Этничность за пределами групповых границ
Этническая номенклатура населения мира сложилась под влиянием европейской и североамериканской нормативности, когда британский антрополог Бронислав Малиновский достаточно условно разрисовал карту Африки по племенам, американец Франц Боас с коллегами (прежде всего с Джорджем Мердоком) потрудился над «культурами» других регионов мира, а российский этнограф Борис Осипович Долгих вслед за более ранними описаниями сконструировал племенной состав населения Сибири. Работа ученых по составлению мировых атласов народов, включая знаменитый советский атлас 1964 г., была вполне квалифицированной, и она в целом отражала существовавшее на тот момент представление о «культурах» и «народах» (термин «этнос» в советской науке тогда не использовался) и коллективных этно- идентичностях. Но уже тогда был большой вопрос с крупными народами, в среде которых существовали и другие, не наделенные отдельным статусом коллективности (например, поморская и казаческая среди русских, кряшенская среди татар). Или собранные на момент классификации сведения не раскрывали более сложные диспозиции в групповых самосознаниях и культурных практиках (разные языки воспринимались как диалекты одного языка, разные культурные практики трактовались как «субэтнические» или «этнографические» группы», разные группы объединялись в дуальные конструкции и т. д.).
Самая большая беда этнографического картографирования на всех его этапах, а в последние десятилетия особенно, заключалась в том, что пространственное отображение этнической мозаики соответствовало преимущественно сельскому населению, а сложные по этническому составу города, особенно крупные мегаполисы, плохо ложились на плоскую поверхность карт. И, конечно, извечным препятствием для мирового и странового этнического картографирования было отсутствие во многих регионах и странах самого деления населения по этническим группам или же абсолютное преобладание страновой идентичности. С.И. Брук в своем справочнике по этнодемографическому составу населения мира пошел по простому пути, обозвав этносами все население малых политико-административных образований (антигуанцы, ямайцы, гваделупцы, кубинцы, сентбернандинцы и т. д.). Действительно, первое, что было мною отмечено во время пребывания на той же Ямайке, это надпись на ямайском долларе «from many one people», т. е. осознаваемый сложный этнический и расовый состав этого островного государства мало что значил по сравнению с общеямайской идентичностью. В последние годы после мировых побед ямайских легкоатлетов это чувство еще более усилилось. Вот только этносом ямайцев назвать никак нельзя: это малая, но сложная гражданская/политическая нация.
К концу ХХ в. в результате масштабных усилий разных институтов (административных, научных, религиозных, общественных) была выстроена по сути своей евроцентристская номенклатура «народов мира» в их этническом понимании. Моду здесь задали советские этнографы - стойкие продолжатели немецкого и восточноевропейского народоописания эпохи романтизма XIX в. и дореволюционного российского народоведения. Для советских этнографов на Земле не существовало места без этносов, как бы ни было трудно определять эти «таксоны» во многих странах, не говоря уже зачастую об отсутствии достоверных полевых данных. Тем не менее такая работа была сделана, и в эту классификацию поверили не только ученые, но и многие из тех, кого она касалась лишь очень условно или при большом воображении.
Правда, не всеми и не везде это было воспринято как данность вплоть до того, что руководство французской компартии в лице генсека Жоржа Марше пожаловалось в ЦК КПСС на Институт этнографии АН СССР и лично на заместителя директора института Соломона Брука за попытки представить французов как разные народы (собственно французы, бретонцы, корсиканцы и т. д.). С аналогичной жалобой на имя Л.И. Брежнева обратилось и болгарское руководство, недовольное изображением на советском этнографическом атласе македонцев Пиринского края Болгарии как отдельного народа.
Однако, пожалуй, только в СССР и в зоне его влияния (как видим, Болгария была исключением) групповая этнизация обрела всеобщий характер и подвергалась причудливой верхушечной инженерии, особенно в период «строительства/формирования социалистических наций и народностей». Это был гигантский эксперимент территориализации и институциализации этничности, который только в последние годы был более или менее адекватно осмыслен исследователями. В других регионах, включая и развитые страны, этнонации, понимаемые как составная часть населений государств, приживались трудно и не повсеместно. Так, например, огромный мир коренного населения Северной Америки и других переселенческих стран избрал основой более современных группировок принцип аборигенных общин. Старые классификации по языковым семья в реальной жизни ушли в прошлое, и «первые нации» (first nations) в той же Канаде представляли собой именно политические союзы общинных и территориальных групп с общими проблемами и общими оппонентами в лице промышленных корпораций, так называемого основного населения и государственных структур. Примерно так же в США основой деления и группировки индейских групп были резервационные общины или крупные географические ареалы (Аляска, Северо-Запад, американские прерии, восточное побережье и т. д.). Именно так (по геокультурным ареалам) был организован многотомный энциклопедический труд о североамериканских индейцах, изданный Смитсоновским институтом в отличие от статей по индейским этносам в Большой советской энциклопедии и в энциклопедии «Народы и религии мира», изданной под моей редакцией.
