И поведения. Правовое поведение
1.1. Взаимодействие права и поведения. Позитивное право всегда взаимодействует с поведением людей, поскольку связано с регулированием общественных отношений. Регулируя общественные отношения, оно в первую очередь воздействует на поведение людей, вследствие чего поведение людей нередко рассматривается как непосредственный предмет правового регулирования. В самом общем виде поведение можно определить как присущее живым организмам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение людей – это превращение их внутреннего состояния в действия по отношению к социально значимым объектам[145].
Применительно к праву поведение людей может быть либо юридически безразличным, либо юридически значимым. Юридически безразличное поведение – это поведение, находящееся за пределами сферы правового регулирования. Оно может быть значимым для обычаев, норм морали, корпоративных норм, но для права такое поведение никакого значения не имеет. Юридически значимое поведение – это поведение, которое находится в сфере правового регулирования. Именно с таким поведением и соприкасается право.
1.2. Понятие и признаки правового поведения. Правовое поведение является основной разновидностью юридически значимого поведения. Правовое поведение можно определить как предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное государству сознательно-волевое социально значимое поведение людей, которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия.
Отталкиваясь от данного определения, выделим основные признаки правового поведения.
Во-первых, правовое поведение – это поведениелюдей: отдельных индивидов или коллективов, групп людей. То есть правовым может быть поведение людей и только людей, ибо право способно воздействовать лишь на волю и сознание человека. Попытки воздействовать при помощи права на поведение, например, животных, имевшие место в отдельных государствах, не могут дать желаемых результатов, поскольку поведение животных объективно не поддается правовой регламентации.
Во-вторых, правовое поведение – это поведение, которое выражено вовне в форме конкретных физических действий или бездействия. Внешне правовое поведение может быть выражено либо в форме конкретного физического действия (активного поведения), либо в форме бездействия (пассивного поведения). Как отмечал К. Маркс, «помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»[146].
В-третьих, правовое поведение – это поведение, предусмотренное нормами позитивного права и получившее с их стороны определенную юридическую оценку. То есть правовое поведение – это поведение, находящееся в сфере действия юридических норм, так или иначе урегулированное ими. Вследствие этого оно выступает как юридически значимое поведение. Однако правовое поведение не следует отождествлять с юридически значимым поведением, поскольку юридически значимым может быть поведение, не урегулированное нормами права, но находящееся в сфере правового регулирования. Кроме того, юридически значимым, но не правовым считается поведение, совершаемое, например, малолетними детьми или лицами, признанными в установленном законом порядке невменяемыми.
В-четвертых, правовое поведение – это сознательно-волевое, осознанное поведение. Право способно воздействовать только на такое поведение людей, которое носит осознанный характер и контролируется волей человека. Вследствие этого поведение, не контролируемое сознанием и волей человека (например, поведение малолетних детей, поведение душевнобольных, поведение лиц, находящихся в бессознательном состоянии), не может быть объектом правового воздействия, не может считаться правовым поведением, хотя юридически значимым может являться. Так, причинение вреда малолетним ребенком нельзя рассматривать как правовое поведение, но юридическое значение такое действие имеет.
В-пятых, правовое поведение – это социально значимое поведение. Поступки людей, не оказывающие никакого влияния на общественные отношения, являются безразличными для права. С точки зрения социальной значимости поведение людей может быть: а) социально необходимым (например, защита отечества), б) социально желательным (например, участие в выборах), в) социально допустимым (например, забастовки), г) социально вредным, нежелательным для общества (например, правонарушения).
В-шестых, правовое поведение – это поведение, подконтрольное государству. Поскольку правовое поведение – это поведение, предусмотренное нормами позитивного права и так или иначе урегулированное ими, оно контролируется государством. Государство, регулируя поведение людей, оценивает его как правомерное или противоправное и устанавливает соответствующие правовые последствия: правовые гарантии для правомерного поведения и меры принуждения для противоправного поведения.
Наконец, в-седьмых, правовое поведение – это поведение, которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия. Обычно принято подчеркивать, что правовое поведение влечет или способно повлечь определенные юридические последствия, поскольку как юридически значимое действие или бездействие оно является юридическим фактом – основанием возникновения, изменения или прекращения какого-либо конкретного правоотношения. Между тем нужно иметь в виду, что некоторые поступки, относящиеся к категории правовых, могут и не влечь за собой явно выраженных правовых последствий. Например, говорить о каких-либо юридических последствиях при соблюдении правовых запретов будет, по всей видимости, явным преувеличением.
