Религиозная философия поздней античности


Центром религиозной философии в начале новой эры была Александрия. Здесь в семье еврейских жрецов родился Филон (ок. 25 до н.э. – 50 н.э.).Его называют «первым теологом»[33], поскольку он стремился соединить человеческое знание с божественным откровением.

Находясь под сильным влиянием греческой философии, Филон Александрийский, создал учение, в котором переплетаются идеи греческого и еврейского мировоззрений. Он поддерживал мысль, согласно которой греческая мудрость заимствована из Библии и Моисей был учителем великих греков. В частности, он утверждал, что Гераклит у Моисея заимствовал положение о раздвоении единого целого на враждующие противоположности и о рождении всего многообразия мира из их совокупления.

Филон исходил из иудейских представлений о едином личном Боге, платоновского учения об идеях и стоической философии. Личностное понимание Бога привело мыслителя к утверждению основного принципа его философии - абсолютной трансцендентности Бога. То, что лично, не может быть составлено из чего-то внеличного и существует без всяких предпосылок.

Филон заложил основы апофатического (отрицательного) богословия, рассматривая Бога как чистое бытие, как истинно сущее, о котором человеку известно только то, что оно существует, но не известно, какое оно. Бог Филона выше платоновского единого и блага.

Филон ввел понятие творения, неведомое древнегреческой мысли. Самым высшим и совершенным творением Бога является Логос. Логос – это первородный сын Божий, идея идей, вселенское основание человеческого разума. Он осуществляет переход от божественного первоначала к чувственному миру. В соответствии с Логосом и посредством его Бог творит сначала более близкие себе существа – Дух Божий, ангелов, а затем мир вещей.

Бог вдохнул в человеческую душу свой Дух, и теперь душа может быть бессмертной в той мере, в какой она взращивает себя в Духе. Не душа, как думали греки, а именно Дух соединяет человека с Богом. Главную задачу человека Филон Александрийский видел в следовании Логосу и в мистическом единении с Богом. Он выдвинул теорию восхождения к Богу посредством экстаза.

Выделение в человеке не только тела и души, но и Духа, который прямо исходит от Бога, позволило Филону говорить о людях как о «детях Божьих» и, следовательно, об их равенстве перед Богом.

Учение Филона о Логосе как о «перворожденном Сыне несотворенного Отца» заложило основы христианского вероучения и сделало александрийского религиозного мыслителя непосредственным предшественником христианства. Философия Филона Александрийского повлияла также на становление последней оригинальной философской школы античности - неоплатонизма.

 

И М Е Н А
Плотин(204 – 270) – древнегреческий философ, родом из Египта, учился в Александрии. Затем в Риме возглавил философскую школу. Только в зрелом возрасте стал записывать свои мысли. Он завещал своему ученику Порфирию привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий систематизировал все труды учителя, разделил их на шесть групп по девять произведений в каждой дой группе. Поэтому они получичили название «Эннеады», что по-гречески значит «девятка». Единственным достоверным источником сведений о Плотине является сочинение Порфирия «Жизнь Плотина».

Неоплатонизм – самое влиятельное направление позднего эллинизма, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей, развитых Аристотелем, стоиками и другими философами.

Создателем неоплатонизма был Плотин. Он организовал в 244 году в Риме школу, которая в отличие от всех других древнегреческих школ учила человека подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и достигать его.

Плотин развил платоновское учение о высшем Благе как принципе бытия таким образом, что идея Блага сливается у него с божеством и становится принципом жизни - Единым.

Единое является основанием единства любого сущего. Согласно Плотину, без единства ничто не может существовать. Лишившись единства, все вещи утрачивают свою сущность, становятся нечто иным. Например, войско, если оно не будет единым, - это уже не войско, а отдельные вооруженные люди, которые, в свою очередь, представляют собой то, что они есть только настолько, насколько есть в них единое.

Давая всему существование, Единое стоит выше бытия. Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Поэтому его нельзя помыслить, познать, выразить в словах человеческого языка.

Единое– это божественный абсолют, который является причиной самого себя, который ни от чего не зависит, в то время как все прочее существующее зависит от него. Единое есть «самопродуцирующая активность». Оно не творит все формы бытия; все существующее проистекает из него. Истечение переполненного благом Единого Плотин назвал эманацией. Извечным источником эмации является божественный свет, освещающий все вокруг себя.

Процесс эманации является последовательной деградацией идеального первоединства. Сначала Единое эманирует в Мировой Ум или Дух, который включает в себя всю совокупность идей. Мысля свое содержание – идеи, Ум одновременно творит их и выступает первообразом всех вещей. Ум еще переполнен благом и изливается в Душу.