В собственно европейском и североамериканском ареалах сам термин «этническая группа», «этния» использовался только по отношению к так называемым историческим меньшинствам, т. е. к недоминирующему населению страны и не к иммигрантским группам. Но в понятие «меньшинство» могли включаться этнические (национальные), языковые, религиозные и расовые группы. Некоторые крупные регионально-исторические и этнокультурные сообщества, особенно имеющие статус внутренних автономий, не желали считаться меньшинствами, и это учитывалось в науке и в практике. Некоторые этногруппы и регионально-территориальные сообщества в равной степени становились соискателями самообозначения «нация», не особенно заботясь, есть или нет у них какие-то «объективные признаки нации». Так, например, в постфранкистской Испании утвердились «региональные нации» (каталонцы, баски, галисийцы и другие), которые совсем не были этносами, а были населением территорий с определенной культурной отличительностью, но главное - с памятью об исторически существовавших государственных образованиях на данной территории и с мощной идейно-политической мобилизацией вокруг лозунга регионального самоопределения.
Во Франции обычно население делят на «урожденных французов» и граждан, имеющих иностранное происхождение (около четверти населения страны - выходцы из Италии, Марокко, Турции, Португалии, Алжира и других стран). За пределами французской нации остаются многочисленные новожители - иммигранты, которые не имеют французского гражданства. Однако кто эти «урожденные французы» и почему среди них есть те, кто говорит не только на французском языке, но и на баскском в Пиренеях, каталанском в Руссильоне, немецком в Эльзасе, бретонском в западной Бретани, нидерландском во Французской Фландрии, фламандском в районе Дюнкерка, корсиканском на Корсике? Это означает, что французы как этническая общность (если вообще этот термин можно применить в данном случае) имеют сложный языковой состав, разные и сложные идентичности. Или же вслед за Бруком мы должны вычесть из французов корсиканцев (а значит и Наполеона Бонапарта!), «Гасконцев» (гасконцев, включая Д’Артаньяна)? Французский этнос, если таковой должен быть в наличии, при более внимательном рассмотрении становится неуловимым, а точнее - неопределимым и, значит, - несуществующим. Французы появляются, когда начинается разговор о нации как о согражданстве, но об этом речь пойдет ниже.
Строго говоря, именно среди европейских народов не так просто определить наличие и идентификационные или культурные границы этносов, если речь не идет о малых этнических или языковых меньшинствах. В таком случае, если мы не можем в этническом смысле определить, кто такие испанцы, итальянцы, немцы, французы, англичане, австрийцы, тогда какой смысл в установке на всеохватность этнических общностей? Следует признать, что утверждать установку на трактовку представителей доминирующих (можно также сказать сердцевинных, референтных) культур в рамках европейских государств в качестве «народов- этносов» изначально представляло большую методологическую трудность, а делать это сейчас - тем более трудно. Кто такие англичане как народ в составе британской нации, кто такие кастильцы как народ среди испанцев, кто такие итальянцы без тирольцев и сардинцев, кто такие французы как «главный этнос» без корсиканцев? На мой взгляд, мы окончательно пришли к ситуации как в ее реалистском понимании, так и в концептуальном плане, когда на смену состоящему из «этнофоров» этносу как группе пришла этничность как форма идентичности, которая может иметь как единичный, так и множественный характер. И здесь американский социолог Роджерс Брубейкер прав в своей трактовке «этничности без групп» как нормы современного мира, а не исключения, и это правило распространяется не только на европейские народы, включая, кстати, и Россию. Этничность не только стала одним из принципов организации социальных различий, как считал Ф. Барт, но и само ее содержание усложняется, выходя за пределы единичных групповых границ.
