями являются: хозяйственно-организаторская функция, направленная на регулирование экономических процессов; социальная функция, состоящая в удовлетворении потребности людей в социальных благах; правовая функция, обеспечивающая защиту прав и личного достоинства граждан, охрану общественного порядка; культурная функция, способствующая формированию условий для удовлетворения культурных потребностей населения.

К внешним функциям относятся оборона страны и установление контактов с другими странами для взаимовыгодного сотрудничества в различных областях деятельности.

В развивающихся обществах государство, как правило, осуществляет свои функции в полном объеме. Для них характерно усиление роли государства, в первую очередь, в экономической и политической жизни. В развитых обществах число функций государства сводится к минимуму, ограничиваясь в основном выполнением внешних и социально-правовых функций.

Различаются государства по их внешним признакам, формам.

По форме правления, то есть способу организации верховной политической власти, государство может быть монархией (абсолютной и конституционной) или республикой (президентской, парламентской и президентско-парламентской).

По форме государственного устройства,которое определяется территориальным и национальным признаками, выделяют унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Унитарное государство – это, как правило, мононациональное государство, для которого характерна абсолютная политическая неделимость и целостность. В таком государстве (например, Франция, Англия, Япония, Греция и др.) существует единое законодательство, единые органы власти, единые гражданство, налоговая и кредитная политика.

Федеративное государство представляет собой добровольное образование единого союзного государства несколькими государственными образованиями при сохранении ими определенной политической и юридической самостоятельности. Такое государство может основываться как по территориальному (например, США или ФРГ), так и по территориально-национальному принципу (РСФСР или Индия).

Конфедеративное государство - союз нескольких государств для проведения совместной политики в определенных целях при их полной юридической и политической самостоятельности и отсутствии центральной власти, общего законодательства, гражданства, судебной системы. Союз этот непрочный. Обычно со временем он либо распадается, либо преобразуется в федерацию. Так, США первоначально были конфедерацией и только во второй половине Х1Х века стали федерацией. Сегодня наблюдается тенденция к складыванию конфедерации в рамках Европейского союза.

По политическому режиму, который определяется методами осуществления государственной власти, государства бывают деспотическими, тираническими, тоталитарными, авторитарными и демократическими.

Тиранический режим отличается от деспотического тем, что лицо, единолично осуществляющее правление, насильственно захватило власть, а не получило ее законным образом, например, по наследству.

Тоталитарный режим – это режим некой социальной группы (закрытой правящей элиты), которая опирается на власть одной партии и стремится осуществить полный контроль над всеми сферами общественной жизни.

Авторитарный режим – это режим, который в отличие от тоталитарного не исключает единоличную диктатуру, опирающуюся прежде всего на армию, но допускает в сфере экономики свободу предпринимательской деятельности.

При демократическом режиме обеспечивается реальное участие граждан в управлении в рамках конституционных процедур или действенный контроль за осуществлением власти со стороны народа.

Выделяют также такие типы государства, как правовое и социальное.

Правовое государство – это государство, в котором и само государство, и все его социальные общности, и отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом к нему отношении.

Идея правового государства берет начало от римского права, суть которого заключена в формуле: «пусть погибнет государство, но торжествует закон». Эта идея получила реальное наполнение с выдвижения Дж.Локком принципа разделения властей, а И.Кант положил начало разработке концепции правового государства. Наиболее полный опыт практической реализации этой концепции был осуществлен в США.

Правовое государство основывается на таких принципах, как разделение государства и общества, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности, гарантия прав личности.

Социальное государство – это такая форма организации государственной власти, при которой осуществляется забота о благосостоянии граждан. Оно основано на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия. Становление социального государства возможно только при достижении достаточно высокого уровня экономического развития общества.

В традиционном (рабовладельческом и феодальном) обществе государство регламентировало практические все стороны общественной жизни. Становление буржуазного общества привело к обособлению от государства гражданского общества. Это было обусловлено тем, что в буржуазном обществе индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения законодательно признаются свободными и полноправными участниками общественной жизни. Принятие биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции стало реальным основанием функционирования гражданского общества.

Основу гражданского общества составляет свободный индивид, который в своей повседневной жизни реализует в основном частные интересы, а потому не нуждается в государстве. В данном случае для него более значимую роль играют такие неполитические институты, как семья, церковь, различные культурные, научные, спортивные, профессиональные объединения, которые охраняют и расширяют свободу человеческой личности и составляют сферу гражданского общества.

Гражданское общество – это такая сфера общественной жизни, в которой взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Россия лишь вступила на путь формирования гражданского общества, поскольку такие необходимые его основания, как частная собственность, рынок, конкуренция, демократия пока еще не стали важнейшими ценностями для большинства российского населения. И в этих условиях государство должно стать гарантом создания надежных предпосылок для удовлетворения повседневных потребностей своих граждан.

Хотя государство и гражданское общество представляют собой противостоящие друг другу стороны общественной жизни, между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Когда потребности отдельных индивидов затрагивают интересы социальных групп, то их реализация невозможна без вмешательства государства, которое призвано противодействовать процессам дезинтеграции в обществе. Главное, чтобы государство не поглотило гражданское общество и не отказалось бы от стремления обеспечивать условия для реализации прав и свобод отдельного гражданина. А чем более зрелым будет гражданское общество, тем больше у государства появляется возможностей стать правовым демократическим государством.

Духовная сфера общественной жизни представляет собой, прежде всего, процесс производства людьми форм своего сознания, а также его распространения и потребления.

В обществе сознание выступает как общественное сознание. Понятие «общественное сознание» характеризует реальное содержание и способ существования сознания конкретного общества. Общественное сознание есть совокупность идей, взглядов, теорий, а также настроений, чувств, привычек и нравов определенных социальных общностей и общества в целом на том или ином этапе его развития.

Общественное сознание выражает идеальный уровень социальной жизни, являясь отражением общественного бытия. При этом отражение общественного бытия в общественном сознании может быть весьма различным и отнюдь не всегда верным.

Важнейшая особенность общественного сознания состоит в том, что оно определяется общественным бытием не прямо, а лишь в итоге, в конечном счете. Это означает, что общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, то есть имеет свои собственные, внутренние закономерности формирования и развития. Это закономерности преемственности, опережения или отставания, активной роли общественного сознания.

Преемственность проявляется во внутреннем процессе содержательного развития знаний, когда осуществляется связь старого с новым и новые идеи исходят из уже известного мыслительного материала. Благодаря преемственности многие позитивные идеи прошлого сохраняют свое значение для последующих поколений людей.

Отставание общественного сознания от общественного бытия во многом обусловлено консервативностью сознания, что связано с существованием традиций, с силой привычек, а также с заинтересованностью определенных социальных групп в сохранении отживших представлений ради удержания своей власти в обществе.

Под опережением общественным сознанием общественного бытия имеют в виду способность общественного сознания предвидеть будущие события на основе выявления тенденций, присущих данному общественному бытию.

Активная роль общественного сознания заключается в его обратном воздействии на общественное бытие. В зависимости от конкретных экономических, социально-психологических и идеологических факторов общественное сознание может ускоря



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 438;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.