Первые киевские князья


Вещий Олег княжил с 879 по 912г. После смерти Олега в Киеве стал кня­жить Игорь (912-945). Киевские князья обложили данью покоренные племена восточных славян. Походы дружин киевского князя за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани осуществлялся один раз в год и обычно проходил в зимнее время. В 945 г. Игорь решил повторно собрать дань с древлян. Возмущенные древляне перебили дружину Игоря, а князя казнили.

После смерти Игоря его жена княгиня Ольга (945-964) решила упорядочить сбор дани. Она устанавливает для племен "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани.

В княжение Игоря и Ольги к Русскому государству были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) был талантливым полководцем и государственным деятелем. Перед ним стояли задачи защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. Святослав совершил много военных походов. Он присоединил земли вятичей, затем нанес поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск пе­ченегов. Он начал войну с Византией за Балканский полуостров. Однако борьба с Константинополем окончилась неудачно: дружина Святослава была разбита, а сам он по дороге в Киев попал в засаду, устроенную печенегами, и был ими убит.

Расцвет Киевской Руси (конец X - первая половина XI в.)

Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Вла­димира I и Ярослава Мудрого.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян вошли в состав Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, земли дулебов (червленские города). Происходило дальнейшее укрепле­ние государственного аппарата. Сыновья князя и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Владимир I решил одну из важнейших задач того времени: обеспечил за­щиту русских земель от набегов печенегов. Для этого по южному рубежу русских земель по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд крепостей, где находились военные отряды. Это была первая пограничная линия Русского госу­дарства.

В 988 году князь Владимир I принимает из Византии на русские земли хри­стианство в качестве государственной религии. Крещение Владимира и его при­ближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских вла­дений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление насе­ления, почитавшего своих языческих богов.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего разви­тия Руси:

а) принятие христианства в православной традиции стало одним из определяю­щих факторов дальнейшего исторического развития Руси, поставив её между Западом (католичеством) и Востоком (исламом);

б) христианство явилось основой всей последующей русской культуры;

в) христианство укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси;

г) новая религия уравнивала Русь с христианскими странами и расширяла с ни­ми связи;

д) через христианство Русь перенимала культуру античных народов.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигает наивысшего могущества. Ярослав Мудрый обезопасил русские земли не только на юге от пе­ченежских набегов, но и на севере от прибалтийской чуди, где основал город Юрьев. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. На Руси началось каменное строи­тельство, широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Создается первый свод законов - "Русская Правда". Законы Ярослава ограничивали кровную месть кругом ближайших родственников и раз­бирали споры между свободными людьми. Позже сыновья Ярослава пополнили свод законов новыми статьями. Смысл дополнений - защитить имущество фео­дала и его вотчину; кровная месть отменялась вообще.

 

Социально-экономический строй Киевской Руси.

Существовало две формы организации производства:

а) вотчина (или отчина) - отцовское владение, передававшееся по наслед­ству от отца к сыну; владельцем вотчины был князь или боярин;

б) земли крестьян-общинников, ещё не подвластных частным феодалам, они платили дань великому князю в пользу государства. Свободное население Руси называлось "люди". Несвободное население делилось на несколько катего­рий:

1. смерды - население, зависимое от князя;

2. закупы - попавшие в долговую зависимость, должны были работать на сво­его кредитора до возвращения долга;

3. холопы, челядь - рабы в княжеской и боярской вотчине.

Рабовладельческий уклад имел довольно широкое распространение в Ки­евской Руси. Рабство на Руси носило патриархальный характер и существенно отличалось от классического рабства:

1) рабы не были основными производителями материальных благ;

2) рабы находились на положении младших, хотя и бесправных членов семьи;

3) в число рабов могли попасть не только военнопленные, но и разорившиеся соплеменники.

Древняя Русь развивалась как европейское государство и с экономической точки зрения (формирование частной собственности на землю), и с социальной (классообразование на основе выделения частной собственности), и с политической (складывалась не деспотия восточного типа, а система вассалитета, предполагавшая относительную свободу бояр от Великого князя, наличие Боярской думы и элементов народовластия - народное вече).

 



Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 1406;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.