Константы и переменные
Данные (в зависимости от способа хранения в компьютере) можно разделить на две группы: константы и переменные. В программе они определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обратиться для получения текущего значения.
Константы - это данные, значения которых не изменяются в процессе работы программы. Константы "узнаются" по форме их записи. С каждой константой связывается характеристика, называемая типом константы.
В языке Pascal используются константы трех видов: числовые, булевские и символьные. Числовые константы предназначены для представления целых и вещественных чисел. Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (булевские константы могут принимать лишь два значения). Символьные константы представляют данные, являющиеся последовательностями символов.
Значения переменных (в отличие от значений констант) могут изменяться во время выполнения программы. Переменные "узнаются" по именам (идентификаторам).
С каждой переменной программы связывается одна и только одна её характеристика, называемая типом.
Тип - это множество значений переменной вместе с множеством операций, которые можно выполнять над элементами этого множества.
Приписывая переменной некоторый тип, мы тем самым явно определяем множество значений, которые можно присвоить этой переменной, а также операции, с помощью которых можно манипулировать ее значениями.
В языке программирования Pascal принято все типы данных разделять на три группы:
1. простейшие, или скалярные (к скалярным типам данных относятся типы данных таких величин, значения которых не содержат составных частей, т.е. простейшие типы: целочисленный, вещественный, логический, символьный, перечисляемый, интервальный (тип диапазон) и ссылочный;
2. структурированные (структурированный тип данных, или структуры) данные, в своей основе имеет один или несколько скалярных типов данных, к ним относятся: строки, массивы, множества, записи, файлы;
3. процедурные и типа object (этим типам данных трудно поставить в соответствие данные в обычном понимании этого слова. Их названия отражают их базовые признаки и используются, как правило, в объектно-ориентированном программировании. Понимание работы с этими типами данных требует наличия определённого опыта и навыков программирования.
Рассмотрим некоторые скалярные (простейшие) типы данных.
1. Диапазон значений типа Byte: 0..255. Над данными типа Byte допустимы следующие операции:
+ (сложение);
+ (одноместный (унарный) плюс);
- (вычитание);
- (одноместный (унарный) минус);
* (умножение);
DIV (деление (получение частного));
MOD (получение остатка (второй операнд должен быть положительным));
ShL (логический сдвиг влево);
ShR (логический сдвиг вправо);
=, <>, <, <=, >, >= - операции сравнения.
При логическом сдвиге биты, оказавшиеся за пределами разрядной сетки кода, отбрасываются, а вместо недостающих устанавливаются нули.
2. Диапазон значений типа Integer: -32768..32767. Над данными типа Integer допустимы те же операции, что и над данными типа Byte.
3. Диапазон значений типа Word: 0..65535. Над типом Word допустимы те же операции, что и над данными типа Integer.
4. Диапазон значений типа Real: 2.9E-39..1.7E+38 (по абсолютной величине). Данные типа Real имеют точность до одиннадцати значащих цифр. Над данными типа Real допустимы следующие операции:
+ (сложение);
+ (одноместный (или унарный) плюс);
- (вычитание);
- (одноместный (или унарный) минус);
* (умножение);
/ (деление);
=, <>, <, <=, >, >= (операция сравнения).
5. Тип данных Char определяет множество символов с кодами ASCII. Над данными типа Char допустимы операции сравнения (=,<>,<,<=,>,>=).
6. Данные типа Boolean могут принимать два значения: TRUE и FALSE. Над данными типа Boolean допустимы следующие операции:
AND (логическое И);
OR (логическое ИЛИ);
XOR (логическое исключающее ИЛИ);
NOT (логическое отрицание);
=, <>, <, <=, >, >= (операции сравнения).
Дата добавления: 2017-01-26; просмотров: 1221;