Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики 19 глава
Интегративная функция. Если социализирующая функция заключает в себе усвоение и воспроизведение знаний, умений, норм и ценностей, то интегративная функция означает включение различных категорий инвалидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей. Но человек социализированный, т.е. подготовленный к жизни в обществе, может оказаться не интегрированным, не востребованным обществом.
Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи: чем выше уровень социализации, тем больше шансов у человека включиться в деятельность других групп, коллективов, сообществ. В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция.
Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья включает:
– воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
– активное участие в данном процессе самого ребенка (субъективнообъективная роль);
– совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности (Е.М. Старобина, Е.И. Красавина, 1998).
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей нормального развития. При всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Еще большую изоляцию от общества испытывают дети, воспитывающиеся в специальных детских домах и дети надомного обучения, не посещающие школу.
В последние годы в Институте коррекционной педагогики РАО и других учебных и научных заведениях ведется разработка моделей интегрированного обучения. Л.М. Шипицына (1997, 2001) выделяет два типа интеграции: интернальную и экстернальную. Интернальная интеграция – объединение детей внутри системы специального образования, экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового обучения.
Совместное обучение приносит пользу не только детям с проблемами развития, но и здоровым школьникам. У первых формируется положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение, более полная реализация обучения. У здоровых детей интеграция формирует чувства сострадания, терпимости, взаимопомощи не только к этим детям, но и к взрослым и пожилым людям со специальными нуждами, права которых ущемлены, что в дальнейшем способствует пониманию и уважению прав любого человека (Н.С. Хилько, 1992).
Проблемы интегрированного обучения, изучаемые в специальной педагогике, к сожалению, не затрагивают адаптивной физической культуры, где совместные уроки и внеурочные занятия слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих и др. (интернальная интеграция), рекреативные занятия детей разных нозологических групп с участием родителей, совместный отдых в летних и зимних оздоровительных лагерях, проведение праздников, фестивалей, спортивных соревнований (экстернальная интеграция) являются естественными формами двигательной активности и, следовательно, открывают большие возможности для реализации интегративной функции.
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт, в частности, представляют собой уникальные формы интеграции, которых не существует ни в одном виде деятельности инвалидов. Иллюстрацией тому служат крупные соревнования. На Паралимпийских играх (Сидней, 2000) участвовало более 4000 спортсменовинвалидов всех нозологических групп (кроме инвалидов по слуху) из 125 стран мира (Н.А. Малкова, А.В. Царик, 2000; Л.Н. Селезнев, 2000). Эталоном, ставшим всеобщей ценностью для спортсменов разных стран, являются идеи олимпизма, проповедующие стремление к истинному совершенству, взаимопониманию и миру на земле. Столь высокие цели и жизненные идеалы, возможности общения, самопроявления и признания дают полное основание считать спорт высших достижений инвалидов наиболее мощным средством социализации и интеграции личности в общество.
Коммуникативная функция. Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации, ощущении включенности в какуюлибо деятельность (Ю.Л. Ханин, 1980; А.А. Бодалев, 1983).
Детиинвалиды изза меньшей мобильности имеют ограниченные возможности общения (А.М. Богуш, 1984; И.Н. Садовникова, 1995). Сложность общения заключается в том, что многие из них имеют отклонения в развитии речи. Наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание, при которых в качестве вторичных нарушений выступают ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, речевой функции, отклонения в эмоциональноволевой сфере (А.Н. Корнев, 1997).
Коррекции дефектов произношения, речи, письма придается большое значение, осуществляют ее логопеды, врачи, психологи. Л.С. Выготский считал, что центральной областью коррекции и компенсации дефекта является речь как средство общения. Средствами коммуникативного общения являются речь, жесты, позы, звуки, мимика, пантомимика. Последние особенно ярко выражены у людей с нарушением слуха.