В других регионах мира, особенно в странах Азии, арабского Востока, Океании принципы группировки населения внутри уже современных государств складывались вокруг религиозных границ, сословно-кастовых, языковых и общинно-клановых характеристик. В самой крупной стране мира Индии, пожалуй, только в так называемом племенном поясе возможно говорить об этнических группах как первоосновах социальных коллективов. В остальном мы имеем сложные этноконфессиональные альянсы, зачастую с хрупким межобщинным взаимодействием, которое легко разрушается из-за внешних вмешательств или вакуума власти. Более того, современный мусульманский Восток ставит в тупик последователя традиционных подходов к проблеме нации и этноса. Как пишет В.Я. Белокриницкий, проекция порожденного в Европе концепта нации и национализма на исламский ареал вызвала к жизни внешне сходные, но во многом своеобразные явления, и «не исключено, что наблюдаемые нами сегодня на Ближнем и Среднем Востоке острые и противоречивые социально-политические процессы - следствие экстраполяции явлений, порожденных в одной культурно-цивилизационной среде, на во многом не похожую реальность».
Действительно, именно после мировых войн ХХ в. феномен нациестроительства и утверждение понятия наций-государств (в уступку эссенциалистам можно сказать «процесс формирования наций-государств») захватил и мусульманский Восток, но только здесь не антиколониализм и трайбализм (как в Африке и в Азии)
стали метапарадигмами, в которые должны были вписаться европейские конструкты, а идеология панисламизма и разные исламские модели правления, особенно в суннитских и шиитских государствах. В этом регионе, в отличие от более или менее монотипической Латинской Америки, трудно назвать даже какие-либо общие закономерности в вопросах: «где и когда нация», а тем более что есть этнос. Так, например, выделившийся из индийского национально-освободительного движения Пакистан представляет собой исламский вариант восточного национализма, который характеризуется надэтничностью и суперрелигиозностью, т. е. растворенностью национализма странового типа (гражданского или территориального) в исламе. В этом варианте нет места этносу (хотя там и была опробована квотная система распределения должностей между этноконфессиональными общинами), а нация рассматривается как нация-государство с авторитарной властью, гипертрофированной ролью военной бюрократии и первостепенной ролью ислама.
Соседнее с Пакистаном государство Исламская Республика Иран демонстрирует более давние и более знакомые европейцам формы соперничества двух концепций нациестроительства: этнической (точнее - этнотерриториальной) и территориально-гражданской, где ислам трудно назвать основой иранской нации, несмотря на религиозно-теократическое правление после Исламской революции 1978-1979 гг. Здесь есть давняя идея общеперсидской общности с ее эпическим источником «Шахнаме», который обретает разные смыслы в разные эпохи, но в любом случае имеет общеиранскую объединительную силу. Здесь есть ощущение общей древней истории страны и свой иранский национализм начала ХХ в., тяготеющий к концепции просвещенного государства без шариата, а также национализм эпохи борьбы против британского колониализма при правительстве Моссадека в середине ХХ в. Но здесь же в Иране есть конкурирующие этнонационалистические версии государственности со стороны этнически отличительного Иранского Курдистана и крупнейшей и самой отсталой провинции Систан-Белуджистан. А в целом в современном Иране есть иранская нация с ее важными интегрирующими факторами от персидского языка до странового патриотизма против внешних угроз. И это несмотря на этническую сложность населения, суннитско-шиитские противостояния, имперское наследие и смесь восточных и европейских начал в идеологии государственного строительства.
Совсем отдельный случай образа нации и политики нациестроительства наблюдается в Турции. Здесь вообще причудливое сочетание мощнейших идеоло- гем паносманизма, панисламизма и турецкого национализма ставят в соперничающие позиции гражданские и этнические начала в понимании того, что есть турецкая нация. Кемалистская модель нации раннереспубликанского периода претерпела в этой стране большие метаморфозы, но суть этой страны с точки зрения нациестроительства - это конфликт или трудное сосуществование европейской ориентации и ценностей и ислама. Кто и когда победит - вопрос прежде всего внутренних силовых расстановок, убеждений правящей верхушки и блокового влияния со стороны НАТО, а также других внешних влияний, включая и российский фактор.