Мировая Душа – следующая ступень эманации Единого. Душа имеет две стороны, одна из которых обращена к Уму, а другая – к чувственному миру, выступая принципом его самодвижения. Она объемлет собой души звезд, планет, растений, животных, людей. В Душе уже меньше блага и единства.

Последняя ступень деградации Единого – материя. Материя, лишена блага и единства, поскольку она есть результат угасания свечения Единого. Поэтому Плотин трактует материю как небытие, «тьму», как источник зла.

Плотин разработал учение о зле как о лишенности добра. Материя – зло, ибо обделена Благом. А поскольку материя не является самостоятельным началом, то зло, в отличие от Блага, не обладает субстанциональностью. Оно не есть негативная сила, противостоящая позитивной. Зло - это просто лишенность позитивного, его дефицит.

С онтологией Плотина тесно связана его этика. Мировая Душа объемлет собой все индивидуальные души; ее рождение в теле означает дробление единой души. Поэтому душа каждого человека находится в связи, как с божественной Душой, так и с чувственным миром.

Для обыденного низменного человека тело важнее души, он тешит свое тело, нисколько не беспокоясь о душе. Душа такого человека полностью зависит от прихотей его тела. Возвышенный человек, напротив, обращается к глубинам своей души и там находит покой и безмятежность. Он развивает в себе способности к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию. И хотя душа возвышенного человека все еще и пребывает в теле, но от тела независима.

Цель земной жизни Плотин видел в том, чтобы отрешиться от чувственного мира, телесности и слиться с Единым. В этом заключается высшая добродетель, доступная возвышенному человеку.

Наряду с высшей добродетелью Плотин признавал существование гражданских добродетелей. Эти добродетели помогают человеку подавлять низменные инстинкты, но не приводят к высшей добродетели. Она достижима только посредством очищения души и уподобления ее божеству через теорию, катарсис и экстаз.

Теория,или страстное созерцание, - это слияние с Мировой Душой. Катарсис, или очищение,- это слияние с Мировым Умом. Экстаз – это мистический союз с Единым. Только совершенство нравственной жизни приводит к экстазу. Акцентируя внимание на активности души, Плотин трактовал жизнь как постоянную борьбу человека за нравственное совершенство.

Идеи Плотина получили дальнейшее развитие у Ямвлиха(ум. ок. 330 г.), который основал свою школу в Сирии. Последняя неоплатоновская школа была организована в Y веке Проклом (410 – 485) в Афинах.

Неоплатоническое учение о триединстве Единого, Ума и Души, о мистическом постижении Единого, о зле как недостатке добра оказало определенное влияние на формирование некоторых догматов христианства и на последующее развитие христианской патристики.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы характерные особенности античной философии?

2. Кто такие досократики?

3. Какую философскую школу считают первой в античной философии?

4. Что Гераклит полагал источником изменений?

5. Каковы, согласно элеатам, основные характеристики бытия?

6. Что хотел доказать Зенон Элейский своими апориями?

7. Можно ли утверждать, что Эмпедокл заложил основы плюралистической концепции мира?

8. Как Пифагором решалась проблема субстанции?

9. Что такое гомеомерии, согласно Анаксагору?

10. В чем суть античного атомизма?

11. Кого в Древней Греции называли софистами? Какое значение имеет это понятие сегодня?

12. Почему учение Сократа определяют как философию этического рационализма?

13. Чем отличается школа киников от школы киренаиков?

14. Можно ли считать Платона основоположником философии объективного идеализма?

15. Как вы думаете, подтвердил ли Аристотель своим учением сказанные им слова: «Платон мне друг, но истина дороже»?

16. В чем видели смысл жизни эпикурейцы?

17. Каковы особенности этики стоицизма?

18. В чем суть философского учения античных скептиков?

19. Что такое Единое в философии Плотина?

Основная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2009.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс. М., 2001.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М., 2009.

Марков Б.В. Философия. СПб., 2009.

Налетов И.З. Философия. М., 2007.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2006.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2008.

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2009.

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008.

 

Дополнительная литература:

 

Антология мировой философии: Античность. Минск, 2001.

Аристотель. Метафизика//Соч. В 4 т. М., 1976. Т.1.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. М., 2000.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., 1979.

Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993.

Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: Попытка реконструкции системы аргументов. М., 1988.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. М., 1993.

Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991. Ч. 1.

Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М., 2000-2001.

Платон. Диалоги. М., 1986.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луциллию//Сенека и др. Если хочешь быть свободным. М., 1992.

Философия в вопросах и ответах/под ред. А.П.Алексеева и, Л.Е.Яковлевой. – М., 2006.

Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М., 2009.

Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М., 2008.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

 

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 368;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.