В процессе занятий физическими упражнениями используются вербальные и невербальные способы общения. Если речевая функция сохранна, то вербальное общение не встречает особых преград. В случае нарушения речи изза утраты слуха или нейросенсорной тугоухости к методам словесного общения педагога предъявляются особые требования: при объяснении речь должна быть четкой, разборчивой и понятной с одновременной демонстрацией движения. Важно при этом, чтобы всем занимающимся было видно лицо и губы говорящего. Иногда речь дополняется мимикой и жестами.
При сохранном слухе и речевых нарушениях на занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для коррекции речи: формирования фонематического слуха, четкой артикуляции, увеличения словарного запаса и т.п. (А.И. Махова, 1997) путем подбора специальных упражнений и подвижных игр с речитативами, стихами, звуковой имитацией, скороговорками, считалками и др. (Н.А. Баранова, 1993), а также целенаправленного развития функций дыхания и дыхательной мускулатуры, координации мелкой моторики рук, расслабления, инициирующих развитие речевой функции (Е.Я. Михайлова, 2001). Такая деятельность педагога АФК должна быть согласована с логопедическими программами коррекции речи, связанными с движением. Например, методика логопедической работы при дизартрии, вызванной органическим поражением ЦНС церебрального генеза, строится на восстановлении и развитии движений и традиционной коррекции звукопроизношения (И.А. Смирнова, 2001).
Невербальное общение характерно для совместной двигательной деятельности на уроках физической культуры, в рекреативных занятиях, спортивных тренировках (парные и командные упражнения, эстафеты, подвижные и спортивные игры и т.п.), когда взаимопонимание достигается без слов. Это не значит, что общения не происходит. Сам характер двигательной деятельности формирует определенную структуру взаимоотношений: согласованные по точности и координации движения, перемещения в пространстве, поддержки, помощь, тактические действия и другие представляют собой невербальное двигательное общение. Такое общение формирует отношения доверия, уважения, симпатии к партнерам, усваиваются привычки и нормы поведения.
В адаптивном спорте есть свои особенности общения. Тренировочные занятия, как правило, проводятся индивидуально или в малых группах. Социологи считают, что малая группа выполняет роль посредствующего звена между личностью и обществом и вместе с тем она есть поле непосредственной деятельности личности и ее взаимоотношений с другими людьми (Г.С. Антипина, 1982; Н.И. Пономарев, 1996).
Ведущим признаком объединения инвалидов в малые группы являются общие цели, сходные интересы, потребность в общении, в совместной деятельности (А.Д. Черемных, 1996). Непосредственный контакт с помощью речи и невербальных коммуникаций, эмоционально переживаемый результат деятельности позволяет взаимно понимать и влиять друг на друга, устанавливать нормы и правила социального поведения.
Зрелищная и эстетическая функции. Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопереживанием. Для детей с нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к ней.
А в адаптивной физической культуре эта потребность реализуется в процессе занятий физическими упражнениями. Все дети хотят иметь красивую фигуру, уверенную осанку, сильное тело, для многих это является основным мотивом занятий. Не случайно дети с умственной отсталостью занимаются фигурным катанием, спортивной и художественной гимнастикой, дети с ДЦП – бальными танцами в колясках, аэробикой, выполняя упражнения с мячом, лентами, обручем, незрячие – ритмической гимнастикой, танцами и т.д., демонстрируя пластику, чувство ритма, координированность, экспрессивность, выразительность движений. Сочетание движения и музыки дает новые самоощущения радости, уверенности, защиты, полноценности жизни. Спортивные соревнования, будь то «Веселые старты» для незрячих, школьная спартакиада для глухих и слабослышащих детей, фестиваль спорта и творчества для детей с проблемами интеллекта, предусматривают определенные ритуалы, девизы, красочно оформленные помещения, инвентарь, костюмы, музыку, создавая атмосферу праздника. Спортивные и физкультурнооздоровительные мероприятия сопровождаются показательными выступлениями, шоуконцертами, конкурсами моды, выставкамиярмарками творчества детей (рисунки, поделки из глины, дерева, мягкая игрушка, вышивка, вязание и т.п.) с приглашением представителей общественности, спонсоров, администрации города, родителей, друзей, сверстников и др. Для детейинвалидов такие праздники запоминаются надолго, они не только получают эстетическое и эмоциональное удовольствие, личную сопричастность к этому событию, но и отношение зрителей, которые проявляют не жалость, а восхищение способностями этих детей, их волей к жизни.