Что касается Ближнего Востока и арабской Африки, то здесь недавнее исследование В.В. Наумкина показало, что большинство местных национальных сообществ, прежде всего Афганистан, Ирак, Израиль и Палестина, Сирия, Ливия, представляют собой «глубоко разделенные общества», где сразу несколько конфликтующих между собой социально-культурных и религиозных коалиций пребывают в сложном и легко разрушаемом симбиозе, где сложно говорить о целостности наций и даже о самой идее нации и где недавние внешние вмешательства и открытые конфликты создали ситуации трудно разрешимого хаоса. Концепт глубоко разделенных обществ давно присутствует в антропологической и политологической литературе и в свое время мы подвергли некоторые положения ряда западных конфликтологов критическому разбору, особенно по части непреодолимых, цивилизационных различий, которые якобы неминуемо ведут к открытому конфликту. С тех пор вышли работы британского политолога Адриана Гелке из Белфаста по этой теме, которые касались ряда таких обществ и ситуаций, как Босния, Афганистан, ЮАР, Северная Ирландия. Однако Наумкин прав в том, что разделенность и конфликт вызывают не столько культурно-исторические и религиозные различия, сколько нарушение внешними силовыми и другими вмешательствами сложившихся балансов и согласия. Сложность и хрупкость современных наций на Востоке - это не от незавершенности процесса нациестроительства или невозможности его осуществления, а от навязывания еврорецептов устройства наций-государств и от отказа различным вариантам воплощения идеи нации.
В регионе Латинской Америки на первом плане были и остаются расовые категории. Что такое этнос, здесь не знают ни ученые, ни политики и тем более - простые граждане. Так, в Аргентине, самой «белой» стране субконтинента, все сведения об этническом составе сводятся к трем категориям: европейцы (95 %), метисы (4,5 %) и индейцы (0,5 %). К этой же группе условно преимущественно белых стран можно отнести Уругвай (88 % европейцы, 8 % метисы и 4 % африканцы) и Чили (95 % белые и 5 % индейцы). Другая группа стран имеет большинство населения, которое относит себя к метисам (это потомки этнически и расово-смешанных браков): в Перу 80 % - метисы и 20 % - индейцы; в Венесуэле метисы составляют 67 %, белые (европейцы) - 21 %, негры - 10 %, индейцы - 2 %; в Мексике метисы - 60 %, индейцы - 30 %, белые (европейцы) - 9 %. Третья группа стран имеет более мощный субстрат в лице местного индейского населения, и здесь сложилась несколько иная категоризация, но в принципе она также не этническая: в Гватемале индейцы составляют 55 %, метисы - 44 %, белые - 1 %; в Боливии белые составляют 15 %, метисы - 35 % и индейцы - 50 %. Своя специфика существует в странах Антильского ареала.
Уникальный смешанный этнорасовый состав основного населения имеет Бразилия. Здесь вообще не работают привычные для многих групповые категории. Только в регионе Амазонии можно говорить о племенных группах, которые как-то соответствуют понятиям этническая группа, ибо имеют отличительные этноязыковые характеристики и самоназвания. Основное население страны представлено «смешанными расами», которые иногда также называют этническими. Это - бразильские негры (preto, «черный»); потомки негров и белых, которых относят к бразильским мулатам (pardos, «коричневый»); представители условно белой общины бразильского населения (branco, «белый»); индейского аборигенного населения Бразилии - indgena («индейцы»); японских переселенцев в Бразилию, которых, как и всех выходцев из Азии, в Бразилии относят к «amarelo» («желтым»). На этом этнорасовая категоризация не заканчивается. В Бразилии есть cafuzo («кафузо») - потомки от смешанного брака индейцев и негров; caboclo («кабокло») - потомки смешанного брака белых и индейцев; представители условной общины «джугара» - потомки одновременно белых, негров и индейцев; есть также община «айноко» - потомки японцев и белых. Все эти условные общины среди бразильского населения в некоторых случаях (в научных и статистических публикациях) называются этническими группами, но на самом деле к таковым в принятом смысле они не относятся. Или нам следует пересмотреть содержание тех социальных группировок людей, которые называются этническими.
Таким образом, весь этот разный и сложный опыт категоризации населения внутри большинства государств мира никак не укладывается в расписание жителей Земли по этносам как изначальным архетипам, во что глубоко уверовала отечественная этнография, а за нею представители других наук, даже включая генетиков. Более того, изменилась и сама природа этнических групп, которые все чаще самоорганизуются или конструируются внешними предписаниями по каким-то наиболее значимым референтным маркерам не только языкового, культурно-хозяйственного отличия, но и другим обретающим этнический смысл.
Дата добавления: 2017-02-01; просмотров: 1722;