1.3. Виды правового поведения. Правовое поведение может быть самым разнообразным. Так, в зависимости от субъектов, т. е. носителей правового поведения, оно может быть индивидуальнымиколлективным (групповым). Индивидуальное правовое поведение – это поведение отдельно взятого человека, индивида, а коллективное – поведение определенной группы лиц или коллектива людей.
Правовое поведение можно классифицировать и в зависимости от его внешнего проявления. В этом случае его следует подразделить на действия и бездействие. Действия – это внешне активное поведение, а бездействие – наоборот, внешне пассивное поведение, поведение, которое выражено в воздержании от совершения тех или иных действий.
С точки зрения социальной значимости правовое поведение принято подразделять на социально полезное и социально вредное. Социально полезное – это поведение, необходимое или желательное для общества, социально вредное – это поведение, не желательное или опасное для общества.
Наконец, самая основная классификация правового поведения – это его деление на правомерное и неправомерное (противоправное). В основе данной классификации лежит юридическая оценка человеческого поведения, т. е. оценка, даваемая ему позитивным правом. Правомерное поведение – это поведение, соответствующее тому, что предписано правом, неправомерное, противоправное поведение – это поведение, не соответствующее праву, противоречащее ему.
Некоторые исследователи, рассматривая вопрос о видах правового поведения, считают, что поведение субъекта нельзя анализировать с позиций какого-либо одного из факторов, исходя, например, либо из юридической оценки поведения, либо из его социальной значимости, что развитие и потребности юридической практики требуют более дифференцированного подхода к этому вопросу. В данной связи предлагается, в частности, выделять следующие виды правового поведения:
1) правомерное – социально полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям;
2) правонарушение – социально вредное поведение, нарушающее требования норм права;
3) злоупотребление правом – социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм;
4) объективно-противоправное – поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений[147].
Предложенная классификация правового поведения, безусловно, заслуживает внимания, однако вызывает ряд возражений. Во-первых, бросается в глаза нарушение некоторых правил формальной логики относительно деления понятий, что, в общем-то, недопустимо. В частности, согласно этим правилам деление должно производиться по одному основанию и члены деления должны исключать друг друга[148]. Ни то, ни другое в данной классификации не выдержано, поскольку используется два основания классификации (юридическая оценка и социальная значимость поведения) и члены деления не исключают друг друга (правомерное поведение и злоупотребление правом относятся согласно данной классификации к поведению, соответствующему требованиям норм права, а правонарушение и объективно-противоправное поведение – к поведению, противоречащему правовым предписаниям).
Во-вторых, трудно согласиться с вытекающим из смысла рассматриваемой классификации выводом о правомерном характере поведения, называемого злоупотреблением правом. Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, поскольку он является самостоятельной и достаточно сложной проблемой[149], считаем, что данный вид поведения нельзя отнести к правомерному поведению. Правомерное поведение – это вид правового поведения и оно должно быть предусмотрено нормами позитивного права. Если же поведение, считающееся злоупотреблением правом, не запрещено или не дозволено позитивным правом (привести пример, когда нормы позитивного права дозволяли бы субъектам злоупотреблять своими правами, практически невозможно), его нельзя рассматривать в качестве правомерного, поскольку оно не предусмотрено позитивным правом и не является правовым. Здесь имеет место ситуация, когда закон молчит относительно любых социально вредных и даже социально опасных деяний, ибо нет противоправных деяний без указания на то в законе. Другое дело, когда злоупотребление правом прямо запрещено законом. В этом случае такие деяния безоговорочно должны быть отнесены к разряду правонарушений, даже если запрет носит самый общий характер[150].
В-третьих, вызывает возражение характеристика объективно-противоправного поведения (деяния) как поведения, не наносящего вреда. Можно привести сколько угодно случаев причинения вреда при совершении объективно-противоправных деяний (например, причинение вреда источником повышенной опасности при отсутствии вины). Как совершенно обоснованно отмечается в литературе, главным в объективно-противоправных деяниях является не отсутствие вреда, а отсутствие, прежде всего, вины лица, совершившего противоправное деяние[151].
Таким образом, едва ли целесообразно различать виды правового поведения, исходя сразу из двух критериев: социальной значимости и юридической оценки поведения человека, ибо это вносит лишь путаницу в вопрос о классификации правового поведения.
§ 2. Правомерное поведение:
Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 824;