В спорте высших достижений миллионы людей приходят на соревнования (или наблюдают по телевидению), чтобы увидеть красоту движений, остроту борьбы, мастерство и силу, быстроту, легкость, грациозность, совершенное владение телом. В соревнованиях инвалидов нет такой внешне идеальной красоты. Тем не менее трибуны стадионов, где проводятся соревнования инвалидов, всегда переполнены.
Повидимому, эстетические и эмоциональные переживания зрителей находятся на другом уровне восприятия. Своим упорством, настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой воли и духа спортсменыинвалиды вызывают потрясение, удивление в сознании людей. В этом и состоит притягательная сила спорта инвалидов.
Таким образом, АФК, являясь частью физической и общечеловеческой культуры, выполняет важные социальные и педагогические функции духовного и физического развития инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями. Все педагогические функции имеют предметное выражение в деятельности, сущность которой заключается в многообразном использовании физического упражнения – универсального средства и метода инициации двигательной активности инвалидов. Социальные функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая духовную сферу, интеллектуальные, психические способности, формируя активное отношение к ценностям физической культуры, здоровому стилю жизни.
Контрольные вопросы и задания
В чем заключаются педагогические функции?
В чем заключаются социальные функции?
3. В чем заключаются коррекционная и компенсаторная функции АФК?
Раскройте содержание профилактической функции АФК.
Дайте характеристику образовательной функции.
Воспитательная функция АФК.
В чем отличительные особенности ценностноориентационной функции?
8. Особенности лечебновоспитательной функции.
9. Роль профессиональноподготовительной функции в системе реабилитационных мероприятий.
10. Творческая функция АФК.
Рекреативновосстановительная функция и ее роль в различных видах АФК.
В каком виде АФК гедонистическая функция играет главенствующую роль? Почему?
13. В чем ценность соревновательной функции?
В каких соревнованиях участвуют спортсменыинвалиды разных нозологических групп?
15. В чем сущность гуманистической функции и как она проявляется в спорте инвалидов?
Значение и сущность социализации инвалидов через спорт.
В чем проявляется интегративная функция в спорте инвалидов?
Роль и содержание коммуникативной функции в личностном развитии спортсменаинвалида.
Значение адаптивного спорта как зрелища для спортсмена и общества зрителей.
20. В чем состоит эстетическая функция адаптивного спорта?
ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Принципы являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к этому процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы служат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями адаптивной физической культуры.
На основе изучения современных принципов философскомировоззренческого характера, определяющих стратегический путь развития физической культуры личности (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1995; В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев, 1996; Л.И. Лубышева, 1996, 1997; Ю.М. Николаев, 1998 и др.), дидактических принципов, законов и закономерностей обучения (М.А. Данилов, 1967; М.Н. Скаткин, 1982; Ю.К. Бабанский, 1988; П.И. Пидкасистый, 1998), общепедагогических принципов теории и методики физической культуры (С.В. Янанис, 1974; М.М. Боген, 1982; Л.П. Матвеев, 1991; В.И. Григорьев, Ю.Ф. Курамшин, 1999 и др.), педагогических принципов лечебной физической культуры (В.А. Епифанов, 1987; А.Ф. Каптелин, И.П. Лебедева, 1995; В.М. Боголюбов, 1998), принципов валеологии (И.И. Брехман, 1990; А.А. Дмитриев, П.Ю. Жуковин, 1997), принципов реабилитации психически больных (М.М. Кабанов, И.К. Шац, 1997), принципов специальной педагогики и психологии (Л.С. Выготский, 1983; Г.М. Дульнев, В.В. Воронкова, 1994; Л.М. Шипицына, 1995), принципов лечебной педагогики (Е.М. Мастюкова, 1997), принципов коррекции двигательных нарушений у детей аномального развития (А.А. Дмитриев, 1991; Г.Б. Сергеев, 1995; Е.С. Черник, 1997; А.П. Ефимов, 1997; Л.Н. Ростомашвили, 1999 и др.) разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специальнометодические принципы (см. рисунок).
Социальные принципы.Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.
Принцип гуманистической направленности
Современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров общегосударственной политики от «подготовки здорового и физически развитого населения» на подготовку персонально каждой личности. В соответствии с новой парадигмой образования интересы развития личности первичны, а общества – вторичны, но чем больше развита личность, тем выше интеллектуальный потенциал всего общества.
Эта концепция выражает гуманистическую идеологию, личностную ориентацию к ценностям физической культуры каждого ее члена (В.М. Выдрин, 1980, 1995, 2001; В.К. Бальсевич, 1991; Л.И. Лубышева, 1993; Ю.М. Николаев, 1998 и др.). В Законе Российской Федерации об образовании идея общечеловеческих ценностей и гуманизма красной нитью проходит через все положения. Так как люди с ограниченными возможностями и инвалиды являются членами одного сообщества, то эта идея распространяется и на них с равным правом реализации.
Гуманистическое отношение общества к личности инвалида находится пока в переходной стадии, на этапе поиска позитивных решений. Это касается образования, трудоустройства, социализации, создания условий равной личности, экономической независимости. Иллюстрацией этому является исследование И.М. Бгажноковой и А.Н. Гамаюновой (1997), которые в целях социальной адаптации детейсирот с нарушениями интеллекта изучали общественное мнение о данной категории лиц и готовности населения принять их в качестве равноправных членов общества. Больше половины опрошенных считают, что умственно отсталые должны быть ограничены в праве избирать и быть избранными в органы власти, 42% респондентов отказали умственно отсталым лицам в возможности работать в обычных трудовых коллективах, а 43% категорически отрицают право создавать семью и иметь детей.
ности и вариативности
Принципы адаптивной физической культуры
Если учесть, что большинство детейсирот, выпускников специальных детских домов не имеют перспективы на индивидуальное место жительства, надежное трудоустройство при отсутствии жизненного опыта в условиях изолированного проживания в учреждениях интернатного типа, то становятся понятными и объяснимыми цифры статистики: каждый третий воспитанник детского дома – бомж, каждый пятый – преступник, каждый десятый кончает жизнь самоубийством (по данным Российского детского фонда на 1993 г.). Категория детейинвалидов, лишенных родителей или опеки, относится к самой неблагополучной части общества. Эти сведения не могут не тревожить общество и государство. Но решение этих проблем находится не только в сфере реформации социальноэкономических отношений в стране, гарантии материального обеспечения и социальной защиты, но и готовности общества понимать и разделять личные проблемы людей с нарушениями в развитии. Становится совершенно очевидным, что данная категория лиц испытывает самый большой дефицит гуманного отношения к себе.
Адаптивная физическая культура, используя естественную потребность человека в движении, игре, эмоциях, общении, обладает высоким потенциалом воздействия на различные сферы жизнедеятельности, создавая условия реализации истинного гуманизма по отношению к инвалидам и лицам с ограниченными функциональными возможностями.
Принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре означает:
– создание равноправных условий на занятиях физическими упражнениями; признание ценности каждой личности независимо от физических и умственных способностей, отставания в развитии, характерологических особенностей;
– сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие потенциальных возможностей физического, психического, духовного развития и саморазвития личности;
– свободу выбора доступных форм двигательной активности в процессе учебной, досуговой, трудовой, спортивной деятельности в коллективных, индивидуальных, семейных, самостоятельных занятиях, ориентирующих на здоровый образ жизни.
Реализация этого принципа осуществляется следующими педагогическими подходами:
– ориентацией на личностное развитие, т.е. формирование целей, мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятельности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упражнениями;
– этикой взаимоотношений, демократическим стилем руководства и общения, проявлением доверия, внимания, чуткости, сопереживания, веры в духовные и физические силы;
– вариативностью педагогических воздействий в соответствии с индивидуальными физическими и психическими возможностями, учетом состояния личности «здесь и сейчас».
Принцип непрерывности физкультурного образования
В структуре адаптивной физической культуры непрерывное физкультурное образование означает сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни: сначала в семье, затем в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних, высших), в рекреативнооздоровительных и спортивных секциях, командах по видам спорта, реабилитационнооздоровительных центрах, производственных коллективах, семейных клубах, самостоятельных занятиях и т.п.
Биологической основой непрерывного физкультурного образования личности является механизм адаптации. Это свойство – главное в обеспечении жизнеспособности организма, его выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях факторов внешней среды, а также при меняющихся состояниях самого организма (В.И. Медведев, 1984). При возникновении патологических состояний адаптация играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменений в организме, защитных механизмов, противодействующих болезни (Ф.З. Меерсон, 1993).
Процесс непрерывных систематических занятий физическими упражнениями оказывает тренирующие влияние не только на биологические структуры и функции организма, но и на социальную и психическую адаптацию, означающую приспособление личности к условиям социальной среды и созидательное ее преобразование. Можно предположить, что непрерывное физкультурное образование лиц с ограниченными возможностями рассчитано именно на этот комплекс адаптивных реакций организма и личности: оно удовлетворяет потребности в целенаправленной двигательной активности, телесном здоровье, преодолении гиподинамии и гипокинезии, общении и культурном обогащении, повышении физических кондиций и координационных способностей, самореализации в спортивной карьере, самовоспитании и самореабилитации, в совершенствовании знаний, интересов, ценностных ориентаций (И.М. Быховская, 1996; В.И. Столяров, 1997; Ю.М. Николаев, 1998; С.П. Евсеев, 2000; В.М. Выдрин, 2001).
Таким образом, непрерывное физкультурное образование, вовлеченность в активные занятия адаптивной физической культурой различных социальнодемографических групп инвалидов и лиц с отклонениями здоровья решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностнонормативной системе общества, воспитания нравственных качеств рациональной организации досуга, активного отдыха, общения людей и т.п.
Наряду с прямым положительным эффектом систематические занятия физическими упражнениями снижают влияние ряда негативных факторов: способствуют отказу от вредных привычек (алкоголизма, наркомании, токсикомании), снижению уровня травматизма, простудных заболеваний, повышению устойчивости к агрессивным факторам внешней среды.
Все это положительно сказывается на духовном состоянии инвалидов и их окружении, существенно оптимизирует жизненные интересы, привычки и ценностные ориентации.
Реальный процесс удовлетворения потребностей человека с патологическими нарушениями в организме весьма сложен и противоречив. Степень его сформированности зависит от уровня общей культуры человека, его образованности, воспитания, характера, специальных знаний, условий жизни, влияния и помощи окружающих. Потребности формируются всю жизнь. В раннем детском возрасте определяющим является уровень педагогической осведомленности семьи, близких родственников (в первую очередь матери), которые не всегда владеют достаточными знаниями и умениями, чтобы грамотно помогать и инициировать двигательную активность ребенка. Гиперопека, тревога за будущее малыша, неразумность поведения, исключение или ограничение двигательного режима сдерживают естественное развитие и тем более не помогают корректировать и компенсировать имеющиеся нарушения.
В дальнейшем весь уклад жизни, быт, личная и социальная активность, потенциал духовных и психофизических возможностей инвалида, формирование его мотивов, интересов и ценностных ориентаций складываются под влиянием окружающей среды, которая либо помогает, либо тормозит развитие потребностей. На продолжительном этапе образовательной деятельности, особенно в младшем школьном возрасте, когда организм ребенка наиболее пластичен и податлив к обучению, воспитанию и развитию, важно, чтобы игровая деятельность, разнообразный досуг, развлекательные формы занятий с элементами спорта, искусства были повседневной практикой, вызывали неизменный интерес и потребность в двигательной активности, эмоциональном отдыхе, общении.
Даже взрослые инвалиды, понимающие остроту проблемы двигательной активности, осознавая реальную угрозу здоровью и даже жизни, все равно ведут пассивный образ жизни, не испытывая потребности в движении.
Причинами этого могут быть:
– отсутствие двигательного опыта, инертность характера и поведения, отсутствие воли, некоммуникабельность, незнание своих возможностей, неуверенность в успехе, отсутствие семейных традиций;
– отсутствие специальных знаний, необходимой информации, справочной литературы, программ и рекомендаций, групп и учреждений для совместных занятий;
– отсутствие, недоступность или отдаленность мест занятий (стадиона, корта, спортивной площадки, бассейна, тренажерного зала), невозможность или трудности использования общественного транспорта, дороговизна экипировки и личного инвентаря (спортивных костюмов, колясок, обуви, лыж, мячей, ракеток и т.п.);
– ограниченные возможности контроля и самоконтроля в процессе занятий, использования дополнительных восстановительных средств после занятий (душа, массажа, условий для личной гигиены, физиотерапевтических процедур);
– недостаточное количество компетентных специалистов (преподавателей, тренеров, реабилитологов, инструкторов, методистов, врачей, психологов), способных оказать консультативную и практическую по
мощь, выбрать соответствующий нозологии и интересам инвалида вид физкультурнооздоровительной или спортивной деятельности, составить индивидуальную программу занятий, проконтролировать состояние и т.п.
Эти и многие другие факторы по сути дела лишают возможности людей не только сформировать и развить свои потребности в двигательной деятельности, но и реализовать свое право на свободное развитие. Только наличие потребности в движении является залогом непрерывного физкультурного образования, благотворными результатами которого пользуется не только сам занимающийся, но и его дети, потомство, будущее поколение (И.В. Муравов, 1988; П.А. Виноградов, 1990).
Принцип социализации
В применении к лицам, имеющим ограниченные возможности, и инвалидам социализация означает процесс освоения социальнокультурного опыта, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в различных видах полезной деятельности, а также систему ценностей, знаний, умений, установок, норм межличностного взаимодействия и правил поведения.
Принцип социализации находится в тесной взаимосвязи с принципом непрерывности физкультурного образования и имеет общую аргументацию: социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь, без телесного здоровья как главной человеческой ценности невозможно освоение никаких других культурных ценностей.
Адаптивная физическая культура представляет собой обширную область деятельности, направленную на укрепление здоровья, активное содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, совершенствованию природных задатков и способностей, генетически заложенных в каждом человеке. В этой деятельности есть свои духовные и материальные ценности.
Духовные выражаются в преобразовании человеком самого себя: формировании знаний о своих физических и психических возможностях и способах их коррекции и развития, воспитании и самовоспитании интересов, мотивов, осознанной потребности в двигательной активности, укреплении эмоциональной и волевой сферы, характера и поведения.
Материальные ценности представляют собой результат педагогических воздействий преимущественно на биологические структуры организма в виде коррекции и компенсации двигательных нарушений, развития жизненно необходимых физических качеств и координационных способностей и выражающиеся в увеличении двигательной активности, укреплении здоровья, повышении работоспособности и физической подготовленности, а следовательно, в расширении личностных возможностей в профессиональной, культурной, коммуникативной, бытовой, семейной деятельности. В этом состоит качественное отличие и конечный, социально оправданный, продукт физкультурной деятельности инвалида.
Успешность социализации определяется экономической структурой общества, идеологией институтов образования, здравоохранения, социального обеспечения, зрелостью общественного мнения, профессионализмом и компетентностью специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность с инвалидами и лицами, имеющими ограниченные функциональные возможности.
В этом комплексном междисциплинарном процессе адаптивная физическая культура занимает одно из приоритетных мест. Каждый компонент адаптивной физической культуры – адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и другие – имеют свои проявления социализации. На протяжении жизни виды физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности могут использоваться отдельно, меняться, сочетаться, усложняться, т.е. видоизменяться в соответствии с возрастом, функциональными возможностями и потребностями конкретной личности, оставаться уникальным, универсальным способом социализации личности.
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 360;